Тадж Махал: культурное наследие
Краткое содержание :
Тадж-Махал – одна из самых грандиозных построек, расположенных на территории Индии, ежегодно число посетителей величественного мавзолея превышает 5 миллионов человек. Туристов притягивает не только красота сооружения, но и связанная с ним красивая история. Мавзолей был возведен по приказу падишаха Империи Великих Моголов, пожелавшего рассказать всему миру о своей тоске по умершей жене Мумтаз-Махал. Что же известно о Тадж-Махале, объявленном жемчужиной мусульманского искусства, а также о любви, благодаря которой он был создан?
Шах-Джахан и Мумтаз
«Повелитель мира» - таково значение имени, которое один из самых известных могольских падишахов получил от своего отца, любившего его больше других детей. Шах-Джахан, знаменитый создатель Тадж-Махала, появился на свет в 1592 году, Империю Великих Моголов возглавил в возрасте 36 лет, захватив трон после смерти отца Джахангира и избавившись от братьев-конкурентов. Новый падишах быстро заявил о себе как о решительном и безжалостном правителе. Благодаря нескольким военным кампаниям, ему удалось увеличить территорию своей империи. В начале своего правления он принадлежал к числу наиболее могущественных людей 17-го столетия.
Шах-Джахан интересовался не только военными походами. Для своего времени падишах был прекрасно образован, заботился о развитии науки и архитектуры, опекал деятелей искусства, ценил красоту во всех ее проявлениях.
Легенда гласит, что свою будущую супругу Мумтаз-Махал правитель Империи Великих Моголов встретил случайно, произошло это во время прогулки по базару. Из толпы людей его взгляд выхватил юную деву, державшую в руках деревянные бусы, красота которой покорила его. Падишах, еще бывший в то время наследником престола, влюбился так сильно, что решил взять девушку в жены.
Мумтаз-Махал, армянка по национальности, происходила из семьи визиря Абдул Хасана Асаф-хана, входившего в круг приближенных падишаха Джахангира. Девушка, которую при рождении назвали Арджуманд Бану Бегам, приходилась племянницей любимой супруге Джахангира Нур-Джахан. Следовательно, она могла похвастаться не только привлекательной внешностью, но и благородным происхождением, поэтому для свадьбы не было препятствий. Напротив, подобный брак укреплял позиции наследника как претендента на трон, однако женился он все же по любви.
Джахангир с радостью позволил любимому сыну взять в жены понравившуюся ему девушку Мумтаз-Махал, национальность невесты также не была воспринята как препятствие, учитывая благородное происхождение ее отца. Церемония обручения состоялась в 1607 году, когда невесте, рожденной в 1593 году, было не более 14 лет. По неизвестным причинам свадьба была отложена на 5 лет.
Именно во время свадьбы получила свое красивое имя Мумтаз-Махал. Биография знаменитой супруги повелителя Империи Великих Моголов гласит, что его придумал свекор Джахангир, еще правивший в то время. На русский язык имя переводится как «жемчужина дворца», что служит доказательством необыкновенной красоты девушки.
Супруг «жемчужины», как и положено наследнику трона, обладал огромным гаремом. Однако ни одна наложница не сумела покорить его сердце, заставив забыть об очаровательной Арджуманд. Еще при жизни Мумтаз-Махал стала любимой музой знаменитых поэтов того времени, которые славили не только ее красоту, но и доброе сердце. Своему супругу армянка стала надежной опорой, сопровождала его даже в военных походах.
К несчастью, именно преданность Арджуманд стоила ей жизни. Беременность она не считала помехой для того, чтобы быть рядом с любимым мужем во время всех его путешествий. Всего она произвела на свет 14 детей, что было типичным до того времени. Последние роды оказались сложными, измученная длительным походом императрица не сумела оправиться после них.
Мумтаз-Махал ушла из жизни в 1631 году, совсем немного не дожив до своего сорокалетия. Трагическое событие произошло в военном лагере, расположенном под Бурханпуром. Император находился с любимой женой, с которой он прожил вместе 19 лет, в ее последние минуты. Перед тем как покинуть этот мир, императрица взяла с супруга два обещания. Она заставила его поклясться, что он не вступит в новый брак, а также построить для нее грандиозный мавзолей, красотой которого сможет насладиться мир.
Траур "Повелителя Мира"
Шах-Джахан до конца своей жизни не смог смириться с утратой любимой супруги. Целых 8 дней он отказывался покидать собственные покои, отвергал пищу и запретил разговаривать с ним. Легенда гласит, что горе даже подтолкнуло его к попытке самоубийства, которая, впрочем, окончилась неудачей. По приказу повелителя Империи Великих Моголов траур в государстве продолжался в течение двух лет. В эти годы населением не отмечались праздники, под запретом оказались музыка и танцы.
Некоторое утешение знаменитый падишах нашел для себя в исполнении предсмертной воли Арджуманд. Жениться вновь он действительно отказался, окончательно потерял интерес и к своему огромному гарему. По его приказу было начато строительство мавзолея, который в наши дни входит в число самых величественных сооружений в мире.
Строительство Тадж Махала
В работах были заняты 22000 (22 тысячи) мастеров из Средней Азии, Персии, Ближнего Востока. 37 специалистов отвечали за художественный облик комплекса:
- скульпторы из Бухары
- каллиграфы из Сирии и Персии;
- мастера инкрустации из Южной Индии;
- каменотёсы из Белуджистана.
Для подвоза строительных материалов был создан специальный 15-километровый пандус. По нему 30 быков таскали блоки мрамора в специально спроектированных для этого повозках.
Более 1000 слонов привозили материалы из разных частей Великой Моголии.
Вода для строительства доставлялась из реки с помощью канатно-вёдерной системы.
Здание мавзолея строили около 12 лет. Остальные составляющие комплекса — минареты, мечети, Большие ворота, сад — потребовали ещё 10 лет. Время строительства относится примерно к 1630—1652 годам. Для сравнения, новую столицу Моголии на территории нынешнего Дели, названную в честь императора Шах-Джахана Шахджаханабадом, строили по времени в два раза меньше.
Площадку для строительства подняли выше уровня уровня реки. В высоту 14-этажного дома. При этом грунт полностью заменили, чтобы уменьшить инфильтрацию, т.е. проникновение вод из реки.
Стены Тадж Махала построили из камня и щебня и облицевали тонкими мраморными плитами, скрепленными металлическими штифтами.
Сохранились имена некоторых строителей:
- Исмаил Афанди (Исмаил Хан) из Османской империи — турецкий архитектор, дизайнер главного здания;
- Устад Иса (англ. Ustad Isa) (Иса Мухаммад Эффенди) из Персии — персидский архитектор, ученик Синана, его часто называют главным создателем архитектурного образа памятника;
- Пуру из Бенаруса, Персия — упоминается как надзирающий архитектор;
- Казим Хан, выходец из Лахора, — отлил золотое завершение шпиля;
- Chiranjilal, резчик по камню из Дели — главный скульптор и специалист по мозаике;
- Аманат Хан из Шираза (Иран) — главный каллиграф;
- Мухаммад Ханиф — главный из каменщиков.
Архитектурный стиль Тадж Махала
Современные специалисты признают комплекс лучшим образцом могольского архитектурного стиля. Его называют «жемчужиной мусульманской архитектуры в Индии». Могольский стиль представляет собой синтез индийской, персидской и арабской архитектуры.
Основная ось симметрии ансамбля идет с севера на юг – от ворот к усыпальнице. Линии крестообразно расположенных каналов — символ четырех райских рек, подчеркнутые фонтанами и кипарисами, пересекаются в небольшом беломраморном бассейне. Вода для наполнения канала и орошения сада сначала поступала из реки в подземное хранилище.
Мечеть и Дворец отдохновения дополняют строгую геометрию композиции. Главный купол, венчающий здание мавзолея, покоится на барабане, окруженном 4 ортогональными башнями с небольшими куполами.
Высота главного внутреннего купола 24,4 метра. Внешний купол имеет высоту 61 метр. Изначально золотой шпиль купола был украден и позже установлен бронзовый длиной 17, 1 метра.
Ко входу ведет каменная дорога, окаймляющая канал. Вдоль дороги выстроились ряды кипарисов отбрасывают четкие тени и подчеркивают пространственную перспективу.
При строительстве использовали белый мрамор из Раджастана. На дневном солнце камень имеет ослепительно-белый цвет, на восходе — молочно-белый или розовый, а при луне — серебристый. По качествам своим этот мрамор считается лучшим в мире. Шах-Джахан запретил использовать его для строительства любых других объектов.
Сад Тадж Махала: интересные факты ландшафтной архитектуры
Сад, занимающий площадь 6,9 гектаров, воспроизводит образ «земного рая». В первоначальном виде сад поражал разнообразием растительности и был спланирован по примеру персидских садов. В нём были изысканные сорта роз, нарциссы, лилии, ирисы, плодовые деревья и цветущие кустарники. Метафорически сопоставляется с красавицей-женой.
Приподнятый мраморный бассейн в центре — Аль Каусар — олицетворяет райский источник, о котором говорится в Коране. От него в четыре стороны света отходят широкие и неглубокие каналы — воды 4-х рек жизни, разделяя сад на 4 равные части.
Фруктовые деревья и кипарисы символизируют бессмертие и возрождение. По мусульманским представлениям Аллах создал своё Творение за 4 дня, существует 4 точки горизонта, 4 первостихии — земля, вода, воздух и огонь. Четырёхчастотная структура сада несёт в себе эти символы.
В гармонии сада и усыпальницы доминирующее значение имеет орнаментика. Она объединяет все составляющие художественной культуры ислама, статику и движение, фантазию и рациональность.
Священную Ямуну архитекторы включили в дизайн сада, как одну из рек Рая. Но со временем, когда империя ослабла, сад пришёл в запустение.
Архитектура мавзолея
- Мавзолей возведен на мраморной платформе, благодаря которой он будто парит над долиной реки. Каменная ограда защищает сад от речной сырости и эрозии.
- Внутри Тадж Махала расположены 2 гробницы: шаха и его жены Арджуман Бану Бегум, которые находятся в земле под кенотафами.
- Комплекс имеет осевую симметрию относительно могилы Мумтаз-Махал. Лишь гробница самого Шах-Джахана нарушает её.
- Мастерски сделанные мраморные решетки окружают кенотафы над могилами.
- Символизм многогранен: от комбинаций материалов и цвета, сообщающих о принадлежности к высшим классам общества, до метафор растений, которые придворные летописцы использовали, чтобы восхвалять достоинства личности падишаха и его семьи. Например, в кенотафе падишаха есть чернильница, а жены — поверхность для письма. Эти детали символизируют, что мужчина пишет свои желания на сердце женщины.
- До разграбления мавзолея на кенотафе Мумтаз один из цветков был инкрустирован 35 различными драгоценными камнями, в том числе, привезённым с Урала малахитом.
Декор усыпальницы
- Чего мы не видим сейчас, так это чаш, полных драгоценностей на могиле Мумтаз-Махал, персидских ковров на полу, серебряных дверных проёмов и нависающих люстр, которые когда-то составляли внутренний декор.
- Потолок украшен цветочными узорами, пол — геометрическими рисунками.
- Самым впечатляющим видом декора можно назвать каменную инкрустацию. Цветки разработаны до мельчайших деталей, и каждая точка и алфавит Священного Корана аккуратно выгравированы, вырезаны и инкрустированы до совершенства.
- Купол зала внутри украшен в виде солнца.
Другие строения комплекса
- 4 башни-минарета чуть отклонены в сторону на случай землетрясения. На них арабской вязью запечатлены Священные стихи Корана.
- Все декоративные элементы дизайна минаретов украшены позолотой.
- С трёх сторон комплекс окружён зубчатыми стенами из красного песчаника. Сторона вдоль реки осталась открытой.
- Комплекс содержит дополнительные мавзолеи для других жён Джахана и один для любимого слуги Мумтаз.
- Главные ворота повторяют сводчатые проходы усыпальницы, арки украшены тем же декором. Первоначально они были сделаны из серебра и назывались «Ворота в Рай».
Секреты Тадж-Махала
Величественный Тадж-Махал подарил бессмертие падишаху и его прекрасной возлюбленной Мумтаз-Махал.
Сделать Тадж-Махал уникальным строители смогли благодаря оптическим иллюзиям, которые были применены при проектировании мавзолея. Оказаться на территории комплекса можно лишь после прохождения арки входных ворот, только тогда перед глазами гостей открывается здание. Человеку, который подходит к арке, может показаться, что мавзолей уменьшается, отдаляется. Обратный эффект создается при отдалении от арки. Таким образом, каждому посетителю может показаться, что он забирает грандиозный Тадж-Махал с собой.
Хитрый прием был применен и при создании поразительных минаретов здания, которые кажутся расположенными строго вертикально. В действительности эти элементы немного отклонены в стороны от постройки. Это решение позволяет уберечь Тадж-Махал от разрушения в результате землетрясения. Кстати, высота минаретов составляет 42 метра, а высота мавзолея в целом насчитывает 74 метра.
Взаимодействие декора, геометрии, материалов, акустики влияет на ум, чувства и дух человека. Мавзолей уникален комбинацией своей простоты и великолепия. Неограниченная щедрость Джахана в совокупности с изысканной работой лучших мастеров производят гипнотизирующее впечатление.
В интерьере мавзолея есть время реверберации (время, затрачиваемое на погашение эхо) — 28 секунд. Это сделано специально для того, чтобы слова молитвы о душе любимой Мумтаз задерживались в воздухе.
Внутренний зал Тадж Махала имеет форму идеального восьмиугольника и окружен восемью комнатами с проходами. Этот приём создаёт ауру торжественной безмятежности.
Для отделки стен, как уже было сказано, был применен белоснежный полированный мрамор, сияющий под влиянием солнечных лучей. Декоративными элементами послужили малахит, жемчуг, кораллы, сердолики, неизгладимое впечатление производит изящность резьбы.
Со всех сторон Тадж Махала расположены водоёмы, в которых при определённом ракурсе полностью отражается здание.
Чёрный Тадж-Махал
Если вы никогда не слышали о Чёрном Тадж-Махале, то это неудивительно. Так как в наше время его просто не существует.
Французский купец, Жан-Батист Тавернье, заправлявший торговлей бриллиантами с Индией в Европе, побывал в Агре в 1665 году. Он писал, что на противоположном от Тадж-Махала берегу Ямуны расположены руины ещё одной усыпальницы, которая должна была стать точной копие белого мавзолея, которую Шах Джахан строил якобы для себя.
Архитектурный ансамбль должен был объединяться мостом. И это было бы поистине величественным сооружением.
Действительно, если переехать Ямуну, то напротив Тадж-Махала лежат руины. И форма и размеры намекают на то, что там могло быть строение, сопоставимое со знаменитой усыпальницей.
Есть за и против этой версии. Раскопки, проведённые индийскими археологами показали, что обломки чёрного мрамора найденные на месте предполагаемого Чёрного Таджа, на самом деле куски белого мрамора, просто потемневшего от времени.
Доподлинно известно лишь то, что когда Шах Джахан постарел и заболел, между четырьмя его сыновьями началась междоусобная борьба, в результате которой власть досталась младшему из братьев – Аурангзебу.
Поговаривают, что именно он отменил строительство чёрного мавзолея, т.к. казна и так была опустошена войнами и предшествующим грандиозным строительством Тадж-Махала. Это вполне может быть правдой. История имеет подобные примеры. Достаточно посмотреть как "мельчали" пирамиды Четвёртой Династии Древнего царства в Египте, чтобы понять насколько великие стройки подрывают экономику.
После узурпации власти сыном, Шах Джахан лишь попросил заточить его в месте, где бы он мог смотреть на Тадж-Махал. Аурангзеб не противился. И свои последние дни бывший император встретил в Красном Форте, откуда открывался вид на усыпальницу любимой.
Не знаю, может быть сентиментальность послужила тому причиной и сын был тронут любовью отца к его матери. А вот старшим братьям-конкурентам повезло меньше. Их всех казнили.
Шах Джахан после смерти похоронен также в Тадж-Махале. И его захоронение косвенно подтверждает теорию о том, что для себя император планировал иную усыпальницу. Известно, что он любил симметрию (весь вид Таджа об этом говорит), и тело его супруги находится точно в центре усыпальницы. В то время как сам император просто "подзахоронен" сбоку. Вряд ли это был первоначальный план.
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты