Не пропустите самое важное, что происходит в Интернете
Подписаться Не сейчас

К вопросу № 59267: спрашивая о разнице между временным проживанием и видом на жительство, я имела ввиду - какова разница в правах иностр.

Гражданина, имеющего тот или иной статус, относительно прав на работу, мед. страхование и т.д.

вопрос №59331
прочитан 102 разa
Оцените вопрос

Достаточно полно на этот вопрос отвечает следующий документ.

Методические рекомендации по порядку исчисления и уплаты единого социального налога

(утв. приказом МНС РФ от 5 июля 2002 г. N БГ-3-05/344)

"22. При применении пункта 2 статьи 239 НК РФ следует учитывать, что согласно статье 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

При наличии международного договора между Российской Федерацией и иностранным государством, следует руководствоваться нормами международного договора в части пенсионного, социального обеспечения и медицинской помощи иностранных граждан и лиц без гражданства.

При отсутствии международного договора между Российской Федерацией и иностранным государством применение вышеуказанных норм регулируется законодательством Российской Федерации.

22.1. При применении абзаца 1 пункта 2 статьи 239 НК РФ следует учитывать, что в случае, если иностранные граждане и лица без гражданства, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей в соответствии с международным договором, законодательством Российской Федерации, не обладают правом на государственное пенсионное, социальное обеспечение, медицинскую помощь за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, фондов обязательного медицинского страхования, то они освобождаются от уплаты налога в части, зачисляемой в федеральный бюджет, Фонд социального страхования Российской Федерации, фонды обязательного медицинского страхования.

22.2. При применении абзаца 2 пункта 2 статьи 239 НК РФ следует учитывать, что в случае, если условиями договора, заключенного между налогоплательщиками, указанными в подпункте 1 пункта 1 статьи 235 НК РФ, и иностранными гражданами и лицами без гражданства, закреплено положение о том, что данные иностранные граждане и лица без гражданства не обладают правом на пенсионное, социальное обеспечение и медицинскую помощь за счет средств упомянутых фондов, то лицо (работодатель) вправе не начислять налог на выплаты в пользу таких работников.

При этом условия договора не должны противоречить законодательству Российской Федерации. В соответствии с законодательством налог не начисляется на выплаты и вознаграждения, выплачиваемые в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства:

в федеральный бюджет, временно пребывающим на территории Российской Федерации и работающим как по трудовым договорам, так и по договорам гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг), а также по авторским договорам;

в фонды обязательного медицинского страхования - временно пребывающим на территории Российской Федерации и работающим по договорам гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг), а также по авторским договорам;

в Фонд социального страхования Российской Федерации - как временно пребывающим, так и постоянно проживающим в Российской Федерации и работающим по договорам гражданско - правового характера, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг), а также по авторским договорам.

Таким образом, в указанных договорах между налогоплательщиками, поименованными в подпункте 1 пункта 1 статьи 235 НК РФ, и вышеуказанными иностранными гражданами и лицами без гражданства не может быть закреплено право на пенсионное, социальное обеспечение и медицинскую помощь.

22.2.1. Статьей 3 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

В соответствии со статьей 5 Закона СССР от 24.06.1981 N 5152-X "О правовом положении иностранных граждан в СССР" под иностранными гражданами, постоянно проживающими на территории Российской Федерации, понимаются иностранные граждане, которые имеют разрешение и вид на жительство, выданные органами внутренних дел Российской Федерации.

См. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ, вступающий в силу по истечении трех месяцев со дня его официального опубликования

Иностранные граждане, находящиеся на территории Российской Федерации на ином законном основании, считаются временно пребывающими в Российской Федерации.

Таким образом, определяющим обстоятельством для установления права иностранных граждан и лиц без гражданства на пенсионное обеспечение по законодательству Российской Федерации является их статус как постоянно проживающих на территории Российской Федерации.

В соответствии с законодательством Российской Федерации право граждан на получение базовой части трудовой пенсии неразрывно связано с обязанностью производить уплату налога в федеральный бюджет. Лица (работодатели), осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации, независимо от форм собственности и финансово - хозяйственной деятельности, уплачивают налог в федеральный бюджет, только за тех иностранных граждан, которые имеют статус постоянно проживающих в Российской Федерации.

При этом следует учитывать, что правовое положение и пребывание иностранных граждан на территории Российской Федерации регламентируется законодательством Российской Федерации, в частности:

Законом СССР от 24.06.1981 N 5152-Х "О правовом положении иностранных граждан в СССР";

Правилами пребывания иностранных граждан на территории СССР (Российской Федерации), включая порядок оформления документов на право жительства на территории Российской Федерации иностранным гражданам, временно пребывающим на территории Российской Федерации, определенными постановлением Кабинета Министров СССР от 26.04.1991 N 212;

Положением о привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16.12.1993 N 2146.

С целью выяснения факта возникновения для лица (работодателя) обязанности производить уплату налога в федеральный бюджет за иностранного гражданина, привлеченного им для выполнения работ, необходимо установить, имеет ли иностранный гражданин статус постоянно проживающего в Российской Федерации (вид на жительство с правом постоянного проживания и отметку в паспорте о регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации или наличие у него свидетельства о регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации).

При этом в соответствии со статьей 11 НК РФ под местом жительства физического лица понимается место, где это физическое лицо постоянно или преимущественно проживает.

Требование о необходимости установления статуса иностранного гражданина и, соответственно, распространение для лица обязанности по уплате налога относится также и к гражданам государств, ранее входивших в состав СССР, включая граждан государств - участников Содружества Независимых Государств.

Таким образом, налог в части, зачисляемой в федеральный бюджет, начисляется на выплаты и вознаграждения, выплачиваемые иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим в Российской Федерации и работающим как по трудовым договорам, так и по договорам гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг), авторским договорам.

22.2.2. Статьей 8 Закона Российской Федерации от 28.07.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" установлено, что иностранные граждане, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют такие же права и обязанности в области медицинского страхования, как и граждане Российской Федерации, если международными договорами не предусмотрено иное.

Статьей 8 вышеуказанного Закона медицинское страхование иностранных граждан, временно находящихся в Российской Федерации, осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

В целях обеспечения иностранных граждан медицинской помощью постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.1998 N 1488 утверждено "Положение о медицинском страховании иностранных граждан, временно находящихся в Российской Федерации".

Налог в части, зачисляемой в фонды обязательного медицинского страхования, начисляется:

на выплаты, производимые иностранным гражданам, постоянно проживающим в Российской Федерации и работающим как по трудовым, так и по гражданско - правовым договорам, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, авторским договорам;

на выплаты, производимые иностранным гражданам, временно пребывающим на территории Российской Федерации и работающим по трудовым договорам.

Налог в части, зачисляемой в фонды обязательного медицинского страхования, не начисляется:

на выплаты, производимые иностранным гражданам, временно пребывающим в Российской Федерации и работающим по договорам гражданско-правового характера, а также авторским договорам.

22.2.3. В соответствии со статьей 21 ТК РФ работник имеет право на обязательное социальное страхование в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно пункту 2 статьи 6 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" к застрахованным лицам относятся граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Из содержания указанных нормативных актов следует, что социальное страхование распространяется на иностранных граждан, работающих по трудовым договорам независимо от времени их нахождения на территории Российской Федерации, и, соответственно, на оплату труда (выплаты), производимую этим работникам, начисляется налог, зачисляемый в Фонд социального страхования Российской Федерации.

На выплаты, производимые иностранным гражданам, как временно пребывающим, так и постоянно проживающим в Российской Федерации и работающим по договорам гражданско-правового характера и авторским договорам, налог в Фонд социального страхования Российской Федерации не начисляется".

Вам помог ответ: ДаНет

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:
Бесплатно с мобильных и городских
0 X