Бесплатный вопрос юристам онлайн

98 юристов сейчас на сайте
2214ответов за 24 часа
Оксана, г. Москва
Оксана
18.06.2002 в 14:14
Россия, г. Москва | Вопросов: 2

Имеет ли мой сын право на отсрочку от службы в Армии при условии:

я вдова, воспитываю сына одна с 7 лет, я трудоспособна, работаю. Ребенок единственый. В браке больше не состояла.

номер вопроса №42429
прочитан 164 разa
Единая Бесплатная Помощь Юристов
Защита прав потребителей, банкротство, алименты, ЖКХ, наследство
8 800 505-91-11
звонок с городских и мобильных бесплатный по всей России

2 ответa на вопрос от юристов 9111.ru

  • 18.06.2002 в 14:26
    Юрист Россия, г. Москва  
    Рейтинг: 0 Отзывов: 39 Личная консультация

    Уважаемая Оксана Григорьевна, данное обстоятельство не дает Вашему сыну права на отсрочку. Чтобы он получил отсрочку от службы в армии, Вы должны полностью находиться на его иждивении.

  • 18.06.2002 в 14:47
    Юрист Россия, г. Челябинск  
    Рейтинг: 0 Отзывов: 169 Личная консультация

    Привожу текст ст.24 Закона о воинской службе, где указаны все основания для отсрочки.

    заключение о его категории годности к военной службе.

    2. Граждане Российской Федерации имеют право на отсрочку от призыва при наличии определенных семейных обстоятельств. Данными обстоятельствами признаются:

    1) занятость гражданина, подлежащего призыву на военную службу, постоянным уходом за отцом, матерью, женой, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, если отсутствуют другие лица, обязанные по закону содержать указанных граждан, а также при условии, что последние не находятся на полном государственном обеспечении и нуждаются по состоянию здоровья в соответствии с заключением органа государственной службы медико-социальной экспертизы по месту жительства граждан, призываемых на военную службу, в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре) или являются инвалидами I или II группы, достигли пенсионного возраста по старости или не достигли возраста 18 лет;

    2) наличие у гражданина, подлежащего призыву на военную службу, ребенка, воспитываемого без матери;

    3) наличие у гражданина, подлежащего призыву на военную службу, двух и более детей;

    4) наличие у гражданина, подлежащего призыву на военную службу, ребенка в возрасте до трех лет;

    5) осуществление воспитания матерью (отцом) гражданина, подлежащего призыву на военную службу, двух и более детей в возрасте до восьми лет или ребенка-инвалида с детства, при условии, что воспитание указанных детей осуществляется без мужа (жены).

    Если указанные обстоятельства имелись до призыва или возникли уже в период прохождения службы, военнослужащий вправе досрочно уволиться с военной службы (это, в частности, касается всех случаев предоставления отсрочки, а не только связанных с семейными обстоятельствами).

    3. Законодатель однозначно определил круг лиц, нуждаемость в постоянном уходе которых, повлечет для призывника приобретение права на отсрочку: отец, мать, жена, родной брат, родная сестра, дедушка, бабушка и усыновитель. Данный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

    Нуждаемость в постоянном уходе (помощи, надзоре) и признание инвалидом должно подтверждаться заключением органа государственной медико-социальной экспертизы по месту жительства граждан, призываемых на военную службу.

    Согласно ст.ст. 7 и 8 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ (с изм. // СЗ РФ. - 1995. - N 48. - Ст. 4563) медико-социальная экспертиза заключается в определении в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма Она осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Медико-социальная экспертиза осуществляется Государственной службой медико-социальной экспертизы, входящей в систему (структуру) органов социальной защиты населения Российской Федерации. Порядок организации и деятельности Государственной службы медико-социальной экспертизы определяется Правительством Российской Федерации. Примерное положение об учреждениях Государственной службы медико-социальной экспертизы утверждено постановлением Правительства РФ от 13 августа 1996 г. N 965 (СЗ РФ. - 1996. - N 34. - Ст. 4127).

    Медико-социальная экспертиза должна проводиться по месту жительства призывника, т.е. согласно ст. 20 ГК РФ по месту, где он постоянно или преимущественно проживает. Исходя из смысла этой нормы, призывник и его близкий родственник, которому требуется уход, не обязательно должны проживать в одном жилом помещении или даже в одном населенном пункте.

    4. На практике возникают вопросы с толкованием понятия отсутствия других лиц, обязанных по закону содержать указанных ранее граждан. Может ли, например, призывник, проживающий в г. Москве и занятый уходом за престарелыми родителями, получить отсрочку от призыва, если у него есть старшая сестра, проживающая с мужем и детьми в другом городе, например в Норильске? На первый взгляд, представляется, что в таких ситуациях необходимо исходить из того, имеют ли лица, обязанные по закону содержать вышеуказанных граждан, реальную возможность осуществлять уход за своими родственниками.

    Однако в соответствии с СК РФ трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них. Совместное проживание роли здесь не играет. При отсутствии заботы совершеннолетних детей о нетрудоспособных родителях и при наличии исключительных обстоятельств (тяжелой болезни, увечья родителя, необходимости оплаты постороннего ухода за ним и др.) совершеннолетние дети могут быть привлечены судом к участию в несении дополнительных расходов, вызванных этими обстоятельствами. Поэтому при наличии у родителей призывника других детей он не может быть освобожден от призыва на военную службу, даже если его братья или сестры не могут самостоятельно осуществлять уход за родителями.

    Существует еще несколько принципиальных моментов, которые необходимо учитывать при толковании комментируемой нормы:

    при определении состояния на иждивении следует исходить из того, что указанные нетрудоспособные лица находятся на постоянном содержании призывника или получают от него помощь, которая для них является постоянным или основным источником к существованию;

    под полным государственным содержанием подразумевается содержание членов семьи в государственных учреждениях, таких, как дома для престарелых, дома для инвалидов, детские дома, интернаты, специальные лечебные учреждения, а также обучение в военных училищах, в том числе суворовских и нахимовских.

    5. Норма, касающаяся пенсионного возраста, определена законодателем в ст. 242 КЗоТ РФ, в соответствии с которой пенсия по старости устанавливается работникам на общих основаниях: мужчинам - по достижении 60 лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет, женщинам - по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет. Аналогично определяет возраст, при котором возникает право на пенсию по старости, и ст. 10 Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" от 20 ноября 1990 г. N 340-I (с изм. и доп.). Этими нормативными правовыми актами определены так называемые общие основания права на пенсию.

    В то же время на практике иногда возникает сложность в принятии решения в отношении предоставления отсрочек от призыва тем призывникам, родители которых приобрели право на пенсию по старости:

    1) на льготных основаниях, т.е.:

    а) женщины, родившие пять и более детей и воспитавшие их до восьми лет, а также матери инвалидов с детства, воспитавшие их до этого возраста (право на пенсию возникает по достижении 50 лет и при общем трудовом стаже не менее 15 лет);

    б) инвалиды Отечественной войны и другие инвалиды, приравненные к ним в отношении пенсионного обеспечения (право на пенсию возникает у мужчин - по достижении 55 лет и у женщин - по достижении 50 лет);

    в) инвалиды I группы по зрению (право на пенсию возникает у мужчин - по достижении 50 лет и при общем трудовом стаже не менее 15 лет и у женщин - по достижении 40 лет и при общем трудовом стаже не менее 10 лет);

    г) граждане, больные гипофизарным нанизмом (лилипуты), и диспропорциональные карлики (право на пенсию возникает у мужчин - по достижении 45 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет, у женщин - по достижении 40 лет и при общем трудовом стаже не менее 15 лет);

    2) в связи с особыми условиями труда, т.е.:

    а) мужчины - по достижении 50 лет и женщины - по достижении 45 лет, если они соответственно трудились не менее 10 лет и 7 лет и 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и их общий трудовой стаж не менее 20 и 15 лет;

    б) мужчины - по достижении 55 лет и женщины - по достижении 50 лет, если они трудились соответственно на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет;

    в) женщины - по достижении 50 лет, если они проработали в качестве трактористов-машинистов в сельском хозяйстве, других отраслях народного хозяйства, а также машинистами строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин не менее 15 лет;

    г) женщины - по достижении 50 лет, если они трудились не менее 20 лет в текстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью;

    д) мужчины - по достижении 55 лет, женщины - по достижении 50 лет, если они трудились соответственно не менее 12 лет и 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене (по списку профессий и должностей), а также водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, в рудниках, разрезах и рудных карьерах на вывозке угля, сланца, руды, породы;

    е) мужчины - по достижении 55 лет, женщины - по достижении 50 лет, если они трудились соответственно не менее 12 лет и 6 месяцев и 10 лет в экспедициях, партиях, отрядах на участках и в бригадах непосредственно на полевых геологоразведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах;

    ж) мужчины - по достижении 55 лет, женщины - по достижении 50 лет, если они трудились соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования (по списку профессий, должностей и производств);

    з) мужчины - по достижении 55 лет, женщины - по достижении 50 лет, если они трудились соответственно не менее 20 и 15 лет в качестве механизаторов (докеров-механизаторов) комплексных бригад на погрузочно-разгрузочных работах в портах;

    и) мужчины - по достижении 55 лет, женщины - по достижении 50 лет, если они трудились соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (кроме судов портовых, постоянно работающих на акватории порта, служебно-вспомогательных, разъездных, пригородного и внутригородского сообщения);

    к) мужчины - по достижении 55 лет, женщины - по достижении 50 лет, если они трудились в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах не менее соответственно 20 и 15 лет;

    л) мужчины и женщины - по достижении 40 лет, если они постоянно трудились спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях (по перечню должностей и специальностей, утверждаемых Правительством Российской Федерации) не менее 15 лет и участвовали в ликвидации чрезвычайных ситуаций;

    м) мужчины - по достижении 55 лет, женщины - по достижении 50 лет, если они были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы (по списку работ и профессий, утверждаемому Правительством Российской Федерации), соответственно не менее 15 и 10 лет;

    о) мужчины и женщины - по достижении 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации (пожарной охраны Министерства внутренних дел, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел), предусмотренных перечнем оперативных должностей Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным министром внутренних дел Российской Федерации;

    3) в связи с работой на Крайнем Севере. Пенсия в связи с работой на Крайнем Севере устанавливается: мужчинам - по достижении 55 лет и женщинам - по достижении 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего севера, и имеют общий трудовой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

    В настоящее время нет однозначного толкования о правомерности предоставления отсрочек от призыва гражданам, родственники которых приобрели право на пенсию ранее 60 и 55 лет (мужчины и женщины соответственно). В то же время представляется правомерным предоставление данным призывникам отсрочек от призыва на военную службу, так как законодатель особо не оговорил в комментируемом Законе, какой именно порядок определения пенсионного возраста необходимо применять - общий или специальный, и учитывая то, что и тот и другой регламентируют определение пенсионного возраста по старости (а не за выслугу лет, например).

    При призыве на военную службу граждан, имеющих больных и пенсионного возраста родителей, такая категория граждан нуждается в определенной социальной защите со стороны государства. П. 3 Указа Президента РФ "О дополнительных мерах социальной защиты военнослужащих, проходящих военную службу по призыву" от 28 мая 1996 г. N 791 (с изм.) устанавливает возможность направления военнослужащих, проходящих военную службу по призыву и имеющих детей или больных и пенсионного возраста родителей, для прохождения военной службы вблизи места их проживания.

    6. Гражданам, имеющим ребенка, которые воспитывают его без матери, также предоставляется отсрочка от призыва на военную службу. Законодателем не определено понятие "воспитание без матери" (присутствует в подп. "в" п. 1 комментируемой статьи), вследствие чего невозможно определить, в каком случае у призывника возникает право на отсрочку - при условии, что мать ребенка после развода не проживает с ним или она должна в установленном порядке быть лишена родительских прав. Дело в том, что в соответствии со ст. 66 СК РФ родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет права на общение с ребенком, участие в его воспитании и решение вопросов получения ребенком образования, а родитель, с которым проживает ребенок, не должен препятствовать общению ребенка с другим родителем, если такое общение не причиняет вред физическому и психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию. Представляется правомерным предоставление отсрочки призывникам лишь в том случае, если мать ребенка лишена возможности принимать участие в его воспитании в связи с ограничением законом ее родительских прав.

    7. Гражданин не подлежит призыву при наличии двух и более детей. При этом не важно, от одной матери его дети или от разных, а также его это ребенок или он усыновил ребенка своей жены. Главное - он должен доказать факт отцовства или усыновления (удочерения).

    Происхождение детей от конкретных лиц должно быть удостоверено в установленном законом порядке. Таким порядком является регистрация рождения ребенка в органах загса. Только в этом случае происхождение ребенка становится юридическим фактом и порождает правовые последствия.

    Усыновление производится судом по заявлению лиц (лица), желающих усыновить ребенка. Усыновленные дети и их потомство по отношению к усыновителям и их родственникам, а усыновители и их родственники по отношению к усыновленным детям и их потомству приравниваются в личных неимущественных и имущественных правах и обязанностях к родственникам по происхождению.

    8. Наличие у гражданина ребенка в возрасте до трех лет является основанием для отсрочки от призыва на военную службу.

    На практике возникают вопросы, связанные с призывом граждан, которые в недалеком будущем могут стать отцами (например, при наличии беременности жены призывника). Представляется целесообразным на последних месяцах беременности жены предоставлять таким гражданам отсрочки от призыва. Однако в настоящее время это не предусмотрено комментируемым Законом и другими нормативными правовыми актами. Чтобы избежать дополнительных финансовых расходов, связанных с последующим увольнением указанных лиц с военной службы, представляется целесообразным внести соответствующие изменения в комментируемый Закон

    9. В случае если мать (отец) призывника кроме него имеет двух и более детей в возрасте до восьми лет или ребенка-инвалида с детства и воспитывает их без мужа (жены), гражданин также подлежит освобождению от призыва на военную службу. При этом следует учитывать, что восьмилетнего возраста не должны достигнуть оба ребенка матери (отца) призывника.

    10. Гражданам, поступившим на работу по специальности непосредственно по окончании образовательных учреждений высшего профессионального образования на условиях полного рабочего дня в государственные организации, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, предоставляется отсрочка от призыва на военную службу на время этой работы.

    Отсрочка от призыва на военную службу предоставляется призывной комиссией по месту воинского учета гражданина. Документом, подтверждающим право гражданина на отсрочку от призыва на военную службу, является справка, которая выдается гражданину по месту работы руководителем государственной организации, включенной в перечень, и представляется ежегодно, в августе, в военный комиссариат по месту воинского учета.

    Перечень государственных организаций, при поступлении на работу в которые по специальности непосредственно по окончании образовательных учреждений высшего профессионального образования на условиях полного рабочего дня гражданам предоставляется отсрочка от призыва на военную службу на время этой работы, утвержден постановлением Правительства РФ от 30 декабря 1998 г. N 1583 (СЗ РФ. - 1999. - N 2. - Ст. 295) - см. приложение 2.

    Необходимо учитывать, что отсрочка от призыва на военную службу предоставляется лишь тем гражданам, которые поступили на работу в указанные организации непосредственно по окончании образовательных учреждений высшего профессионального образования. В силу того что в настоящее время распределение по окончании образовательных учреждений почти повсеместно отсутствует, непосредственность, конечно, не предполагает поступление на работу в указанные организации по направлению образовательных учреждений. В то же время, если после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования гражданин работал в другом учреждении, организации и т.п., не входящих в вышеназванный Перечень, отсрочка ему не положена.

    Открытым в настоящее время остается вопрос о предоставлении отсрочек гражданам в случае поступления их на работу в рассматриваемые государственные организации после окончания образовательных учреждений высшего профессионального образования, но по истечении определенного промежутка времени (например, по истечении нескольких месяцев), при условии, естественно, что в другом учреждении, организации и т.п. они не работали. В данном случае предоставление отсрочки от призыва на военную службу представляется правомерным лишь тогда, когда гражданин подтвердит невозможность своего трудоустройства по специальности в рассматриваемый период (например, справкой о нахождении на учете в органах занятости населения).

    11. Гражданам, окончившим государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и проходящим службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральных органах налоговой полиции и таможенных органах Российской Федерации, а также обучающимся в образовательных учреждениях указанных органов или окончившим данные образовательные учреждения и получившим специальные звания, на время службы в этих органах предоставляется отсрочка от призыва на военную службу. Как видно, образовательные учреждения указанных органов не обязательно должны быть учреждениями высшего профессионального образования.

    Необходимым требованием, предъявляемым к негосударственным образовательным учреждениям, является наличие у них государственной аккредитации. Государственная аккредитация образовательного учреждения - это процедура установления (подтверждения) государственного статуса (типа и вида) образовательного учреждения на основе признания соответствия его деятельности, уровня реализуемых программ, содержания и качества подготовки слушателей государственным требованиям, предъявляемым к данному типу и виду учебных заведений и образовательным программам дополнительного профессионального образования. По положительным итогам государственной аккредитации образовательное учреждение получает свидетельство о государственной аккредитации установленного образца. Действие свидетельства о государственной аккредитации определяется сроками, установленными в приложении к нему, и подтверждается через каждые пять лет. Государственная аккредитация осуществляется на основании заявления образовательного учреждения и заключения по его аттестации (пп. 1.2. и 1.3. Положения о государственной аккредитации образовательных учреждений, реализующих программы профессиональной переподготовки специалистов, утвержденного приказом Минобразования России от 23 сентября 1996 г. N 113 // РВ. - 1996. - 15 октября).

Помощь юристов и адвокатов
спросить
Спросить юриста быстрее Ответ за 5 минут
Администратор печатает сообщение
0