Дмитрий
ДмитрийПодписчиков: 4151
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг573.4к

«Встречают по одежке, а провожают по уму». Что означает пословица на самом деле

1 251 просмотр
188 дочитываний
1 комментарий
Эта публикация уже заработала 16,95 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Здравствуйте мои дорогие подписчики и гости сайта.

В детстве я часто слышал пословицу: «Встречают по одёжке, а провожают по уму». Говорили это опытные взрослые, пытаясь вложить в меня истину мол: неважно, что на тебе одето, важнее, что твориться у тебя в голове.

Одежда отражает статус человека. Фото с сайта www.obozrevatel.com

____________________________________

Как меня нагло обманывали! Но, винить взрослое поколение в сокрытии правды от подрастающего молодёжи нельзя — они и сами были обмануты точно так же. Да и сегодня я, став взрослым, то же самое говорю своим детям. Но они мне не верят. И правильно делают!

Вообще дети лучше нас, взрослых, чувствуют смысл поговорок, пословиц и русских сказок. И если вы не уверены в верности трактовки поговорки или пословицы, тогда правильнее будет не растолковывать её своим детям. Лучше попросту расскажите или прочитайте без анализа смысла (вы ведь не на уроке русской литературы). Дайте ребёнку самому докопаться до правды. Может он сам дойдёт до сути. Ещё и вам разъяснит смысл поговорки.

Например, та же пословица «Встречают по одежке…», оказывается, может быть рассмотрена совсем с другой точки зрения. А почему встречают по одежке? Потому что одежда наших предков — это была визитная карточка, полное описание того, что собой представляет данный человек.

Во-первых, в разных регионах, в разных местностях Руси одежда была разная. И встретив человека в определенно скроенной одежде, уже можно было сделать вывод — откуда он.

Во-вторых, одежда очень четко отражала статус человека. Например, если бы вам попались две девушки примерно одного возраста (да хоть сестры-близнецы), очень четко по их одежде можно было определить их социальный статус. Пусть на одной надета просто рубаха, волосы заплетены в одну косу и перетянуты ленточкой. Вторая поверх рубахи имеет что-то типа юбки (понёва), и волосы у неё собраны хотя бы под простой платок, а может, и под более замысловатый головной убор. Можно точно сказать: первая девушка незамужняя, а ее сестра — молодуха, уже замужем.

По одежде можно было определить откуда человек родом

-----------------------------------------------------------------------------------------------------

Также по одежде легко определялось общественное положение. Наряды знати и князей выделялись тонкой выделкой ткани, драгоценными украшениями, особыми красочными узорами и большей длиной. Воинскую одежду нельзя было спутать ни с какой другой по особому покрою и узорочью с множеством перуниц, солнечных и воинских знаков чести. Одежда крестьян, основным родом деятельности которых являлось земледелие, отличалась тем, что была проста в крое, но добротна, прочна, обильно украшена знаками плодородия, земли, солнца, стихий природы. На праздничной и обрядовой одежде крестьян вышивались изображения славянских божеств, способствующих плодородию и благоденствию, покровительствующих ремёслам.

Но больше всего, больше чем фасон, покрой и материал, «говорила» о своем хозяине вышивка на одежде.

Ведь абсолютно разные орнаменты наносились на одежду в разных жизненных ситуациях, и даже один и тот же символ может быть прочитан по-разному. Например, ромб в мужской одежде означает, что мужчина имеет отношение к обработке земли, в женской же — это способность к деторождению: у девушки можно встретить множество пустых квадратов (поле не засеяно), а у замужней женщины, молодой — множество мелких с точками (поле засеяно и плодородно), у пожилых женщин квадраты крупные и их малое количество (отплодоносила).

Но больше всего «говорила» о своем хозяине вышивка на одежде

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Основными символами для девочки были: Богини-покровительницы судьбы, символ рода, древесные орнаменты, символ покровителя дня ее рождения, символы земли (опять же, отличающиеся от женских символов земли — у тех в основном она представлялась либо распаханной, либо уже засеянной) и женских ремесел.

Одежда мальчиков изобиловала символами огня, солнечными символами, изображениями тотемных животных, колокольчиками-бубенчиками и символами мужских ремесел.

У молодых девушек — символы плодородия, у молодых юношей — воинские. На свадебных рубахах — лебеди, виноград.

Поэтому и встречали по одежке: одежда, вышитые на ней узоры могли «рассказать» и о том, к какому народу принадлежит человек, из какого он рода, в каких краях живёт, семейный или нет, сколько у него детей, чем занимается и т. д.

Одежда, вышитые на ней узоры могли «рассказать» о многом

----------------------------------------------------------------------------------------------------------

А вот провожали «по уму». Вдруг ты прибыл в княжеской одежде, тебя встречали как князя (как великого воина), а оказалось, что ты не только других, но и себя защитить не можешь.

Да-а… А неплохо было бы, если бы и сейчас люди научились «встречать по одежке», оценивая в первом впечатлении не стоимость твоей одежды, а смысловую нагрузку, которую она несет.

Народные орнаменты нынче в моде, правда, многие напяливают на себя что попало в стиле а-ля рус. Может, стоит сперва попробовать разобраться, что за символику ты на себя примеряешь?


Всем спасибо! Подписывайтесь и ставьте палец вверх!


Источник: www.shkolazhizni.ru

1 комментарий
Понравилась публикация?
3 / 0
нет
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 1
Отписаться от обсужденияПодписаться на обсуждения
ПопулярныеНовыеСтарые
Михаил
Подписчиков 291
12.02.2024, 12:13
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг367.9к
Подробнее
Неинтересно
04:02
Поделитесь этим видео
0
0
Засыпкин Константин Николаевич
Подписчиков 590
13.01.2022, 06:51
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг136.9к
В России существует известная поговорка, согласно которой человека встречают по одёжке, а провожают по уму.
Подробнее
Неинтересно
-2
0