«Тинькофф банк» продают «Яндексу».
Краткое содержание :
Зачем продают «Тинькофф банк». Объясняем по пунктам Потому что «Яндексу» нужен свой банк, а Олегу Тинькову — защита от американских налоговиков
Вечером 22 сентября стало известно о подготовке продажи «Тинькофф банка» «Яндексу» за 5,5 миллиарда долларов — владеющая банком компания TCS Group сообщила об этих переговорах Лондонской фондовой бирже. Основатель банка Олег Тиньков пообещал «остаться с компанией», но неизвестно, в каком качестве. Заявление о возможной продаже сделано как раз накануне суда об экстрадиции Тинькова из Великобритании в США, где ему предъявлены обвинения в сокрытии активов. «Медуза» по пунктам объясняет, зачем сторонам эта масштабная сделка.
Зачем это «Тинькофф банку»?
Об объединении с «Яндексом» «в широком смысле» основатель банка Олег Тиньков говорил еще год назад — в июне 2019-го на Петербургском международном экономическом форуме.
«Если мы объединимся с „Яндексом“ в широком смысле, капитализация объединенной компании будет более 20 миллиардов долларов и Сбербанку мало не покажется, потому что самые талантливые люди работают в этих двух компаниях», — заявил он. Но тогда, кажется, никто это не воспринял всерьез: бизнесмен всегда любил громкие заявления и много раз говорил, что Сбербанк — его главный конкурент. А «Яндекс» в то время еще был связан партнерством с государственным банком. Хотя аналитики «Альфа-банка» вскоре выпустили аналитическую записку, в которой говорилось, что «Яндекс» может купить до 25% «Тинькофф банка».
Впрочем, в августе 2020-го председатель правления «Тинькофф банка» Оливер Хьюз отрицал переговоры с «Яндексом» о сделке.
Тем временем в марте 2020 года Олег Тиньков объявил, что болен лейкемией, и акции банка рухнули. Вскоре он ушел с поста председателя совета директоров и передал весь бизнес в семейный траст.
«Это позволит сохранить акции в семье при любых возможных обстоятельствах, даже в случае моей смерти», —
говорилось в его заявлении. В этих обстоятельствах нынешняя сделка выглядит логичной, приводит мнение своего источника Forbes:
«Олег болен, оставлять семью с таким проектом опасно».
«Тинькофф банк» тоже, очевидно, может получить от продажи «Яндексу» свои выгоды: новые каналы привлечения клиентов, огромный массив данных для анализа информации о заемщиках, возможность развивать транзакционный бизнес и комиссионные доходы за счет проектов «Яндекса», пояснил изданию VTimes аналитик «Атона» Михаил Ганелин.
Зачем это самому Олегу Тинькову?
Вслед за объявлением о сделке Тиньков написал в инстаграме, что пережил трансплантацию костного мозга и «на сегодня главный проект — выжить». Но в его жизни есть еще одно важное обстоятельство, которое могло повлиять на решение о судьбе банка.
Уже 25 сентября Вестминстерский магистратский суд в Лондоне должен рассмотреть дело об экстрадиции Тинькова в США — это слушание несколько раз откладывалось. Ранее американский Минфин обвинил Тинькова в сокрытии активов на один миллиард долларов от налогообложения при отказе от американского гражданства.
По мнению опрошенных «Коммерсантом» экспертов, передачей активов в траст Тиньков защитил их от взыскания в пользу налоговых служб США. Но партнер Paragon Advice Group Александр Захаров считает, что этого недостаточно для защиты актива от претензий налоговиков и тут как раз поможет нынешняя сделка.
«Еще весной я предполагал, что Тиньков будет продавать банк, потому что траст — это очень плохая стратегия [защиты]. Американский суд, скорее всего, признает его ничтожным — созданным для сокрытия активов», —
сказал Захаров «Медузе».
Зачем это «Яндексу»?
«Яндексу» нужен собственный транзакционный бизнес. После того, как «Яндекс» и Сбербанк расторгли партнерство по строительству «русского Amazon», «Яндекс» остался без собственной платежной системы: платежный сервис «Яндекс. Деньги» ранее отошел Сбербанку и будет переименован в «ЮMoney» (а сам «Яндекс» выкупил долю банка в маркетплейсе «Яндекс. Маркет»).
Однако у «Яндекса» было понимание, что их клиентам нужны услуги «Яндекс. Денег», поэтому компания будет их «воспроизводить», говорил собеседник Forbes в «Яндексе». На тот момент заменой «Яндекс. Деньгам» планировалось сделать «Яндекс ID», а привлекать партнеров компания не собиралась.
Учитывая планы по развитию «Яндекс. Маркета» и конкуренцию со Сбербанком, без финансово-технологической составляющей «Яндексу» было сложно обойтись, пояснила VTimes аналитик «Альфа-банка» Анна Курбатова. А среди российских банков у «Тинькофф» лучшая экспертиза развития цифровых сервисов плюс широкая база розничных клиентов, активно пользующихся онлайн-технологиями, считает она.
На конец 2019 года банк обслуживал счета более семи миллионов клиентов с общим остатком на счетах 211 миллиардов рублей. А в 2019 году банк получил рекордную чистую прибыль — 36 миллиардов рублей, это на треть больше, чем в 2018-м.
Откуда у «Яндекса» деньги?
По условиям сделки, сумма в 5,5 миллиарда долларов должна быть оплачена деньгами и акциями «Яндекса». По словам источников Reuters, Тинькофф банк получит половину суммы деньгами, другую половину — акциями «Яндекса». Это подтвердил и собеседник «Медузы», близкий к руководству компании.
Из-за развода со Сбербанком «Яндексу» уже пришлось потратиться: за выкуп 45% «Яндекс. Маркета» у банка компания должна была заплатить 42 миллиарда рублей, а за свои 25% в «Яндекс. Деньгах» — получить всего 2,4 миллиарда рублей.
На конец июня 2020-го у компании было 3,5 миллиарда долларов денежных средств и краткосрочных депозитов, но часть из них, очевидно, зарезервирована под другие стратегические проекты — потенциальный выкуп доли Uber в «Яндекс. Такси», строительство новой штаб-квартиры, пояснила VTimes аналитик Курбатова. Тем не менее проблем со свободными деньгами у «Яндекса» точно нет, говорит собеседник «Медузы», близкий к руководству компании.
«Это не продажа, а скорее, слияние», —
так пишет о сделке Олег Тиньков в своем инстаграме.
Чего ждать пользователям?
Тиньков заявил Reuters, что намерен остаться с банком после возможной продажи «Яндексу». По его словам, на финансовом рынке он достиг всего, чего хотел, и теперь настало время заняться чем-то другим — в том числе, созданием фонда борьбы с лейкемией.
«Для клиентов ничего не поменяется, а станет даже еще лучше ❤️. Так что „Тинькофф“ бренд остается», —
успокаивает он клиентов банка в своем инстаграме. Бывший вице-президент «Тинькофф банка» по маркетингу, основатель сайта «Вкладер» Олег Анисимов в разговоре с «Медузой» сказал, что в случае завершения сделки никаких резких изменений для пользователей банка в 2020 году не будет.
Первое, с чего начнется интеграция, — это обмен информацией о пользователях, и если с ее помощью «Тинькофф банк» хотя бы на 1% снизит долю невозврата кредитов, это уже будет хороший показатель, предполагает Анисимов. «В целом, если сервис работает неплохо — зачем его трогать? — считает он. — Исторически „Яндексу“ всегда удавалось все, что связано с математикой, например, поиск — математический продукт, и он у них хороший. Все, что связано с коммуникациями — например, соцсети, — удавалось хуже. А банк — это коммуникации».