Как составить претензию к перевозчику?

168 просмотров
42 дочитываний
0 комментариев

Претензия к перевозчику — это юридический документ для досудебного урегулирования споров в транспортной сфере. Обращение фиксирует требования по факту нарушения обязательств по договору доставки груза или багажа.

В каких случаях подавать претензию к перевозчику?

В соответствии со ст. 796 ГК РФ перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа. Он же возмещает причиненный ущерб в следующих случаях и размерах (п. 2 ст. 796 ГК):

Важно!
Стоимость рассчитывается исходя из цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, или исходя из цены на аналогичные товары при отсутствии счета или указания ее в договоре.

Дополнительные особенности заключаются в том, что перевозчик (п. 3–4 ст. 796 ГК):

отвечает за перевозимые материалы после их принятия и до выдачи грузополучателю или лицу, управомоченному на получение багажа;

вправе доказывать в суде и предоставлять документы о том, что недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые он не мог предотвратить и/или устранить;

возвращает провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, если эта плата не входит в стоимость услуги — когда получена от отправителя (получателя), обоснованная и подкрепленная доказательствами, претензия за неуплату транспортировки груза или его порчу (кроме ущерба за груз).

Кто вправе подавать претензию?

Претензионный порядок урегулирования спора обязателен в случаях, предусмотренных законом или договором (ч. 5 ст. 4 АПК РФ, п. 3 ст. 132 ГПК РФ, ч. 3 ст. 4 КАС РФ).

Применительно к соглашениям по перевозке грузов обязательный досудебный порядок предъявления претензии к перевозчику предусмотрен статьей 797 ГК. Правила регулируются соответствующим транспортным уставом или кодексом.

Иск подаётся:

грузоотправителем — им может выступать юридическое или физическое лицо, действующее от своего имени или по поручению собственника, выполняющее обязанности стороны в договоре перевозки;

грузополучателем — это сторона, которой адресован груз в пункте назначения.

Основания для дальнейшего судебного спора и подготовки иска (п. 2 ст. 796 ГК):

полный или частичный отказ перевозчика удовлетворить претензию;

неполучение от перевозчика ответа в тридцатидневный срок.

При несоблюдении претензионного порядка исковое заявление:

возвращается судом (п. 5 ч. 1 ст. 129 АПК РФ, п. 1 ч. 1 ст. 135 ГПК РФ, п. 1 ч. 1 ст. 129 КАС РФ);

в случае принятия к производству оставляется без рассмотрения (п. 2 ч. 1 ст. 148 АПК РФ, абз. 2 ст. 222 ГПК РФ, п. 1 ч. 1 ст. 196 КАС РФ).

Как оформить?

Для формирования претензии отправитель (получатель) должен иметь на руках:

транспортную накладную с отметками о несохранности;

акт.

Например, при предъявлении претензии наземной транспортной компании нужно учесть следующее:

обязательный претензионный порядок установлен п. 1 ст. 797 ГК РФ и ч. 2 ст. 39 УАТ (ФЗ-259 от 08.11.2007);

срок исковой давности равен одному году (п. 3 ст. 797 ГК РФ!

Важно!

Срок исчисляется со дня выдачи груза в случае недостачи, повреждения (порчи) груза или со дня признания утраченным в случае его утраты.

Структура досудебного документа перевозчику не регламентирована законодательно и составляется в соответствии с правилами документооборота.

Шаг 1. При заполнении вводной части укажите:

реквизиты отправителя (лучше использовать бланк, в котором есть все данные);

адресата — название, Ф. И. О. руководителя, реквизиты;

исходящий номер и дату регистрации;

заголовок письма («Претензия»);

причину обращения (максимально конкретно и информативно).

Шаг 2. В основной части подробно опишите:

факт существования договора перевозки, его номер и дату, описание перевозимых материалов;

факт задержки доставки (порчи) и общую сумму ущерба на день оформления;

дайте ссылки на статьи законов, транспортные уставы и НПА.

Шаг 3. В резюмирующей части разместите требования:

о погашении задолженности;

о возмещении убытков (здесь приводят расчет долга и включают в него пени или неустойку на день подготовки документа);

дайте ссылку на законодательные акты при необходимости.

Шаг 4. Обязательно приложите документы, которые упоминаются в тексте. Вот для примера образец претензии к транспортной компании, повредившей груз, со всеми перечисленными разделами:

Документ перевозчику:

составьте в двух экземплярах, один из которых отправьте адресату, а другой оставьте у отправителя (получателя);

направьте почтой с обязательным уведомлением о вручении либо передайте под подпись уполномоченному лицу (с указанием его данных, штампа регистрации или печати перевозчика).

Претензия содержит желаемые и разумные сроки для ответа и/или устранения проблемы и ее последствий. Отсутствие реакции является основанием для обращения в суд.

Какие документы понадобятся?

В качестве дополнительных доказательств позиции следует подготовить и приложить:

акты обследований;

расчет (например, при работе на биржах перевозчиков он готовится с учетом их требований, авторизованные пользователи «Автотрансинфо» используют платформенный образец обоснования суммы претензии в АТИ и имеют возможность при подготовке расчета получить консультацию экспертов);

квитанции;

дополнительные соглашения;

фотографии;

ссылки на видеофайлы.

Кроме положений гражданского и арбитражного процессуального кодексов, при составлении образца претензии к перевозчику о повреждении груза при перевозке автомобилем используется «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», введенный ФЗ-259 от 08.11.2007. Акт, подтверждающий факт порчи.

Выполнение требований к составлению и содержанию претензии к перевозчику за нарушение сроков доставки позволяют покрыть убытки, связанные с задержкой исполнения обязательств.

Источник: https://ppt.ru/forms/pretenziya/k-perevozchiku?utm_source=vk&utm_medium=smm&utm_content=96755&utm_term=ppt_ru

Понравилась публикация?

Проголосовали:2

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

да
1 / 0
нет
Ваш рейтинг должен быть не менее 500 для оценки публикации
да
1 / 0
нет

Читайте также

Помощь юристов и адвокатов
Спроси юриста! Ответ за5минут
спросить
Администратор печатает сообщение