Хотим поставить на реализацию электронные сигареты в продуктовые магазины. Законно ли это и на что можно ссылаться?
199₽ VIP
Хотим поставить на реализацию электронные сигареты в продуктовые магазины. Законно ли это и на что можно ссылаться?
можете продавать
Понять, в чем правда, помогает изучение нормативно-правового акта. В статье 2 отмечено, что он распространяется на табачные изделия. В России электронные сигареты не признаны таковыми. Поэтому такие термины, как «курение табака», «окружающий табачный дым» и другие, прямого отношения к устройствам не имеют. Они относятся исключительно к табаку.
Второй принципиальный момент: в тексте закона нет прямого упоминания электронных сигарет. Всего в нормативно-правовом акте 25 статей и об устройствах не говорится в них ни разу.
Закон рекомендует обращаться к Техническому регламенту от 2008 года для уточнения некоторых понятий, связанных с курением. При знакомстве с этим нормативно-правовым актом также можно выяснить, что электронные сигареты не относятся к категории табачной продукции. Хотя они и позволяют имитировать процесс курения, при их изготовлении не использован табачный лист.
СпроситьМожно , но с учетом требований закона.
Федеральный закон от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака"
Статья 16. Запрет рекламы и стимулирования продажи табака, спонсорства табака
1. В целях сокращения спроса на табак и табачные изделия запрещаются:
1) реклама и стимулирование продажи табака, табачной продукции и (или) потребления табака, в том числе:
г) использование и имитация табачного изделия при производстве других видов товаров, не являющихся табачными изделиями, при оптовой и розничной торговле такими товарами;
СпроситьВладимир Владимирович, добрый день!
В соответствии с письмом Минздрава №24-4-7000984 от 29.04.2013 г. электронные сигареты не расцениваются в качестве табачных изделий. При этом Минздрав разрешил розничную и оптовую проажу электронных сигарет с учетом пп "г" ч.1 ст.16 закона "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" (использование и имитация табачного изделия при производстве других видов товаров, не являющихся табачными изделиями, при оптовой и розничной торговле такими товарами).
СпроситьРаспространять электронные сигареты законно, но это нужно аккуратно.
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 августа 2011 г. N 17АП-3946/2011-АК
Дело N А71-2454/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 августа 2011 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ясиковой Е.Ю.
судей Осиповой С.П., Риб Л.Х.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Черепановой Ю.С.
при участии:
- от заявителя - ООО "Рондамит" (ОГРН 1041801052270, ИНН 1835058771): не явились;
- от заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (ОГРН 1031800554610, ИНН 1831038485): не явились;
- лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя - ООО "Рондамит"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 02 июня 2011 года
по делу N А71-2454/2011,
принятое судьей Глуховым Л.Ю.
по заявлению ООО "Рондамит"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике
о признании недействительным решения и предписания,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Рондамит" (далее заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействительными решения и предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе от 08.02.2011 N СЮ04-03/2010-212Р, вынесенных Управлением Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 02.06.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы, с учетом поступивших пояснений по отзыву, заявитель указывает на неприменение в данном деле ч. 3 ст. 23 Закона о рекламе, так как в составе электронной сигареты отсутствует табак или табачные изделия; считает, что использование электронной сигареты не является процессом курения, так как данная сигарета является самостоятельным видом продукции и в соответствии с классификаторами не относится к курительным принадлежностям; считает, что суд вышел за рамки требований, сославшись на письмо от 21.05.2010 N 24-2-264422, и не учел, что рекламораспространитель не несет ответственности за достоверность сведений; письмо ФАС России N АК/7349 от 03.03.2011 надлежащим доказательством по делу не считает.
Заинтересованное лицо с жалобой не согласно по основаниям, указанным в письменном отзыве на апелляционную жалобу. Решение суда считает законным и обоснованным, просит оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебном заседании участие не принимали.
Судом апелляционной инстанции в порядке ст. 159 АПК РФ рассмотрено и отклонено ходатайство заявителя о назначении комплексной экспертизы, поскольку оснований для проведения экспертизы, предусмотренных ст. 82 АПК РФ, судом не установлено.
Приложенное к апелляционной жалобе письмо от 24.06.2011 N 2155 приобщению к материалам дела не подлежит, поскольку ходатайство о его приобщении в порядке ст. 268 АПК РФ, а также обоснование необходимости приобщения данного документа к материалам дела и уважительные причины непредставления документа в суд первой инстанции апеллятором не заявлены.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 08 февраля 2011 года постоянно действующая комиссия антимонопольного органа по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе, приняла решение, которым реклама электронных сигарет следующего содержания: "электронная сигарета стильный способ бросить курить ТРК Столица ТРК Талисман www.vip-cigar.ru т. (3412) 790-987" с изображением электронной сигареты, расположенная на рекламных конструкциях формата 3 x 6 на перекрестке ул. Удмуртская и ул. Кирова (завод "Редуктор") и вдоль проезжей части ул. Автозаводская, напротив ТРК "Столица" возле жилого дома N 18, признана ненадлежащей, поскольку при ее распространении нарушены требования п. 2 ч. 3 ст. 5, п. 4 ч. 2 и ч. 3 ст. 23 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
Пунктом 3 данного решения ООО "Рандомит" признан рекламораспространителем, нарушившим п. 4 ч. 2 и ч. 3 ст. 23 Закона о рекламе.
22 февраля 2011 года обществу "Рандомит" выдано предписание прекратить распространение рекламы электронных сигарет с помощью средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), а также без предупреждения о вреде курения.
Не согласившись с данными ненормативными актами, общество оспорило их в арбитражном суде.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из доказанности управлением распространения обществом ненадлежащей рекламы, соответствия решения и предписания требованиям действующего законодательства.
Оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности в порядке ст. 71 АПК РФ, проанализировав нормы материального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В силу ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что решение, действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Правоотношения в сфере распространения рекламы регулируются Федеральным законом N 38-ФЗ от 13.03.2006 "О рекламе", целями которого являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
Согласно решению антимонопольного органа, заявитель признан рекламораспространителем, допустившим нарушение п. 4 ч. 2 и 3 ст. 23 Закона о рекламе.
Пункт 2 ст. 23 Закона о рекламе устанавливает ограничения по распространению рекламы табака, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок и других подобных товаров, при этом подпунктом 4 указанной нормы предусмотрено, что такая реклама не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.
Согласно ч. 3 ст. 23 Закона реклама табака и табачных изделий в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде курения, которому должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (рекламного пространства).
Суд первой инстанции, установив фактические обстоятельства дела, оценив представленные в дело доказательства, в том числе фотографии, установив, что спорная информация содержит все необходимые признаки рекламы, согласился с выводами антимонопольного органа о нарушении обществом положений вышеназванных норм.
Проанализировав спорную рекламу применительно к п. 4 ч. 2 ст. 23 Закона о рекламе, учитывая факт ее размещения с помощью средства стабильного территориального размещения - рекламных конструкций формата 3 x 6 м (призматронов) на перекрестке ул. Удмуртская и ул. Кирова (завод Редукор) и вдоль проезжей части ул. Автозаводская, напротив ТРК Столица, возле жилого дома N 18, суд апелляционной инстанции вывод суда о нарушении обществом п. 4 ч. 2 ст. 23 Закона о рекламе считает верным.
В решении антимонопольного органа указано, что электронная сигарета имеет форму обыкновенной сигареты, основным ее предназначением является процесс курения, то есть вдыхание (выдыхание) паров с содержанием никотина либо без никотина. Данный вывод подтверждается фотоматериалами (л.д. 44-46), информацией о товаре, полученной антимонопольным органом из сети Интернет (стр. 5 решения УФАС).
Апелляционный суд, принимая во внимание внешнее сходство электронной и обычной сигарет, соглашается с антимонопольным органом в том, что реклама электронной сигареты привлекает интерес неопределенного круга лиц к сигаретам в целом. Из материалов дела и объяснений сторон следует, что электронные сигареты используются для совершения действий, аналогичных процессу курения (имитируют процесс курения). В спорной рекламе указано, что электронная сигарета - стильный способ бросить курить, что также подчеркивает заместительную функцию электронной сигареты по отношению к обычной сигарете.
Апелляционный суд считает, что антимонопольный орган правомерно вменил обществу как рекламораспространителю нарушение запрета, установленного п. 4 ч. 2 ст. 23 Закона о рекламе, поскольку электронная сигарета по смыслу ч. 2 ст. 23 Закона о рекламе является другим подобным товаром, на который распространяется тот же запрет, что и на табак, табачные изделия и другие перечисленные в данной норме товары.
Доводы общества со ссылкой на код продукции по Общероссийскому классификатору продукции и код ТН ВЭД, указанные в сертификате соответствия (л.д. 92), апелляционный суд отклоняет, поскольку сертификация продукции и ее кодирование произведены для иных целей, правильность указания кодов не имеет правового значения для настоящего спора.
Оснований, позволяющих переоценить вывод суда первой инстанции о наличии нарушения п. 4 ч. 2 ст. 23 Закона о рекламе, апелляционный суд по доводам жалобы не усматривает.
Вместе с тем, анализируя положения ч. 3 ст. 23 Закона о рекламе применительно к обстоятельствам рассматриваемого дела, суд апелляционной инстанции с выводами антимонопольного органа и суда первой инстанции о нарушении обществом названной нормы согласиться не может.
Часть 3 ст. 23 Закона о рекламе прямо указывает на необходимость сопровождения предупреждением о вреде курения, которому должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (рекламного пространства), рекламы табака и табачных изделий.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.07.2001 N 87-ФЗ "Об ограничении курения табака" под табачными изделиями понимаются изделия для курения, жевания или нюханья, упакованные в потребительскую тару, в том числе сигареты с фильтром, сигареты без фильтра, папиросы, сигары, сигариллы, табак трубочный, табак курительный, махорка-крупка курительная.
Доказательств, достоверно свидетельствующих о наличии в электронной сигарете табака, в материалах дела не имеется и суду апелляционной инстанции в порядке ст. 65 АПК РФ не представлено.
Таким образом, оснований полагать, что электронные сигареты относятся к табачным изделиям и табаку, реклама которых должна сопровождаться предупреждением о вреде курения, суд апелляционной инстанции не усматривает. Следовательно, распространение рекламы электронных сигарет без предупреждения о вреде курения не является нарушением ч. 3 ст. 23 Закона о рекламе.
Апелляционным судом приняты во внимание разъяснения ФАС России, данные в письме от 03.03.2011 N АК/7349 "О рекламе электронных сигарет", согласно которым требования ч. 3 ст. 23 Закона о рекламе на рекламу электронных сигарет не распространяются (т. 1 л.д. 61).
Представленные в материалы дела патент на полезную модель N 94815 Электронная сигарета (т. 1 л.д. 76-82) и описание изобретения к патенту (т. 1 л.д. 93-104), на которые сослался суд первой инстанции, выводов суда апелляционной инстанции об отсутствии нарушения ч. 3 ст. 23 Закона о рекламе не опровергают.
Ссылку суда первой инстанции на письмо Минздравсоцразвития РФ от 21.05.2010 N 24-2-264422 в обоснование вывода о наличии нарушения обществом ч. 3 ст. 23 Закона о рекламе, апелляционный суд признает ошибочной, так как распространение недостоверной рекламы заявителю не вменяется. Соответствующие доводы жалобы апелляционным судом приняты.
Относительно предписания от 08.02.2011 суд апелляционной инстанции отмечает, что поскольку факт нарушения ч. 3 ст. 23 Закона о рекламе является неустановленным и недоказанным, требование предписания в соответствующей части нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В остальной части предписание выдано на основании законного решения антимонопольного органа и потому не подлежит признанию недействительным.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе о недействительности оспариваемых решения и предписания антимонопольного органа в части нарушения п. 4 ч. 2 ст. 23 Закона о рекламе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
В связи с вышеизложенным решение суда первой инстанции подлежит отмене в части отказа в удовлетворении заявленных требований общества о признании недействительным решения антимонопольного органа и предписания в части, касающейся нарушения ч. 3 ст. 23 Закона о рекламе. В удовлетворении остальной части требований обществу следует отказать.
Поскольку при обращении с апелляционной жалобой на решение по данной категории споров государственная пошлина составляет 1 000 рублей (п/п 12 п. 1 ст. 333.21 НК РФ), излишне уплаченная заявителем государственная пошлина подлежит возврату из бюджета.
Руководствуясь статьями 104, 176, 258, 266, 268, 269, ч.ч. 1, 2 ст. 270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 02 июня 2011 года по делу N А71-2454/2011 отменить в части, изложив резолютивную часть решения в новой редакции:
"Заявленные требования общества с ограниченной ответственностью "Рондамит" удовлетворить частично.
Признать недействительными решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 08.02.2011 N СЮ04-03/2010-212Р в части признания ООО "Рондамит" рекламораспространителем, нарушившим ч. 3 ст. 23 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" и предписание от 08.02.2011 N СЮ04-03/2010-212Р в соответствующей части.
В удовлетворении остальной части требований отказать".
Возвратить ООО "Рондамит" из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1 000 (Одной тысячи) рублей, излишне уплаченную по платежному поручению N 191 от 28.06.2011.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий
Е.Ю.ЯСИКОВА
Судьи
С.П.ОСИПОВА
Л.Х.РИБ
СпроситьЗдравствуйте, Владимир Владимирович!
Федеральный закон от 23.02.2013 N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака"
Статья 19. Ограничения торговли табачной продукцией и табачными изделиями
Часть 1 статьи 19 вступает в силу с 1 июня 2014 года (часть 3 статьи 25 данного документа).
1. Розничная торговля табачной продукцией осуществляется в магазинах и павильонах. В целях настоящей статьи под магазином понимается здание или его часть, специально оборудованные, предназначенные для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченные торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, под павильоном понимается строение, имеющее торговый зал и рассчитанное на одно рабочее место или несколько рабочих мест.
Часть 2 статьи 19 вступает в силу с 1 июня 2014 года (часть 3 статьи 25 данного документа).
2. В случае отсутствия в населенном пункте магазинов и павильонов допускается торговля табачной продукцией в других торговых объектах или развозная торговля табачной продукцией.
Часть 3 статьи 19 вступает в силу с 1 июня 2014 года (часть 3 статьи 25 данного документа).
3. Запрещается розничная торговля табачной продукцией в торговых объектах, не предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, на ярмарках, выставках, путем развозной и разносной торговли, дистанционным способом продажи, с использованием автоматов и иными способами, за исключением развозной торговли в случае, предусмотренном частью 2 настоящей статьи.
Часть 4 статьи 19 вступает в силу с 1 июня 2014 года (часть 3 статьи 25 данного документа).
4. Запрещается розничная торговля табачной продукцией с выкладкой и демонстрацией табачной продукции в торговом объекте, за исключением случая, предусмотренного частью 5 настоящей статьи.
Часть 5 статьи 19 вступает в силу с 1 июня 2014 года (часть 3 статьи 25 данного документа).
5. Информация о табачной продукции, предлагаемой для розничной торговли, доводится продавцом в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей до сведения покупателей посредством размещения в торговом зале перечня продаваемой табачной продукции, текст которого выполнен буквами одинакового размера черного цвета на белом фоне и который составлен в алфавитном порядке, с указанием цены продаваемой табачной продукции без использования каких-либо графических изображений и рисунков. Демонстрация табачной продукции покупателю в торговом объекте может осуществляться по его требованию после ознакомления с перечнем продаваемой табачной продукции с учетом требований статьи 20 настоящего Федерального закона.
6. Не допускаются розничная торговля сигаретами, содержащимися в количестве менее чем двадцать штук в единице потребительской упаковки (пачке), розничная торговля сигаретами и папиросами поштучно, табачными изделиями без потребительской тары, табачными изделиями, упакованными в одну потребительскую тару с товарами, не являющимися табачными изделиями.
7. Запрещается розничная торговля табачной продукцией в следующих местах:
1) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры, учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта, медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения (в том числе на судах при перевозках пассажиров по внутригородским и пригородным маршрутам), в помещениях, занятых органами государственной власти, органами местного самоуправления;
2) на расстоянии менее чем сто метров по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территорией, предназначенной для оказания образовательных услуг;
Пункт 3 части 7 статьи 19 вступает в силу с 1 июня 2014 года (часть 3 статьи 25 данного документа).
3) на территориях и в помещениях (за исключением магазинов беспошлинной торговли) железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, на станциях метрополитенов, предназначенных для оказания услуг по перевозкам пассажиров, в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания, бытовых услуг.
С учетом требований ст. 19 Федерального закона от 23.02.2013 N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака"
Вы имеете право в магазине торговать электронными сигаретами, хотя и на них распространяется этот закон.
Удачи.
СпроситьРЕАЛИЗАЦИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ СИГАРЕТ В МАГАЗИНЕ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ РЕКЛАМОЙ, Т.К. НЕ ИМЕЕТ ЦЕЛЬЮ ПРИВЛЕЧЬ ВНИМАНИЕ К ТАБАЧНЫМ ИЗДЕЛИЯМ И УВЕЛИЧИТЬ ИХ ПРОДАЖУ.
ОДНАКО ЯВЛЯЕТСЯ ИМИТАЦИЕЙ ТАБАЧНОГО ИЗДЕЛИЯ ПРИ ПРОДАЖЕ ТОВАРА НЕ ЯВЛЯЮЩЕГОСЯ ТАБАЧНЫМ ИЗДЕЛИЕМ.
едеральный закон от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака"
Статья 16. Запрет рекламы и стимулирования продажи табака, спонсорства табака
1. В целях сокращения спроса на табак и табачные изделия запрещаются:
1) реклама и стимулирование продажи табака, табачной продукции и (или) потребления табака, в том числе:
г) использование и имитация табачного изделия при производстве других видов товаров, не являющихся табачными изделиями, при оптовой и розничной торговле такими товарами;
СпроситьКак открыть магазин электронных сигарет в соответствии с законами на 2021 год?
Вопросы открытия точки по продаже электронных сигарет - регламент оформления вывески, продажа онлайн и реклама
Чтобы продавать электронные сигареты и жидкость для электронных сигарет нужна лицензия?
Закон о запрете курения электронных сигарет в школе
