По закону должна получить пенсию по выслуге лет медицинского стажа (24 года + 6 лет = 30 лет).

• г. Самара

Уважаемый Малых Андрей Аркадьевич, здравствуйте! Я работаю медсестрой - анестезистом 16 лет (1 год х 1,5 = 16 х 1,5 = 24 года) и ещё у меня 6 лет медицинского стажа (1 год за год). По закону должна получить пенсию по выслуге лет медицинского стажа (24 года + 6 лет = 30 лет).

В пенсионном фонде мне в начислении пенсии отказали, т.к. я работаю с 1993 года по настоящее время в негосударственном медицинском учреждении (имеющем все лицензии, свой стационар, категории - аттестацию и сертификацию - мы получаем как все медицинские работники). Получается, что по Постановлению правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066 с 1999 года у меня не идёт как медицинский стаж, так и стаж " 1 год за 1 год 6 мес", т.е. выходит, что, работая в одном медицинском учреждении в отделении Анестезиологии - реанимации медсесторй - анестезистом с 1993 г по 1999 г у меня сохраняются все права и социальные льготы, а по выходу Постановления № 1066 от 22.09.1999 г - нет. Подскажите, пожалуйста, как мне добиться начисления пенсии по выслуге лет и, если это возможно, как быть остальным моим сотрудникам, оказавшимся в такой же ситуации?

Читать ответы (1)
Рекламируй свои любые услуги бесплатно
на nem.com
Ответы на вопрос (1):

Вопрос достаточно сложный, слишком много условий необходимо учитывать.

1 Если у Вас наименование учреждения соответствует установленным в Постановлении 1066, немного проще, во всяком случае, до 1.11.99г. уже можно без дальнейших разбирательств засчитывать в стаж на основании п. 3.

Постановление Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1066

"Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения"

(с изменениями от 19 февраля 2001 г.)

" 3. Установить, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего постановления".

2. Правда, не совсем понятно, почему Вам в календарном исчислении оставшийся период работы не засчитывают. Постановление 1066 такого не предусматривает. Там нет пряиого указания на то, чтобы учреждение было муниципальным или государственным.

3. Оставшиеся три года (по льготному исчислению), правда, все равно придется оспаривать, и, боюсь, только в судебном порядке. Основания для этого есть достаточные.

Дело в том, что по педагогам были приняты похожие решения, правда, не в отношении льготного стажа. Но прописанные в них основные принципы, которыми должен руководствоваться правоприменитель, существуют объективно. Приведенные ниже выдержки это подтверждают. Правда, оговорюсь, для этого необходимо пройти, скорее всего, всю цепь судебных инстанций, которые будут Вам последовательно отказывать. Скорее всего, только Конституционный суд примет такое решение.

Определение Конституционного Суда РФ от 6 декабря 2001 г. N 310-О

"По запросу Законодательного Собрания Тверской области о проверке конституционности пунктов 2 и 3 постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей"

" 4. В соответствии с указанными конституционными положениями Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) в качестве правового основания для пенсионного обеспечения отдельных категорий трудящихся предусматривается длительное выполнение определенной профессиональной деятельности, в частности устанавливается право на получение пенсии за выслугу лет (особый вид специального трудового стажа) в связи с длительной подземной, другой работой с особо вредными и тяжелыми условиями труда, а также некоторой иной профессиональной деятельностью. При этом названным Законом урегулированы основные вопросы, относящиеся к данному виду пенсионного обеспечения: виды профессиональной деятельности и условия, определяющие право на пенсию за выслугу лет, длительность сроков выслуги, необходимой для возникновения права на данную пенсию, ее размер, порядок исчисления, назначения и выплаты.

По смыслу статей 2, 3, 77, 80 и 83 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" во взаимосвязи с другими его положениями право на получение пенсии за выслугу лет законодатель связывает не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой работой, при выполнении которой работник подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных именно спецификой и характером труда. Соответственно, статья 80 предусматривает назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей при выслуге не менее 25 лет, притом, что закон не содержит каких-либо условий, согласно которым для назначения государственной пенсии за выслугу лет педагогическая деятельность должна протекать только в государственных или муниципальных учреждениях.

Статьей 83 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" Правительству Российской Федерации предоставлено право по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации утверждать Списки соответствующих работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, а в необходимых случаях и правила исчисления выслуги.

Из данного Закона не вытекает, что Правительство Российской Федерации наделяется полномочиями самостоятельно регулировать пенсионные отношения этой категории работников и по своему усмотрению устанавливать их пенсионные права, вводить дополнительные по сравнению с законом ограничения права на пенсионное обеспечение за выслугу лет. При осуществлении предоставленных ему полномочий Правительство Российской Федерации не только связано законодательными нормами, регулирующими основные вопросы пенсионного обеспечения за выслугу лет, но и обязано учитывать закрепленные в указанном Законе общие принципы пенсионного обеспечения граждан, в частности принцип его всеобщности, а также предписания статьи 15 (часть 1) Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

5. Статья 236 КЗоТ Российской Федерации устанавливает, что обязательному государственному социальному страхованию подлежат все работники. Согласно действовавшим до 2001 года федеральным законам о тарифах страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды, а также части второй Налогового кодекса Российской Федерации, которым введен единый социальный налог, налогоплательщиками признавались и признаются работодатели (независимо от их организационно-правовой формы), которые производят оплату труда наемных работников.

Отсюда следует, что финансовая база, выступающая материальной государственной гарантией права каждого на социальное обеспечение в случаях и на условиях, установленных законом, создается и работодателями-налогоплательщиками, у которых трудятся педагогические работники любых, в том числе частных, школ и других учреждений для детей.

Таким образом, пенсии за выслугу лет (статья 238 КЗоТ Российской Федерации) в настоящее время предоставляются за счет средств государственного пенсионного страхования. При этом ни КЗоТ Российской Федерации, ни Законы Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" не делают каких-либо изъятий по государственному пенсионному обеспечению в отношении работников негосударственных организаций. Это означает, что работники негосударственных организаций, в том числе педагогические работники школ и других учреждений для детей, не относящихся к государственным или муниципальным, имеют право на государственное пенсионное обеспечение наравне с работниками государственных образовательных учреждений.

Согласно статье 1 КЗоТ Российской Федерации, данным Кодексом регулируются трудовые отношения всех работников, что согласуется с конституционным принципом равной защиты всех форм собственности.

6. Оспариваемый заявителем пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 предусматривает, что Список и Правила применяются в отношении педагогической деятельности, осуществляющейся в государственных и муниципальных школах и других государственных и муниципальных учреждениях для детей.

Данное регулирование можно рассматривать как переходное в рамках проводимой пенсионной реформы, предполагающей, что пенсионное обеспечение в связи с выслугой лет педагогических работников в частных и ведомственных учреждениях будет осуществляться на основе разработки отдельных предложений о системе пенсионного обеспечения за выслугу лет в отношении работников школ и других учреждений для детей, не являющихся государственными или муниципальными, поскольку положения рассматриваемого пункта содержат также поручение подготовить и внести такие предложения в Правительство Российской Федерации.

Вместе с тем это не может означать, что до полного перехода на новую систему пенсионного обеспечения какие-либо категории педагогических работников ставятся в неравные условия или ограничиваются в своих пенсионных правах, в том числе в праве на зачет трудового стажа для выплаты пенсии за выслугу лет независимо от принадлежности учебного заведения. Иное означало бы нарушение указанных выше конституционных принципов и норм федерального законодательства.

В силу статей 4 (часть 2) и 15 (части 1 и 4) Конституции Российской Федерации правоприменитель обязан руководствоваться принципом верховенства Конституции Российской Федерации и исходить из такого толкования подзаконных нормативных актов, которое не может противоречить федеральным законам (статья 115, части 1 и 3, Конституции Российской Федерации)".

Решение Верховного Суда РФ от 7 июня 2001 г. N ГКПИ 2001-875

" Согласно статье 77 Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (в редакции от 16 апреля 2001 г.) пенсия за выслугу лет устанавливается в связи с длительной подземной, другой работой с особо вредными и тяжелыми условиями труда, а также некоторой иной профессиональной деятельностью.

В соответствии со статьями 80 и 83 того же Закона пенсия в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей устанавливается при выслуге не менее 25 лет. Списки соответствующих работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, а в необходимых случаях и правила исчисления выслуги и назначения пенсий, утверждаются Правительством Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 (в редакции от 22 сентября 1993 г. N 953) был утвержден Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР".

В силу пункта 2 названного Постановления в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитывались все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).

Из этого следует, что по постановлению Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 (в редакции от 22 сентября 1993 г. N 953) работники негосударственных образовательных учреждений имели право на получение пенсии за выслугу лет наравне с работниками государственных и муниципальных образовательных учреждений.

Согласно пункту 2 оспариваемого Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 (в редакции от 1 февраля 2001 г.) вновь утвержденные Список и Правила применяются в отношении педагогической деятельности, осуществлявшейся в государственных и муниципальных школах и других государственных и муниципальных учреждениях для детей.

При этом в соответствии с абзацем 2 пункта 3 того же Постановления, Правила, утвержденные этим постановлением, по желанию гражданина могут также применяться при исчислении выслуги лет за период работы до 1 ноября 1999 г.

Таким образом, оспариваемым заявительницей предписанием Постановления от 22 сентября 1999 г. N 1067 сужена сфера действия Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и с 1 ноября 1999 г. педагогическая деятельность в образовательных учреждениях, не являющихся государственными или муниципальными, не дает права на получение пенсии за выслугу лет.

Между тем Закон РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации", его статьи 80 и 83, во исполнение которых было принято оспариваемое Постановление, не содержат положений, предусматривающих возможность назначения пенсии в связи с педагогической деятельностью в зависимости от организационно-правовой формы образовательного учреждения. Законодатель уполномочил Правительство Российской Федерации лишь на составление списков соответствующих работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, не оговаривая при этом форму собственности учреждений для детей.

Следовательно, оспариваемое предписание Постановления, как нарушающее право граждан на пенсию в связи с педагогической деятельностью и не соответствующее закону, должно быть признано недействительным.

Данный вывод подтверждается положением статьи 55 Федерального закона "Об образовании" (в редакции от 7 августа 2000 г.) о том, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет.

Закрепляя права, социальные гарантии и льготы работников образовательных учреждений, этот Закон также не связывает возможность их реализации с организационно-правовыми формами образовательных учреждений.

В соответствии с пунктом 3 статьи 12 Федерального закона "Об образовании" образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными). Действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовой формы.

Принимая решение, суд учитывает и то обстоятельство, что на день принятия оспариваемого Постановления редакция статей 80 и 83 Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" не претерпела никаких изменений".

Спросить
Пожаловаться

Самара - онлайн услуги юристов

Валентина Ивановна
24.07.2002, 12:47

Подскажите, как мне добиться начисления пенсии по медицинскому стажу и компенсируют ли мне невыплаченную пенсию?

Я работаю медсестрой более 30 лет (медицинский стаж) и по закону вроде бы долна получить пенсию по выслуге медицинского стажа (ро возрасту еще 2 года). В пенсионном фонде мне в начислении пенсии отказали, т.к. я работаю в негосудаственном медицинском учреждении (больница имеет все лицензии и категории мы получаем как все). Подскажите, как мне добиться начисления пенсии по медицинскому стажу и компенсируют ли мне невыплаченную пенсию?
Читать ответы (1)
Светлана
29.11.2017, 17:18

Право на оформление пенсии по выслуге лет для медицинского работника в детской поликлинике

Здравствуйте. Моя сестра работает медицинским работником в детской поликлинике. Училась в медучилище с 1981 по 1985 гг. , работала в городской больнице медсестрой, совмещая с учебой в медучилище 7 месяцев. После окончания медучилища с 1985 по 1993 гг работала в детской поликлинике (с декабря 1990 по октябрь 1993 гг - декретный отпуск по уходу за ребенком). С октября 1993 по сентябрь 1999 гг работала в штате детского сада медсестрой. С сентября 1999 по настоящее время работает в детской поликлинике фельдшером. Получается: общий стаж 33 года, медицинский - 28 лет. Имеет ли моя сестра право на оформление пенсии по выслуге лет в настоящее время (мед. выслуга должна быть 30 лет), засчитывается ли стаж работы медсестрой в детском дошкольном учреждении как медицинский?
Читать ответы (4)
Светлана
23.11.2011, 08:42

Моя зарплата до 2002 года была по годам:

Моя зарплата до 2002 года была по годам: 1989-963,32 1990-2706,6 1991-4850,1 1992-40198,95 1993-586924,84 1994-2082907 1995-4930695 1996-10623475 1997-10425150 1998-8978,93 1999-11693,36 2000-13245,09 2001-23251
Читать ответы (3)
Любовь
04.06.2009, 14:51

Отработала более 20 лет медсестрой-анестезистом в отделении анестезиологии-реанимации.

Отработала более 20 лет медсестрой-анестезистом в отделении анестезиологии-реанимации. Подошёл срок пенсии. Но пенсионный фонд отказывает в пенсии по льготному стажу, т.к. в штатном расписании 1987-1993 и 1994-1996 отделение названо-РЕАНИМАЦИОННОЕ ОТДЕЛЕНИЕ. Именно,, Реанимационное отделение'',а не,,Отделение анестезиологии-реанимации''.Хотя фактически, отделение всегда выполняло ту же работу, и до 1987 г. и после 1996 г. Скажите пожалуйста, неужели у меня эти годы не входят в льготный стаж? Заранее благодарна.
Читать ответы (1)
Николай
28.10.2011, 07:55

Как самостоятельно расчитать трудовой льготный медицинский стаж с учетом периода декретного отпуска

Как правильно самой посчитать свой трудовой льготный медицинский стаж (1,6). Работаю в отделении анестезиологии реанимации с 1990 по настоящее время, в декретном отпуске была сентябрь 1995 по июль 1998 г.
Читать ответы (1)
Лариса
24.11.2007, 12:11

В пенсионном фонде мне отказывают в начислении льготного стажа как год за полтора.

Я работаю врачом анестезиологом-реаниматологом с 1991 года, медицинский стаж с 1981 года. С июня 2005 работаю в ЦРБ, где нет отделения анестезиологии и реанимации, врачом анестезиологом в хирургическом отделении. В пенсионном фонде мне отказывают в начислении льготного стажа как год за полтора. Правомочны они или нет?
Читать ответы (1)
Екатерина
28.01.2013, 06:51

Отменили ли медицинский стаж в частных медицинских учреждениях при выходе на пенсию?

Я работаю в подразделении ЗАО Медицинского центра ЧТПЗ, в профилактории На Каслинской в должности медицинской сестры. Слышала, что при работе в ЧАСТНЫХ медицинских учреждениях у медицинских работников такой стаж при выходе на пенсию не является медицинским. Подскажите, действительно ли отменили медицинский стаж в частных медицинских учреждениях?
Читать ответы (1)
Татьяна
18.09.2017, 17:42

Вопрос о возможности расчета стажа по Постановлению №464 для получения пенсии по специальному стажу.

Здравствуйте! Я обратилась в пенсионный фонд для оформления пенсии по спец. Стажу (работаю медсестрой), но мне отказали, т.к. не хватает стажа согласно Постановлению №781. Могу ли я претендовать на расчет стажа по Постановлению №464 от 6.09 1991, который действовал до 1999 года (там моя специальность засчитывалась как 1 год за 1 год и 6 месяцев). Работаю по специальности с 1990 по настоящее время.
Читать ответы (4)
Евгения Федоровна
23.03.2018, 05:33

Суммирование медицинского стажа - 9 лет в реанимации и 3 года на севере (не по специальности), медсестра с 1996 года

Здравствуйте. Суммируется медицинский стаж (реанимация 9 лет) и северный 3 года (не по специальности), стаж медсестрой с 1996 года. Северный с 1990-1993 год.
Читать ответы (1)
Помощь юристов и адвокатов
Спроси юриста! Ответ за 5 минут
спросить
Администратор печатает сообщение