Как потребителю взыскать компенсацию морального вреда?

144 просмотров
60 дочитываний
1 комментариев

Моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным ИП, импортером) прав потребителя, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.

При этом компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков (ст. 15 Закона от 07.02.1992 № 2300-1).

Требование о компенсации морального вреда может быть предъявлено потребителем в досудебном порядке либо в суд.

Досудебный порядок взыскания компенсации морального вреда

По общему правилу обязательного соблюдения досудебного порядка урегулирования спора по искам о защите прав потребителей не требуется, кроме установленных случаев (например, по спорам в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением оператором связи обязательств, вытекающих из договора об оказании услуг связи) (ч. 4 ст. 3 ГПК РФ; п. 4 ст. 55 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ; п. 23 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17; апелляционное определение Московского городского суда от 14.02.2020 по делу № 33-6935/2020).

Обращения, связанные с компенсацией морального вреда по спорам о защите прав потребителей финансовых услуг, не подлежат рассмотрению финансовым уполномоченным (п. 1 ст. 17 Закона от 07.02.1992 № 2300-1; п. 8 ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 04.06.2018 № 123-ФЗ).

Для взыскания компенсации морального вреда в досудебном порядке, как правило, продавцу (изготовителю, исполнителю, уполномоченной организации или уполномоченному предпринимателю, импортеру) подается письменная претензия. Она составляется в свободной форме. В отношении отдельных видов услуг (например, услуг почтовой связи) могут быть предусмотрены определенные особенности (п. п. 64, 65 Правил, утв. Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 № 234).

В общем случае в претензии следует указать, в частности, следующую информацию:

1) сведения о получателе претензии: наименование или Ф.И.О. (отчество - при наличии) продавца (изготовителя, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного предпринимателя, импортера), адрес его места нахождения (жительства);

2) сведения об отправителе претензии: Ф.И.О. (отчество - при наличии), адрес, номера телефонов, адрес электронной почты и иные контактные данные;

3) основания предъявления претензии и обстоятельства, на которых вы основываете свои требования;

4) требование о компенсации морального вреда с указанием размера компенсации, а также способа ее получения (например, реквизиты банковского счета для перечисления компенсации);

5) срок ожидания ответа и способ ответа на претензию (например, по электронной почте), а также указание на намерение обратиться в суд в случае отказа в удовлетворении ваших требований в добровольном порядке;

6) перечень документов, прилагаемых к претензии в подтверждение ваших требований;

7) дату и подпись отправителя претензии.

Если иное не установлено договором, претензия может быть представлена причинителю вреда следующим образом (п. 2 ст. 165.1 ГК РФ; п. п. 63 - 65 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25):

• передана лично. Рекомендуем изготовить два экземпляра претензии. Желательно, чтобы на одном из них лицо, принявшее претензию, проставило свою подпись с указанием Ф.И.О. и должности, а также дату принятия претензии и (при наличии) печать;

• направлена по почте или в электронной форме. Направление претензии в форме электронного документа возможно, например, посредством электронной почты, факсимильной и иной связи. Однако в этом случае должна иметься возможность достоверно установить, от кого она исходит и кому адресована.

Отметим, что срок рассмотрения претензии может зависеть от категории спора.

Например, по спорам, связанным с неисполнением или ненадлежащим исполнением оператором почтовой связи обязательств, вытекающих из договора об оказании услуг связи, претензия подлежит рассмотрению и потребителю должен быть предоставлен ответ в письменной форме в следующие сроки (п. п. 7, 8 ст. 55 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ; ч. 4 ст. 37 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ):

• на претензии, связанные с почтовыми отправлениями и почтовыми переводами денежных средств, пересылаемых (переводимых) в пределах одного населенного пункта, - в течение пяти дней;

• в остальных случаях - в течение 30 дней.

Если в удовлетворении претензии вам отказали, либо ваше требование удовлетворено не в полном объеме, либо вы не получили ответ на претензию, можно обратиться с исковым заявлением в суд.

Судебный порядок взыскания компенсации морального вреда

Для взыскания потребителем компенсации морального вреда через суд рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Шаг 1. Составьте исковое заявление

Исковое заявление составляется в письменной форме и должно содержать, в частности, следующие сведения (ч. 1, 2 ст. 131 ГПК РФ; п. 2 ст. 1101 ГК РФ; ст. 15 Закона от 07.02.1992 № 2300-1; п. 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 № 10):

1) наименование суда, в который подается заявление;

2) сведения об истце: Ф.И.О. (отчество - при наличии), место жительства, по желанию - контактный телефон и адрес электронной почты. Если иск подается представителем, указываются также аналогичные сведения о нем;

3) сведения об ответчике: если это организация - ее наименование и адрес, а также (если известны) ИНН и ОГРН; в отношении физического лица - Ф.И.О. (отчество - при наличии), место жительства, а также (если известны) дата и место рождения, место работы и один из идентификаторов (например, СНИЛС, ИНН).

По желанию могут быть указаны телефон и адрес электронной почты ответчика;

4) информацию о том, в чем заключается нарушение ваших прав, обстоятельства, на которых вы основываете свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;

5) цена иска, если он подлежит оценке, а также расчет взыскиваемых или оспариваемых денежных сумм (если помимо требования о взыскании компенсации морального вреда заявлены иные требования);

6) ваши требования, в том числе требование о компенсации морального вреда с указанием размера (если заявляется несколько требований);

7) сведения о соблюдении досудебного порядка обращения к ответчику, если такой порядок является обязательным. Несоблюдение правил об обязательном претензионном порядке является основанием для возвращения искового заявления (п. 1 ч. 1 ст. 135 ГПК РФ).

Если досудебный порядок урегулирования спора не предусмотрен, однако соответствующая претензия потребителем направлялась, рекомендуем указать на это в исковом заявлении;

8) перечень прилагаемых к заявлению документов.

В исковом заявлении могут быть также изложены ваши ходатайства, например, об истребовании доказательств (ч. 1, 2 ст. 57 ГПК РФ).

Исковое заявление следует распечатать и подписать. Вместо вас подписать заявление вправе ваш представитель при наличии у него полномочий на подписание заявления и предъявление его в суд (ч. 1 ст. 48, ч. 1 ст. 54, ч. 4 ст. 131 ГПК РФ).

Шаг 2. Подготовьте документы

К исковому заявлению следует приложить (ст. 132 ГПК РФ):

1) доверенность или иной документ, удостоверяющие полномочия представителя истца;

2) документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования (при наличии);

3) уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление другим лицам, участвующим в деле, копий искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, в том числе в случае подачи искового заявления в электронной форме;

4) документы, подтверждающие совершение стороной (сторонами) действий, направленных на примирение, если такие действия предпринимались и соответствующие документы имеются.

Если потребителем заявлено только требование о компенсации морального вреда, госпошлину уплачивать не нужно.

Если потребителем заявлены в том числе и имущественные требования, следует учитывать следующее. При подаче в суд исковых заявлений имущественного характера и (или) исковых заявлений, содержащих одновременно требования имущественного и неимущественного характера, истцы по искам о защите прав потребителей освобождаются от уплаты госпошлины в случае, если цена иска не превышает 1 млн руб. Если цена иска превышает 1 млн руб., госпошлина уплачивается в сумме, исчисленной исходя из цены иска имущественного характера и уменьшенной на сумму госпошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 млн руб. (пп. 4 п. 2, п. 3 ст. 333.36 НК РФ; п. 3 ст. 17 Закона от 07.02.1992 № 2300-1).

Шаг 3. Подайте исковое заявление в суд и дождитесь решения суда

По общему правилу иск о компенсации морального вреда подается в районный суд.

Однако, если помимо требования о компенсации морального вреда заявлены иные требования (например, о возмещении ущерба), как правило, подсудность определяется в зависимости от цены иска по имущественному требованию, независимо от размера требуемой компенсации морального вреда (ст. 24 ГПК РФ; п. 24 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17; апелляционное определение Московского городского суда от 12.08.2016 по делу № 33-31659/2016).

Иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд (ст. 28, ч. 2, 7, 10 ст. 29, ч. 4 ст. 30 ГПК РФ; п. 2 ст. 17 Закона от 07.02.1992 № 2300-1):

• по адресу организации-ответчика (ее филиала или представительства, если иск вытекает из их деятельности), а если ответчиком является индивидуальный предприниматель - по месту его жительства;

• по месту жительства или пребывания истца;

• по месту заключения или исполнения договора. Исключением в данном случае являются иски о защите прав и законных интересов группы лиц, в том числе прав потребителей, которые подаются по адресу ответчика.

Также подсудность может определяться в соответствии с условиями заключенного сторонами соглашения о подсудности (ст. 32 ГПК РФ; п. 26 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17).

При наличии технической возможности в суде документы можно подать в электронном виде на официальном сайте суда. Особенности подачи документов через Интернет рекомендуем уточнить в суде (ч. 1.1 ст. 3, ч. 1.1 ст. 35 ГПК РФ; ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 23.06.2016 № 220-ФЗ).

Суд извещает участвующих в деле лиц о времени и месте судебного заседания (ч. 1 ст. 153 ГПК РФ).

При решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.

При этом размер компенсации морального вреда определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда. Размер присуждаемой потребителю компенсации морального вреда в каждом конкретном случае должен определяться с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости (п. 45 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17).

Дело должно быть рассмотрено и разрешено судом до истечения двух месяцев со дня поступления заявления в суд. В зависимости от сложности дела срок может быть продлен, но не более чем на один месяц (ч. 1, 6 ст. 154 ГПК РФ).

Решение суда вступает в законную силу по истечении месячного срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано.

В случае подачи апелляционной жалобы решение суда вступает в законную силу после ее рассмотрения, если обжалуемое решение не было отменено. Если решение суда первой инстанции было отменено или изменено и принято новое решение, оно вступает в законную силу немедленно (ч. 1 ст. 209, ч. 2 ст. 321 ГПК РФ).

По материалам («Электронный журнал «Азбука права», 2020)

Labor est etiam ipse voluptas
да
4 / 0
нет
Ваш рейтинг должен быть не менее 500 для оценки публикации
да
4 / 0
нет

Обсуждают (1): Обсуждение

Автор: (0), Пользователи: Валерий Александрович (1)

Комментарии (1)

Отписаться от обсужденияПодписаться на обсуждения
ПопулярныеНовыеСтарые
Показать ещё комментарии (1)

Читайте также

Помощь юристов и адвокатов
Спроси юриста! Ответ за5минут
спросить
Администратор печатает сообщение