Не пропустите самое важное, что происходит в Интернете
Подписаться Не сейчас

Коносамент.

вопрос №66982
прочитан 50 раз
Оцените вопрос

Выдержка из комментария к Кодексу торгового мореплавания.

"2. Коносамент выполняет три функции:

а) свидетельствует о заключении договора перевозки;

б) является распиской в получении груза перевозчиком;

в) является товарораспорядительным документом (ценной бумагой).

Коносамент является не договором перевозки, а лишь одним из свидетельств заключения договора перевозки и условий такого договора. Обычно формы коносаментов разрабатывают сами перевозчики или соответствующие неправительственные международные организации (БИМКО, ФИАТА и др.). Они содержат (на лицевой и обратной сторонах) довольно подробные условия перевозки. В международном мореплавании широко применяются и так называемые "короткие" формы коносаментов, которые содержат минимум необходимых условий и отсылают к соответствующим полным условиям или чартерам (если коносамент выдается на основании чартера). Так, короткая форма, обычно применяемая российскими перевозчиками, разработана на основе полной формы коносамента КА-2.4.Л. Она не содержит текста на оборотной стороне, а на лицевой стороне указывает, что договор перевозки, свидетельством заключения которого является данная короткая форма, регулируется условиями, содержащимися в коносаменте КА-2.4.Л, экземпляр которого может быть получен в конторе перевозчика или его агента.

§ 3. Согласно ст.143 ГК к ценным бумагам в числе других (облигация, вексель, чек, акция и т.д.) относится и коносамент. Ценной бумагой (ст.142 ГК) является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. Как следует из приведенного перечня ценных бумаг, они могут быть денежными (чек, вексель), дающими право на определенное участие в деятельности акционерного общества (акции); товарными, т.е. бумагами, в которых воплощается право на определенные товары. Коносамент является именно такой товарной ценной бумагой (о реквизитах коносамента см. комментарий к ст.144).

§ 4. Договор морской перевозки груза, заключение которого подтверждено выдачей коносамента, является договором присоединения в смысле ст.428 ГК. Согласно этой статье договором присоединения признается договор, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могут быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом. ГК предусматривает различные правовые последствия присоединения к договору в отношении граждан и предпринимателей. Гражданин имеет право требовать расторжения или изменения договора, если договор присоединения хотя и не противоречит закону и иным правовым актам, но лишает эту сторону прав, обычно предоставляемых по договорам такого вида (в нашем случае - по договору морской перевозки груза), либо содержит явно обременительные для присоединившейся стороны условия, которые она исходя из своих разумно понимаемых интересов не приняла бы при наличии у нее возможности участвовать в определении условий договора. Что касается предпринимателей, то ГК исходит из того, что они должны обладать большим опытом и могут потребовать расторжения или изменения договора лишь в том случае, если будет доказано, что присоединившаяся сторона не знала или не должна была знать, на каких условиях заключает договор.

Разумеется, речь идет об условиях, непосредственно не урегулированных в законе или иных правовых актах. Если же в законе прямо установлены основания ответственности перевозчика и исключения из ответственности (см., например, ст.166-167 КМ), размер ответственности и ее ограничения (ст.169-170 КМ), то присоединившаяся сторона не вправе требовать изменения или расторжения договора перевозки по указанным выше основаниям".

Вам помог ответ: ДаНет

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:
Бесплатно с мобильных и городских
0 X