Верховный Суд Республики Татарстан рассматривает заявление заместителя Генерального прокурора о недействительности некоторых положений Конституции республики
Заместитель Генерального прокурора РФ обратился в Верховный Суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействующими ряда положений Конституции Республики Татарстан, противоречащих федеральному законодательству. Верховный Суд Республики Татарстан возбудил производство |по заявлению.
Вправе ли суды общей юрисдикции проверять соответствие конституций и уставов субъектов РФ положениям федерального законодат ел ьст ва?
В какой суд следует обращаться заместителю Генерального прокурора? СКАЖИТЕ ПОЖАЛУЙСТА!
Постановление Конституционного Суда РФ от 18 июля 2003 г. N 13-П
"По делу о проверке конституционности положений статей 115 и 231 ГПК РСФСР, статей 26, 251 и 253 ГПК Российской Федерации, статей 1, 21 и 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в связи с запросами Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан, Государственного Совета Республики Татарстан и Верховного Суда Республики Татарстан"
"Конституционный Суд Российской Федерации постановил:
1. Признать содержащуюся во взаимосвязанных пункте 2 статьи 115 и пункте 2 статьи 231 ГПК РСФСР и во взаимосвязанных пункте 2 части первой статьи 26, частях первой, второй и четвертой статьи 251, частях второй и третьей статьи 253 ГПК Российской Федерации норму, которая наделяет суд общей юрисдикции полномочием разрешать дела об оспаривании нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 66 (части 1 и 2), 76 (части 3, 4, 5 и 6), 118 (часть 2), 125 (части 2, 3 и 5), 126 и 128 (часть 3), в той мере, в какой данная норма допускает разрешение судом общей юрисдикции дел об оспаривании конституций и уставов субъектов Российской Федерации.
2. Признать содержащуюся во взаимосвязанных пункте 2 статьи 1, пункте 1 статьи 21 и пункте 3 статьи 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", пункте 2 части первой статьи 26, части первой статьи 251 ГПК Российской Федерации норму, наделяющую прокурора правом обращаться в суд с заявлением о признании нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации противоречащими закону, не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 66 (части 1 и 2), 76 (части 3, 4, 5 и 6), 118 (часть 2), 125 (части 2, 3 и 5), 126 и 128 (часть 3), в той мере, в какой данная норма допускает обращение прокурора в суд общей юрисдикции с заявлением о признании положений конституций и уставов противоречащими федеральному закону.
Данная норма - по ее конституционно-правовому смыслу в системе действующего законодательства - не исключает для Генерального прокурора Российской Федерации возможность обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке соответствия Конституции Российской Федерации конституций и уставов субъектов Российской Федерации.
3. Из признания указанных в пунктах 1 и 2 резолютивной части настоящего Постановления норм не соответствующими Конституции Российской Федерации не следует необходимость пересмотра вынесенных ранее судами общей юрисдикции решений по делам об оспаривании положений конституций и уставов субъектов Российской Федерации, что не исключает для управомоченных субъектов возможность обращения в Конституционный Суд Российской Федерации с соответствующими запросами".
СпроситьПостановлением Конституционного Суда РФ от 18.07.2003 N 13-П определено, что норма пункта 2 части первой статьи 26 ГПК РФ, которая наделяет суд общей юрисдикции полномочием разрешать дела об оспаривании нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, признана не соответствующей Конституции Российской Федерации, в той мере, в какой данная норма допускает разрешение судом общей юрисдикции дел об оспаривании конституций и уставов субъектов Российской Федерации.
Вопрос, значит ли это, что областному суду субъекта РФ не подсудно дело о признании незаконным (недействующим) постановления правительства субъекта РФ, противоречащего федеральному законодательству?
4. В Республике Ингушетия указом Главы Республики назначили референдум со следующим вопросом: поддерживаете ли вы принятие Закона Республики Ингушетия «О правоохранительной системе Республики Ингушетия»?
ЦИК РФ и заместитель Генерального прокурора РФ обратились в Конституционный Суд РФ с заявлением о признании названного указа противоречащим Конституции РФ.
Каким должно быть решение Конституционного Суда РФ?
Заместитель Генерального прокурора РФ обратился в Верховный Суд РФ с заявлением о признании противоречащим закону Указа Президента Республики Татарстан О назначении референдума Республики Татарстан с вопросом: Поддерживаете ли Вы принятие закона Республики Татарстан О правоохранительной и судебной системе Республики Татарстан?.
Прокурор ссылался на то, что этот Указ противоречиит требованиям п.2 ст. 12 Федерального закона Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
Представители Президента Республики Татарстан с предъявленным требованием не согласились и просили оставить заявление без удовлетворения, указав на то, что в соответствии с ч. 3 ст. 11 Конституции Российской Федерации разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерациии органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. В нарушение этой нормы Конституции Российской Федерации, по их мнению, Федеральным законом Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации фактически произведено разграничение полномочий между органами государственной власти Российской Федерации ее субъектов в вопросах назначения и проведения референдума в субъекте Российской Федерации, в том числе установлено, какие вопросы не могут выноситься на референдум субъекта. Однако в силу ст. 15 Конституции Российской Федерации законыииные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.
Каков правовой механизм реализации полномочий РФ и субъектов РФ?
Извините не по теме не могу понять В Республике Ингушетия Указом Президента республики назначен референдум с вопросом: «Поддерживаете ли Вы принятие Закона Республики Ингушетия «О правоохранительной системе Республики Ингушетия»?»
Центральная избирательная комиссия РФ и заместитель Генерального Прокурора РФ обратилась в Верховный Суд РФ с заявлением о признании названного Указа противоречащим закону.
Каким должно быть решение суда?
Принят в Республике Башкортостан закон о прокуратуре, отличающийся от федерального законодательства.
Государственным Собранием Республики Башкортостан принят закон «О прокуратуре Республики Башкортостан», который определяет статус и функции прокуратуры Республики Башкортостан, а также наделяет прокурора РБ более широкими правами, чем у прокуроров субъектов РФ по закону «О прокуратуре РФ». В частности, прокурор наделен правом обращаться в Конституционный Суд РБ по вопросам соответствия законов РБ Конституции РБ, а также правом законодательной инициативы.
Оцените соответствие закона РБ федеральному законодательству.
Президент РФ на основании решений гос органов ряда субхектов свои указом включил статью 65 конституции РФ новые наименования республик. Вправе ли президент вносить изменения в конституцию? Если да,то на каком правовом основании?
Обратился с административным исковым заявлением об обжаловании нормативного правового акта субъекта, пртиворечащего Конституции РФ в суд общей юрисдикции. Суд указал, что у него нет полномочий осуществлять оценку норм прав акта субъекта Конституции, что это относится к полномочиями Конституционного суда. Последний, в свою очередь, ответил на мою жалобу, что он также не имеет таких полномочий. Что же получается? НИ У КОГО НЕТ ПОЛНОМОЧИЙ ПРОВОДИТЬ ОЦЕНКУ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ СУБЬЕКТОВ НА СООТВЕТСТВИЕ КОНСТИТУЦИИ? Следует ли из этого, что любой акт может не соответствовать конституции и никто не может дать ему правовую оценку? Получается, что конституция - туалетная прокладка олвэйс? С уважением Алексей.
Прокурор Республики Бурятия обратился с заявлением в суд о признании Закона Республики Бурятия «О республиканском внебюджетном фонде» противоречащим федеральному законодательству. Прокурор указывал на то, что вопросы, связанные с образованием государственных внебюджетных фондов, отнесены к компетенции федеральных властей. Субъекты Российской Федерации вправе только утверждать отчеты об исполнении территориального государственного внебюджетного фонда. Какое решение примет суд?
В недавнем прошлом осуществлялся переход с законодательстаа РСФСР на законодательство РФ и до 2004 г действовали переходные положения конституции РФ. Скажите если меру пресечения избирал прокурор по нормам законодательства РСФСР, а гражданина задержали после 2004 года когда переходные положения конституции потеряли юридическую силу и действовало законодательство РФ, как в данном случаи должен осуществлятся арест по решению прокурора или по решению суда. Распространяется ли в данном случаи на гражданина действие ч.2 ст.22 Конституции РФ.