Продолжение Королева детектива: жизнь и убийства Агаты Кристи, самой известной писательницы мира.

180 просмотров
62 дочитываний
11 комментариев

Мисс Марпл: старушка на страже порядка

Кристи не думала, что когда-нибудь создаст героя, способного конкурировать с Пуаро за любовь публики. У неё и в мыслях не было, что читатели горячо полюбят мисс Джейн Марпл, детектива-любителя из деревушки Сент-Мэри-Мид, которая будет одним из многих персонажей сборника рассказов «Тринадцать загадочных случаев», изданного в 1927 году, но её популярность оказалась колоссальной — в итоге она стала героиней 12 романов.

«Когда мисс Марпл родилась, — писала Кристи в своей автобиографии, — ей было уже под семьдесят, что, как и в случае с Пуаро, оказалось неудобным, ибо ей предстояло еще долго жить вместе со мной. Если бы я обладала даром предвидения, я бы в самом начале придумала не по годам смышленого мальчика-детектива, который взрослел и старел бы вместе со мной».

С одной стороны, мисс Марпл — одинокая добродушная пенсионерка, обожающая свои цветы и вязание (считается, что героиня частично списана с бабушки писательницы), с другой — хладнокровный сыщик, не доверяющий никому. Она не профессиональный детектив и не имеет никаких формальных прав опрашивать людей, но узнаёт все, что ей нужно, ведя непринужденные беседы за чашечкой чая, устраивая слежки и внимательно изучая всё, происходящим вокруг.

Читатели просили Кристи устроить встречу двух её главных героев, но писательница считала, что они невзлюбили бы друг друга с первого взгляда: «Эркюль Пуаро, законченный эгоист, не стал бы терпеть, чтобы какая-то старая дева учила его ремеслу. Он профессионал, в мире мисс Марпл он чувствовал бы себя не в своей тарелке», — писала она в мемуарах. Герои так и не встретились.

Другие сыщики

Среди других героев, созданных Кристи, — сотрудник MI5, полковник британской разведки Рейнс, сыщик Паркер Пайн, который своей главной задачей считает излечивать людей от несчастья, суперинтендант Джим Баттл, занимающийся расследованием сложных дел, супруги-сыщики Томми и Таппенс Бересфорд.

Конечно, эти персонажи не так узнаваемы, как Пуаро и мисс Марпл, но детективы, в которых они появляются, охотно экранизируют: BBC, к примеру, выпустил целых два сериала про супругов Томми и Таппенс под названием «Партнеры по преступлению» (в 1983 и 2014 годах), да и самый первый фильм по Кристи, «Приход мистера Кина» 1928 года, был посвящён приключениям загадочного и демонического мистера Кина, а не щеголеватого бельгийца или старушки из Сент-Мэри-Мид.

Неожиданные убийцы

Убийцу в детективах Кристи вычислить непросто. Так, в романе «Убийство Роджера Экройда», опубликованном в 1926 году, преступником оказался тот герой, от лица которого ведется повествование — в то время это было новаторским приёмом.

Удивительный факт: обычно Кристи сначала дописывала книгу до последней главы, и только потом выбирала убийцу. Им оказывался тот, кого будут меньше всего подозревать. Только после этого Кристи дорабатывала историю, добавляя в сюжет подсказки для читателя.

И, хотя она вела в специальной тетради списки персонажей, основных сцен и возможных ключей к разгадке, большую часть работы она проделывала в голове: «Сюжеты своих детективных романов я нахожу за мытьём посуды. Это такое дурацкое занятие, что поневоле приходит мысль об убийстве», — рассказывала она.

Кристи называют родоначальницей жанра «уютного детектива» — в таких романах преступления расследуют обычно любители, как старушка мисс Марпл, а дело как правило происходит на фоне сельской пасторали. В финале всех подозреваемых детектив, как правило, собирает в одной комнате и обличает виновного. В конце XX века многие писатели и сценаристы пытались воспроизводить этот уютный дух детективов золотой поры, и нередко достигали успеха. На телевидении, скажем, одним из самых успешных примеров этого жанра стал сериал «Чисто английские убийства», который в течении нескольких десятилетий следил за карьерой полицейского в вымышленном английском графстве Мидсомер, в его тихих и уютных деревушках, насильственная смертность в которых, кажется, на несколько порядков выше чем в остальной Англии — но это не страшно, потому что убийцу обязательно настигнет кара, а справедливость будет восстановлена.

Не только детективные романы

Произведения Кристи пользуются популярностью не только в кино и на телевидении, но и в театре. Здесь она также бьёт рекорды: пьеса «Мышеловка» непрерывно шла на Вест-Энде со дня премьеры в 1952 году вплоть до закрытия театров в марте 2020 года из-за пандемии COVID-19. Ни одна другая постановка не продержалась так долго — на втором месте с огромным отрывом находится мюзикл «Отверженные», премьера которого состоялась в 1985 году.

Несмотря на то, что пьеса моментально стала хитом и к сегодняшнему дню выдержала уже не менее 28 тысяч представлений в одном только театре Сант-Мартин, писательница не считала «Мышеловку» своей лучшей работой. Кристи вообще критично относилась к своему творчеству, и, адаптируя книги для театра, с легкостью избавлялась от персонажей и меняла сюжет в угоду зрителям. Например, она подарила счастливый финал спектаклю по роману «Десять негритят», изменила убийцу в «Свидании со смертью», чтобы история стала комичной.

Кроме того, Кристи выпустила шесть психологических романов под псевдонимом Мэри Уэстмакотт — ей не хотелось обманывать читателей, которые, видя на обложке имя Агата Кристи, ожидали бы купить детектив. Один из таких романов, «Вдали весной», был создан всего за три дня. Писательница долго вынашивала идею книги и так хотела написать ее, что почти не спала и пропустила работу в больнице.

«Убить легко»: увлечение ядами

На волне популярности криминальных романов в 1930-х Энтони Беркли организовал в Лондоне Детективный клуб, и Кристи стала его почетным членом. Члены клуба соревновались в литературном мастерстве и формулировали правила для авторов детективов, среди которых было, например, не убивать персонажей вымышленными ядами — его Кристи никогда не нарушала.

Отравление было её излюбленным способом убийства — больше 80 её персонажей скончались от ядов, причем все смерти не похожи друг на друга. А вот в жизни она панически боялась допустить фатальную ошибку и ненароком погубить человека.

Агата Кристи — военная медсестра, 1914 год

Однако во время войн ей довелось работать с опасными веществами: в 1914 году, во время Первой мировой она записалась добровольцем в госпиталь Красного креста в родном Торки и работала там медсестрой, а затем помощницей фармацевта. Когда же началась Вторая мировая война и Маллоуэна призвали в армию, Кристи переехала из семейного имения в Оксфордшире в Лондон и устроилась фармацевтом в госпитале при Лондонском университете. Писательница рассказывала, что на первых порах она так нервничала, что не могла спать спокойно: Кристи снились кошмары о том, что она перепутала крышки мазей, и одного из пациентов погубит яд. Однажды она и вовсе побежала в лабораторию посреди ночи, чтобы убедиться, что лекарства, которые она приготовила, были безопасны.

Несмотря на страхи, ядами Кристи была увлечена с юности и даже вела тетрадь, в которой записывала названия веществ и их действие. Там же она собирала вырезки из газет о преступлениях, которые она использовала для сюжетов. Писательница признавалась, что самой лестной похвалой к дебютному роману «Загадочное происшествие в Стайлзе» стала рецензия в фармацевтическом журнале: специалисты отметили, что Кристи мастерски описала действие яда, и назвали её настоящим профессионалом.

Её увлечению ядами даже посвящена постоянная выставка в аббатстве Торре родного города писательницы Торки: ботанический сад ядовитых растений. Их категорически нельзя трогать, а тем более срывать, потому что последствия могут быть плачевны. Рядом с каждым растением есть изображения черепов: чем их больше, тем более оно ядовито.

Поздние годы дамы-командора

После Второй мировой Кристи продолжила заниматься литературой и в 1956 стала почетным президентом Детективного клуба. Согласилась на эту должность она при условии, что ей не придется публично выступать. Вклад писательницы в литературу высоко ценился: она получила звание Великого мастера от Американской ассоциации авторов детективов и степень почетного доктора литературы университета в Эксетере, стала членом Королевского литературного общества и была награждена орденом Британской империи и получила за свои литературные достижения звание Дама-командор Ордена Британской империи.

Однако с годами здоровье ухудшалось и писать становилось тяжелее: в мемуарах она писала, что самое неприятное в старости — потеря независимости. В 1976 Кристи в возрасте 85 лет скончалась у себя дома в Уоллингфорде. Её похоронили на кладбище Святой Марии в Чолси — на церемонию приехали десятки репортеров газет и телевидения со всего света. Могилу Кристи украсили тридцать венков, в том числе от читателей и актёров, игравших в её пьесах.

Мемуары, к которым мы обращались несколько раз в этом тексте, Кристи писала 15 лет — через год после её смерти их опубликовали. Они заканчивались словами: «Ребенок, вставая из-за стола, говорит: „Спасибо тебе, Господи, за хороший обед“. Что сказать мне в свои семьдесят пять? Спасибо тебе, Господи, за мою хорошую жизнь и за всю ту любовь, которая была мне дарована».

Мир помнит её до сих пор: писательница стала символом Великобритании, и в 2020 году к столетию ее первого романа «Загадочное происшествие в Стайлзе» Королевский монетный двор выпустил двухфунтовые монеты с изображением фрагмента пазла, символизирующего запутанные сюжеты ее детективов, и подписью Кристи.

https://zen.yandex.ru/media/discoursio/koroleva-detektiva-jizn-i-ubiistva-agaty-kristi-sa-5f8046f8109c65627ed66a06

интересно?

Проголосовали:39

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

да
43 / 0
нет
Ваш рейтинг должен быть не менее 500 для оценки публикации
да
43 / 0
нет

Обсуждают (11): Обсуждение

показать всех обсуждающих

Комментарии (11)

Отписаться от обсужденияПодписаться на обсуждения
ПопулярныеНовыеСтарые
Показать ещё комментарии (11)

Читайте также

Помощь юристов и адвокатов
Спроси юриста! Ответ за5минут
спросить
Администратор печатает сообщение