Как составить претензию к перевозчику?
Претензия к перевозчику — это юридический документ для досудебного урегулирования споров в транспортной сфере. Обращение фиксирует требования по факту нарушения обязательств по договору доставки груза или багажа.
В каких случаях подавать претензию к перевозчику?
В соответствии со ст. 796 ГК РФ перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа. Он же возмещает причиненный ущерб в следующих случаях и размерах (п. 2 ст. 796 ГК):
Важно!
Стоимость рассчитывается исходя из цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, или исходя из цены на аналогичные товары при отсутствии счета или указания ее в договоре.
Дополнительные особенности заключаются в том, что перевозчик (п. 3–4 ст. 796 ГК):
отвечает за перевозимые материалы после их принятия и до выдачи грузополучателю или лицу, управомоченному на получение багажа;
вправе доказывать в суде и предоставлять документы о том, что недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые он не мог предотвратить и/или устранить;
возвращает провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, если эта плата не входит в стоимость услуги — когда получена от отправителя (получателя), обоснованная и подкрепленная доказательствами, претензия за неуплату транспортировки груза или его порчу (кроме ущерба за груз).
Кто вправе подавать претензию?
Претензионный порядок урегулирования спора обязателен в случаях, предусмотренных законом или договором (ч. 5 ст. 4 АПК РФ, п. 3 ст. 132 ГПК РФ, ч. 3 ст. 4 КАС РФ).
Применительно к соглашениям по перевозке грузов обязательный досудебный порядок предъявления претензии к перевозчику предусмотрен статьей 797 ГК. Правила регулируются соответствующим транспортным уставом или кодексом.
Иск подаётся:
грузоотправителем — им может выступать юридическое или физическое лицо, действующее от своего имени или по поручению собственника, выполняющее обязанности стороны в договоре перевозки;
грузополучателем — это сторона, которой адресован груз в пункте назначения.
Основания для дальнейшего судебного спора и подготовки иска (п. 2 ст. 796 ГК):
полный или частичный отказ перевозчика удовлетворить претензию;
неполучение от перевозчика ответа в тридцатидневный срок.
При несоблюдении претензионного порядка исковое заявление:
возвращается судом (п. 5 ч. 1 ст. 129 АПК РФ, п. 1 ч. 1 ст. 135 ГПК РФ, п. 1 ч. 1 ст. 129 КАС РФ);
в случае принятия к производству оставляется без рассмотрения (п. 2 ч. 1 ст. 148 АПК РФ, абз. 2 ст. 222 ГПК РФ, п. 1 ч. 1 ст. 196 КАС РФ).
Как оформить?
Для формирования претензии отправитель (получатель) должен иметь на руках:
транспортную накладную с отметками о несохранности;
акт.
Например, при предъявлении претензии наземной транспортной компании нужно учесть следующее:
обязательный претензионный порядок установлен п. 1 ст. 797 ГК РФ и ч. 2 ст. 39 УАТ (ФЗ-259 от 08.11.2007);
срок исковой давности равен одному году (п. 3 ст. 797 ГК РФ!
Важно!
Срок исчисляется со дня выдачи груза в случае недостачи, повреждения (порчи) груза или со дня признания утраченным в случае его утраты.
Структура досудебного документа перевозчику не регламентирована законодательно и составляется в соответствии с правилами документооборота.
Шаг 1. При заполнении вводной части укажите:
реквизиты отправителя (лучше использовать бланк, в котором есть все данные);
адресата — название, Ф. И. О. руководителя, реквизиты;
исходящий номер и дату регистрации;
заголовок письма («Претензия»);
причину обращения (максимально конкретно и информативно).
Шаг 2. В основной части подробно опишите:
факт существования договора перевозки, его номер и дату, описание перевозимых материалов;
факт задержки доставки (порчи) и общую сумму ущерба на день оформления;
дайте ссылки на статьи законов, транспортные уставы и НПА.
Шаг 3. В резюмирующей части разместите требования:
о погашении задолженности;
о возмещении убытков (здесь приводят расчет долга и включают в него пени или неустойку на день подготовки документа);
дайте ссылку на законодательные акты при необходимости.
Шаг 4. Обязательно приложите документы, которые упоминаются в тексте. Вот для примера образец претензии к транспортной компании, повредившей груз, со всеми перечисленными разделами:
Документ перевозчику:
составьте в двух экземплярах, один из которых отправьте адресату, а другой оставьте у отправителя (получателя);
направьте почтой с обязательным уведомлением о вручении либо передайте под подпись уполномоченному лицу (с указанием его данных, штампа регистрации или печати перевозчика).
Претензия содержит желаемые и разумные сроки для ответа и/или устранения проблемы и ее последствий. Отсутствие реакции является основанием для обращения в суд.
Какие документы понадобятся?
В качестве дополнительных доказательств позиции следует подготовить и приложить:
акты обследований;
расчет (например, при работе на биржах перевозчиков он готовится с учетом их требований, авторизованные пользователи «Автотрансинфо» используют платформенный образец обоснования суммы претензии в АТИ и имеют возможность при подготовке расчета получить консультацию экспертов);
квитанции;
дополнительные соглашения;
фотографии;
ссылки на видеофайлы.
Кроме положений гражданского и арбитражного процессуального кодексов, при составлении образца претензии к перевозчику о повреждении груза при перевозке автомобилем используется «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», введенный ФЗ-259 от 08.11.2007. Акт, подтверждающий факт порчи.
Выполнение требований к составлению и содержанию претензии к перевозчику за нарушение сроков доставки позволяют покрыть убытки, связанные с задержкой исполнения обязательств.
Источник: https://ppt.ru/forms/pretenziya/k-perevozchiku?utm_source=vk&utm_medium=smm&utm_content=96755&utm_term=ppt_ru
Понравилась публикация?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты