Вопрос общественного объединения без юридического статуса к праву на обращение в прокуратуру - правомерный отказ или нарушение прав?

• г. Воронеж

Меня зовут Василий, я Председатель общественного объединения, не зарегистрированного и не имеющего статус юридического.

К нам обратился человек с просьбой помочь разобраться в обстоятельствах ДТП, в которое попал его отец. ДТП произошло в 2013 году (отца обратившегося уже нет в живых).

Наша организация направила соответствующие запросы в органы МВД и прокуратуры.

Приходило очень много отписок и т.п.

И вот вчера пришло очередное письмо от прокурора.

Цитата письма:

В-й межрайонной прокуратурой рассмотрено Ваше обращение, поступившее 28.04.2015 г, по вопросу ДТП, произошедшего в п. У. В-го района 28.08.2013 года.

Разъясняю следующее:

Статьей 3 Федерального закона № 82-ФЗ от 19.05.1995 г «Об общественных объединениях» закреплено право граждан на объединение, которое включает в себя право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей, право вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединений.

Создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.

Статьей 27 вышеотмеченного Федерального закона установлено, что для осуществления уставных целей общественное объединение, не являющееся юридическим лицом, имеет право представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях.

Законодателем четко определен круг лиц, защиту прав которых общественное объединение, не являющееся юридическим лицом, имеет право осуществлять – это права самого общественного объединения, законные интересы своих членов и участников.

Из текста Вашего письма не усматривается, что кто-либо из участников ДТП, произошедшего в п. У. В-го района 28.08.2013 года, является членом или участником общественного объединения «В-й правозащитный центр».

Правом на обращение в интересах иных третьих лиц (физических или юридических) общественное объединение действующим Федеральным законом «Об общественных объединениях» не наделено.

Из текста Вашего письма не усматривается также и то, что Вам выдана доверенность от кого-либо из участников ДТП на представление его интересов в правоохранительных органах, прокуратуре или суде.

Сообщение Вам каких-либо сведений из уголовных дел, материалов процессуальных проверок недопустимо, поскольку Вы не являетесь участником уголовного судопроизводства и не наделены в установленном законом порядке правом представлять интересы кого-либо из участников данного дела.

С учетом данного разъяснения в дальнейшем прошу Вас не злоупотреблять правом на обращение.

Правовой ли подобный ответ от прокурора? Ведь в законе НЕ прописано, что общественные организации НЕ имеют права обращаться в органы МВД и прокуратуры.

Если ответ прокурора нарушает наши права, подскажите пожалуйста, как правильно составить в нашем случаи жалобу?

Спасибо!

Ответы на вопрос (1):

Добрый день, Инна Ивановна! Ответ из органов прокуратуры не нарушает права общественного объединения.

Если Вы внимательно ознакомитесь с ответом, то увидите, что имеется ссылка на ст. 27 ФЗ "Об общественных объединениях", согласно которой для осуществления уставных целей общественное объединение, являющееся юридическим лицом, имеет право представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях.

Поскольку лицо, которое обратилось к Вам за помощью не является членом общественного объединения и не выдавал Вам в установленном порядке доверенность на представление своих интересов в правоохранительных органах, то прокурор руководствуется положениями ч. 2 ст. 5 ФЗ "О прокуратуре", согласно которым Прокурор не обязан давать каких-либо объяснений по существу находящихся в его производстве дел и материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления, за исключением случаев ознакомление гражданина с материалами проверки осуществляется по решению прокурора, в производстве которого находятся соответствующие материалы, либо вышестоящего прокурора, принятому по результатам рассмотрения обращения гражданина, если материалы непосредственно затрагивают его права и свободы.

Про то, что общественные объединения не имеют прав обращаться в правоохранительные органы в данном ответе не упоминается.

Спросить
Пожаловаться

Согласно Статье 3 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 30.12.2020) "Об общественных объединениях"

"Создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться... либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица."

Остается ли это (право функционировать без регистрации) сейчас в силе?

Помогите разобраться в ситуации.

Территориальный орган, уполномоченный в области регистрации общественных объединений, отказал в государственной регистрации детской общественной организации «Змееныш», мотивировав это тем, что название общественного объединения не отражает уставные цели и задачи, кроме того, деятельность данного объединения является нецелесообразной. Общественная организация обратилась в суд с жалобой на отказ в государственной регистрации, указав, что наименование общественного объединения не может служить основанием для отказа в государственной регистрации. На какой федеральный орган исполнительной власти возлагаются функции по регистрации общественных объединений? Каковы основания для отказа в государственной регистрации общественного объединения? Оцените ситуацию.

5. В связи с ростом проявлений хулиганства в городе его граждане создали общественное объединение для поддержания общественного порядка. В установленные законом сроки были представлены в орган юстиции администрации города необходимые документы для государственной регистрации.

Орган юстиции отказал в регистрации общественного объединения, так как, по мнению его должностных лиц, с этой задачей должна справляться милиция, и создание нового общественного объединения нецелесообразно.

Дайте правовую оценку сложившейся ситуации.

Задача 6

Орган юстиции, зарегистрировавший общественное объединение, неоднократно обнаруживал в его деятельности нарушение устава и делал ему соответствующие письменные предупреждения. Однако реакции руководства общественного объединения по устранению случаев нарушения устава не последовало.

После очередной проверки объединения и обнаружения нарушения устава орган юстиции своим решением приостановил деятельность общественного объединения, а затем ликвидировал его.

Как вы оцениваете действия органа юстиции? Каков порядок и последствия приостановления деятельности общественного объединения и его ликвидации?

Гражданами создана местная общественная организация по развитию института общественного контроля Общественный жилищный контроль. Основной Уставной целью данной организацией является:

- развитие института общественного контроля в сфере оказания жилищно-коммунальный услуг и гор. благоустройства;

- содействие защите прав потребителей в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг.

Вопрос следующий: общественное объединение не является юр.лицом, что в силу ст. 3 ФЗ Об общественных объединениях правомочно.

Может ли общественная организация обратиться в защиту определенного лица (члена общественного объединения - потребителя коммунальных услуг) с иском о защите прав потребителей в области ненадлежащего качества коммунальных услуг (нарушение прав содержания общего имущества МКД) ?

Согласно ч.4 ст.28 ФЗ №66 - В случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом.

Вопрос 1: членская книжка является ли документом, устанавливающим документом, если невозможно найти план застройки?

Вопрос 2: какие это другие документы устанавливают распределение зем участков в ДНТ?

Ст. 1 Федерального закона № 66 от 15.04. 1998 г. «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» раскрывает понятие имущества общего пользования садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. Имуществом общего пользования признается имущество (в том числе земельные участки), предназначенное для обеспечения в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения потребностей членов такого некоммерческого объединения в проходе, проезде, водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении, охране, организации отдыха и иных потребностей (дороги, водонапорные башни, общие ворота и заборы, котельные, детские и спортивные площадки, площадки для сбора мусора, противопожарные сооружения и тому подобное).

Садоводческое объединение является некоммерческой организацией, прибыли иметь не может. Основным источником поступления денежных средств являются вступительные, членские и целевые взносы граждан, которые имеют земельные участки в границах данного садоводческого объединения и пользуются имуществом общего пользования.

Следовательно, члены садоводческого объединения должны платить также земельный налог на земли общего пользования.

До выдачи свидетельства на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, пользования участками членам садоводческих объединений, налогоплательщиками являются организации в лице садоводческих объединений, которые представляют налоговые декларации в налоговые органы того административного района, на территории которого находятся участки указанных объединений. Так сказал юрист СНТ. т.е. документа на право собственности ЗОП у СНТ нет, а налог платить нужно?

Хотела бы обратиться за разъяснением В соответствии с Законом "Об общественных объединениях" право голоса (голосовать) на общих собраниях могут только члены объединения. Имеет ли право член объединения выдать нотариально заверенную доверенность человеку, не являющемуся членом объединения, для представления его интересов и голосования на общем собрании.

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:
Бесплатно с мобильных и городских

Каким образом юрист общественного, некоммерческого объединения может теперь по новому УПК реализовать право общ. объединения на представление в судах интересов других граждан, если он не является адвокатом?

Ранее это обычно делалось путем оформления доверенности на представителя. Теперь законный представитель - только родственник, представитель - только адвокат, так? Однако никто не отменял ст. 27 Закона "Об общественных объединениях", в которой сказано, что для осуществления уставных целей общественное объединение имеет право представлять и защищать права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти. Более того, последняя редакция этого закона - от 21 марта 2002 г. является более поздней по сравнению с принятым УПК РФ...

Была бы признательна ВСЕМ юристам за высказывание своего мнения: как помочь юристам общественных, НЕкоммерческих организаций представлять в судах в уголовном процессе интересы своих подопечных.

Каким образом юрист общественного объединения может теперь по новому УПК реализовать право общ. объединения на представление в судах интересов других граждан, если он не является адвокатом?

Ранее это обычно делалось путем оформления доверенности на представителя. Теперь законный представитель - только родственник, представитель - только адвокат, так? Однако никто не отменял ст. 27 Закона "Об общественных объединениях", в которой сказано, что для осуществления уставных целей общественное объединение имеет право представлять и защищать права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти. Более того, последняя редакция этого закона - от 21 марта 2002 г. является более поздней по сравнению с принятым УПК РФ...

Была бы признательна ВСЕМ юристам за высказывание своего мнения: как помочь юристам общественных организаций представлять в судах в уголовном процессе интересы своих подопечных. Спасибо.

Общественное объединение создано в соответствии с Законом об общественных объединениях, не имеющее статус юридического лица (поскольку не предполагается наличие каких-либо финансовых поступлений и т.п.).

Может ли быть учредителем юридического лица такое общественное объединение?

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:
Бесплатно с мобильных и городских
Помощь юристов и адвокатов
Спроси юриста! Ответ за5минут
спросить
Администратор печатает сообщение