Реформы П. А. Столыпина
Краткое содержание :
Реформы Столыпина Петра Аркадьевича – 1906 – 1913 представляют собой неудачную попытку председателя Совета министров Российской империи создать в стране условия для ее экономического роста, при сохранении самодержавия, а также существующего политического и социального порядка. Следует отметить, что российское общество встретила реформы активным сопротивлением.
Биография Столыпина
Столыпин Пётр Аркадьевич (1862— 1911), российский государственный деятель, премьер-министр (1906—1911 гг.). Родился 14 апреля 1862 г. в Дрездене (Германия) в семье, принадлежавшей к старинному дворянскому роду. В 1881 г. окончил Виленскую (Вильнюсскую) гимназию и поступил на физико-математический факультет Петербургского университета, по окончании которого служил в Министерстве государственных имуществ.
В 1889 г. Столыпин перешёл в Министерство внутренних дел. В 1899 г. был назначен ковенским губернским предводителем дворянства, в 1902 г. — гродненским губернатором; в 1903 г. стал губернатором в Саратове, где руководил подавлением крестьянских волнений в ходе революции 1905—1907 гг.
В 1906 г. Столыпин был назначен министром внутренних дел, в том же году заменил И. Л. Горемыкина на посту Председателя Совета министров.
В августе 1906 г. на Столыпина было совершено первое из 11 предпринятых покушений. Пётр Аркадьевич с семьёй переехал в Зимний дворец, а в России был принят указ о введении военно-полевых судов, после чего виселицу стали называть «столыпинским галстуком».
3 июня 1907 г. 2-я Государственная дума была распущена, а избирательный закон изменён, после чего правительство Столыпина смогло перейти к реформам, главной из которых являлась аграрная. Идея Столыпина заключалась в том, чтобы решить аграрную проблему, не затрагивая помещичье землевладение, а повысив производительность крестьянского труда. После разрушения общины земля должна перейти в собственность зажиточных крестьян; разорившиеся пойдут на работу в городскую промышленность и будут переселены на окраины страны.
Совершив в 1910 г. поездку в Западную Сибирь, Столыпин предложил широкомасштабную схему переселения крестьян на целинные земли, считая Сибирь неисчерпаемым источником сырья.
Независимая позиция Столыпина, полагавшего, что самодержавие должно быть заменено ограниченной монархией, опирающейся на сильную исполнительную власть, восстановила против него дворянство и способствовала падению его влияния.
Был смертельно ранен эсером Д. Г. Богровым 14 сентября 1911 г. в Киеве. Умер 18 сентября.
Реформы Столыпина
Аграрная реформа Столыпина (1906-1911)
Причина реформы. Основной причиной, побудившей Россию внести изменения в государственное устройство, стало недовольство властью большого количества простых людей.
Цель реформы:
- Повысить производительность крестьянского труда
- Ликвидировать социальную напряженность в крестьянской среде
- Вывести кулаков из зависимости от общины и окончательно разрушить общину
- Методы и программа
В соответствии с реформой, крестьяне могли выходить из общины и создавать свои подсобные личные хозяйства. Они были вправе заложить или продать свои наделы земли и передать их по наследству.
Крестьянам выдавался льготный кредит под залог земли или ссуда для покупки у помещиков земли сроком на 55, 5 лет. Была введена переселенческая политика, переселение безземельных крестьян на необжитые земли на Дальнем Востоке, в Сибири и на Урале. Государство обязывалось осуществлять поддержку агрономических мероприятий, способных повысить урожайность или привести к улучшению качества сельскохозяйственного труда.
Итоги. Указанные методы позволили вывести из общины 21% крестьян и значительно ускорили процесс расслоения крестьянского общества. В результате возросло число кулаков, а также повысилась урожайность полей. Увеличение посевных площадей и применение техники содействовало росту производства сельскохозяйственной продукции. Так, в октябре 1909 года по производству и экспорту зерна Россия оказалась на первом месте в мире. Однако при проведении реформы были и минусы.
Переселение крестьян не принесло должного эффекта, так как половина из них вскоре вернулись обратно. Кроме того, к существующим противоречиям между помещиками и крестьянами добавились конфликты между кулаками и общинниками.
Военная реформа Столыпина (1906-1907)
Причина реформы. Причиной для проведения срочных преобразований в армии послужило поражение России в русско-японской войне 1904-1905 годов.
Цель реформы. В качестве цели были определены следующие направления военной политики:
- упорядочить принципы комплектования вооруженных сил;
- перевооружить армию и флот;
- создать необходимую инфраструктуру.
Итоги. Благодаря реформе, государством были увеличены ассигнования на переоснащение армии и содержание офицерского корпуса. Была создана новая военная форма. Большое внимание уделялось строительству линейного флота страны.
С учетом военно-стратегических интересов российского государства прокладывались новые железнодорожные пути. Так, вторая ветка Сибирской магистрали и Амурская железная дорога призваны были обеспечить переброску сил из европейской части империи на дальневосточные окраины России.
Земская реформа Столыпина (1911)
Причина реформы. Усиление русификации западных губерний Российской империи и предотвращение преимущества в органах местного самоуправления представителей национальных меньшинств.
Цель реформы. Качественное преобразование всей системы местного самоуправления, предполагающее ее демократизацию и эффективность.
Методы и программа. Земские учреждения распространялись на часть губерний, где их раньше не было. Этот процесс проходил не всегда просто. Так, Государственный Совет, поддерживавший шляхту, выступил против реформы в западных губерниях.
Итоги. Столыпин высоко оценивал роль земств. Он занимался распространением земских учреждений на территории тех губерний, где раньше их не было. Суть реформирования состояла в разделении избирательных собраний и съездов на два: польские и непольские. Однако с таким условием, чтобы непольское отделение могло избирать больше земских гласных.
Образовательная реформа Столыпина (1908)
Причина реформы. Невозможность системной модернизации страны, без получения основным населением элементарных знаний, стало главной причиной проведения образовательной реформы.
Цель реформы. Расширить и совершенствовать образовательную деятельность, сформировать единую систему педагогических учреждений.
Методы и программа. Был разработан проект закона “О введении всеобщего начального обучения в Российской империи”. Он должен был обеспечить элементарное образование детей обоих полов в равной степени. Гимназиям отводилась роль системообразующего элемента в среде педагогических учреждений.
Итоги. Все это требовало новых кадров преподавателей, которых планировалось готовить на специальных педагогических курсах. Инициировалось создание Учительского института в Ярославле. Выделялись значительные средства на переподготовку учителей средних школ, планировалась организация ознакомительных поездок за границу.
За время проведения реформы ассигнования на нужды начального образования выросли с 9 млн. до 35,5 млн. рублей.
Итоги реформ Столыпина
Проводимые реформы, а прежде всего, аграрная, оказали огромное влияние на жизнь крестьянства и имели значительные последствия. Они ускорили развитие капиталистических отношений в деревне, ибо в руках кулаков оказались значительные участки земли. Росло использование наемного труда, повышалась товарность хозяйств и укреплялись связи с внутренним рынком.
Отношение общества к проведению реформ
Отношение общества к реформам было достаточно сложным, так как оно не доверяло новой власти. Крестьяне ожидали получить помещичьи земли, а их отправили за землей в Сибирь. Дворянству не нужны были реформы, в Столыпине они видели разрушителя вековых устоев. Отрицательно отнеслись к реформам и помещики.
Лишь буржуазия и октябристы, а также малая часть интеллигенции и чиновничества выступили в поддержку политики Столыпина.
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты