Дистанционное обучение: программы, технологии, особенности и полезные советы для учебы дистанционно
Краткое содержание :
- В условиях постоянного развития информационных технологий дистанционное обучение становится все более популярным.
- В 30-х годах XX века развитию дистанционного обучения поспособствовало радио.
- Формы дистанционного обучения
- Существует огромное множество форматов дистанционного обучения.
- Преимущества и возможности дистанционного обучения
- Обсуждение
В условиях постоянного развития информационных технологий дистанционное обучение становится все более популярным.
Согласно данным Росстата, только в сфере высшего образования исключительно дистанционным образом обучается 30 421 студент, не говоря уже о посещаемости дополнительных онлайн-курсов, тренингов и мастер-классов. В чем преимущества такой формы обучения и как получить качественные знания онлайн, читайте в этой статье.
Основная проблема доступности обучения — расстояние — была официально решена еще в 1828 году, когда королева Виктория дала разрешение Лондонскому университету ввести первый дистанционный «корреспондентский» курс. Такая организация снизила стоимость обучения и позволила именовать университет «народным».
В 30-х годах XX века развитию дистанционного обучения поспособствовало радио.
Трансляция занятий позволила учащимся получать задания и прослушивать дискуссии, однако не участвовать в них. К 70-м годам начали набирать популярность телевизионные обучающие курсы, но все же проблема односторонности связи еще не была решена.
Классическим примером первого дистанционного вуза в 1969 году стал Открытый университет Великобритании. Это учебное заведение до сих пор считается одним из лучших вузов Европы и позволяет студентам из разных стран осваивать курсы на расстоянии. Удачный опыт был перенят университетами Испании, Германии, Канады, а позже и России.
Однако именно появление интернета позволило развивать дистанционное обучение в интерактивной форме — в рамках двустороннего взаимодействия. В конце XX века количество дистанционных курсов в мире увеличилось практически вдвое, а уже в начале XXI века эта форма обучения стала одной из самых популярных.
В России развитие дистанционного обучения ознаменовано приказом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 30 мая 1997 года № 1050 «О проведении эксперимента в области дистанционного образования». В ходе реализации проекта 8 образовательными учреждениями (из них только одним государственным) было создано 588 учебных курсов и обучено более 200 000 студентов и слушателей. Для организации учебного процесса привлекалось более 13 000 педагогов. Эксперимент показал удовлетворительные результаты качества подготовки: слушатели успешно прошли государственную итоговую аттестацию, а десятки филиалов вузов-участников получили государственную аккредитацию в составе базовых вузов. Специалисты в области образования отметили, что результаты эксперимента развеивают предубеждения против дистанционных методов обучения и позволяют считать их перспективным направлением для развития национальной системы образования.
Сегодня дистанционное обучение регулируется в первую очередь Федеральным Законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон об образовании). Статья 13 этого закона утверждает реализацию образовательных программ с использованием различных образовательных технологий, в том числе дистанционных.
Согласно данным статистики, на начало 2017-2018 учебного года в Российской Федерации было зафиксировано такое количество образовательных программ, реализуемых с применением дистанционных технологий: 3097 — для бакалавриата, 265 — для специалитета и 1370 — для магистратуры.
В процентном соотношении дистанционная форма обучения применяется в высшем образовании в 12,6% образовательных программ для бакалавриата, 8,2% — для специалитета и 9,5% — для магистратуры.
Несмотря на такие показатели, исследователи утверждают, что дистанционное обучение в Российской Федерации по сравнению с другими странами применяется достаточно редко, хотя и пользуется заслуженной популярностью[6]. Попробуем разобраться, в чем же особенность дистанционных образовательных технологий и каков порядок их применения.
Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии
Несмотря на четкое разделение понятий «электронного обучения» и «дистанционных технологий» в Федеральном Законе, пользователи интернет-ресурсов часто применяют эти термины как синонимы. На самом деле, электронное обучение не обязательно дистанционное. Первое — обязательно подразумевает использование в образовательном процессе баз данных, информационных технологий, технических средств и информационно-телекоммуникационных сетей. Второе же понятие предполагает взаимодействие студента и преподавателя в различных формах и видах на расстоянии.
Таким образом, дистанционное обучение — это следствие развития электронного обучения, однако основная его характеристика состоит в возможности осваивать учебный материал с помощью «реальных», «живых» преподавателей, находясь на любом расстоянии от них.
Формы дистанционного обучения
Согласно статье 17 ФЗ «Об образовании» обучение в образовательных организациях осуществляется в одной из трех форм: очной, заочной или очно-заочной. Каждая из этих форм предполагает использование дистанционных образовательных технологий, поэтому сопоставлять заочное и дистанционное обучение в корне неверно. Дистанционные технологии позволяют реализовывать инновационные методы во всех формах обучения, что делает их незаменимым помощником в любой образовательной программе.
Существует огромное множество форматов дистанционного обучения.
Наиболее распространенные из них — это чат-занятия, веб-занятия, онлайн-конференции, однако на этих трех видах перечень не заканчивается. Например, компания Active Learning предлагает целую Энциклопедию форматов онлайн-обучения. В ней указано 22 наиболее эффективных формата[8]. Перечислим для примера первые десять из них:
диалоговый тренажер;
массовые открытые онлайн-курсы;
видео-лекция;
обучающая игра;
и другие
Благодаря инновационным форматам дистанционное обучение имеет множество преимуществ, которые мы рассмотрим более подробно.
Преимущества и возможности дистанционного обучения
Несмотря на то, что дистанционного образования как такового не существует (есть только дистанционное обучение), говоря о дистанционном образовании, слушатели чаще всего подразумевают дистанционные курсы. Последние активно предлагаются в рамках программ колледжа, первого и второго высшего образования, магистратуры, аспирантуры, бизнес-и дополнительного образования. Популярность дистанционного обучения обусловлена широкими возможностями обучающихся:
освоением образовательных программ непосредственно по месту жительства или временного пребывания;
получением диплома, который принимается любым учебным заведением высшего звена, а также внутренними и иностранными работодателями;
использованием консультаций, советов, оценок удаленного (территориально) эксперта (преподавателя) с обратной связью.
Из этих возможностей следуют преимущества, которые позволяют считать дистанционное обучение выгодным как для школьников и студентов, так и для состоявшихся специалистов определенного профиля. К основным преимуществам дистанционного обучения следует отнести:
возможность обучаться практически в любое время и в любом месте;
источник https://aif.ru/boostbook/distantsionnoe-obuchenie.html