Круг лиц, уполномоченных обратиться с жалобой в Европейский суд

368 просмотров
183 дочитываний
13 комментариев

Круг лиц, уполномоченных обратиться с жалобой в Европейский суд по правам человека. Анализ адвокатом оснований и соблюдение порядка обращения, критерии приемлемости жалобы.

Дополнительно!

Для результативного обращения в Европейский суд недостаточно только подать саму жалобу - весь период рассмотрения дела Судом заявитель должен подтверждать намерение поддерживать свою жалобу, т.е. демонстрировать наличие интереса в вынесении Судом постановления по поданной им жалобе. Это предполагает, что заявитель своевременно направляет соответствующие ответы и пояснения, затребованные Судом, или необходимые доказательства, которые запросил Суд, либо обращается с ходатайствами и прошениями, составленными в соответствии с предписаниями Суда. Невыполнение, несвоевременное или неточное выполнение заявителем подобных действий могут быть расценены Европейским судом как отсутствие у заявителя намерения поддерживать жалобу, что повлечет за собой исключение его жалобы из списка подлежащих рассмотрению дел.

Согласно ст. 34 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. суд может принимать жалобы от любого физического или юридического лица, любой неправительственной организации или любой группы частных лиц, которые утверждают, что «явились жертвами нарушения одной из Высоких Договаривающихся Сторон их прав, признанных в настоящей Конвенции или в Протоколах к ней. Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются никоим образом не препятствовать эффективному осуществлению этого права».

Дополнительно! Такой обширный круг заявителей - лиц, наделенных правом обращения в Европейский суд, свидетельствует о достаточно широкой сфере применения Конвенции о защите прав человека и основных свобод. При этом данная статья Конвенции делает обращение в Европейский суд доступным не только для граждан, но и неправительственных организаций, под которыми понимаются различные организации, включая юридические лица, чьи права были нарушены.

Дополнительно! Прецедентная практика Европейского суда последовательно исходит из того, что под "жертвой" понимается лицо, чьи права непосредственно были нарушены рассматриваемым действием или бездействием, либо лицо, которое подвергается риску пострадать от обжалуемых действий или бездействия.

Индивидуальная жалоба регистрируется в Секретариате Европейского Суда по правам человека, а затем рассматривается комитетом на предмет приемлемости. Комитет может быстро и эффективно решить вопрос о приемлемости индивидуальной жалобы. Единогласным решением он может объявить ее неприемлемой или вычеркнуть из списка дел, подлежащих рассмотрению, если такое решение может быть принято без дополнительного изучения жалобы. Это решение является окончательным. Решение должно приниматься единогласно. Если хотя бы один из судей возражает — принятие решения о приемлемости передается в Палату. При его отсутствии Палата принимает решение о приемлемости индивидуальной жалобы и по существу. Палата выносит также решение о приемлемости межгосударственной жалобы. Критерии приемлемости жалобы: Европейский Суд по правам человека может принимать дело к рассмотрению только после того, как были исчерпаны все соответствующие общепризнанным нормам международного права эффективные внутренние средства защиты, и рассматривает дело в течение шести месяцев с даты принятия окончательного решения национальными органами. Причем в работе Европейского Суда проявляется гибкость подходов: Суд сам определяет, какие внутренние средства защиты считать эффективными способами. Поэтому в принципе возможно принятие жалобы к рассмотрению вообще напрямую без рассмотрения национальными судами. Кроме того, в 1976 г. было принято решение, что если рассмотрение жалобы в суде затягивается, то также можно подавать жалобу в Европейский Суд, не дожидаясь решения национального суда. Европейская комиссия 4 марта 1980 г. определила, что гражданин может не обращаться в высший национальный суд, если по аналогичным делам ранее кому-либо уже было отказано или же неблагоприятная для истца позиция ВС РФ заведомо известна и лишает гражданина шансов на благоприятное разрешение дела. Суд объявляет жалобу неприемлемой также в том случае, если сочтет ее несовместимой с положениями Европейской конвенции или Протоколов к ней либо недостаточно обоснованной или неправомерной. Суд может объявить жалобу неприемлемой на любой стадии разбирательства. Решения о приемлемости или неприемлемости жалоб должны быть мотивированными. Индивидуальные жалобы не должны быть анонимными и по существу аналогичными тем, которые уже были рассмотрены Судом или уже являются предметом другой процедуры международного разбирательства или урегулирования и не содержат новых фактов. Субъекты обращения — физические и юридические лица (ст. 35 Конвенции). Если Суд объявляет жалобу приемлемой, то он: 1) продолжает рассмотрение дела с участием заинтересованных сторон и, если это необходимо, осуществляет исследование обстоятельств дела, для эффективного проведения которого заинтересованные государства создают все необходимые условия. Этап представления взаимных возражений истца и государства называется коммуникацией. 2) предоставляет себя в распоряжение заинтересованных сторон с целью заключения мирового соглашения по делу на основе соблюдения прав человека, признанных в Конвенции и Протоколах к ней. В случае достижения мирового соглашения Суд исключает дело из своего списка посредством вынесения постановления, в котором дается лишь краткое изложение фактов и достигнутого решения.

Дополнительно! Дружественное урегулирование представляет собой процедуру урегулирования дела в Европейском суде, которая осуществляется сторонами - заявителем и государством-ответчиком (от имени которого выступает официальный уполномоченный государства), при содействии Суда и на условиях конфиденциальности. Достижение дружественного урегулирования есть заключение сторонами соответствующего соглашения об урегулировании, которое в Конвенции, а также в большинстве работ неточно именуется "мировым соглашением". С учетом сказанного следует подчеркнуть, что названные понятия "дружественное урегулирование" и "соглашение об урегулировании" ("мировое соглашение") связаны между собой, но не тождественны - второе является целью и последствием первого.

Жалобы в Суд подаются письменно и первоначально в виде письма обычной формы с кратким изложением существа спора и нарушенного права. В нем указывается, в какие инстанции гражданин обращался на территории России, какие нормы закона, в том числе международных договоров, по его мнению, нарушены и каких результатов он ожидает в связи с рассмотрением жалобы Судом. К жалобе прилагается список решений, вынесенных по делу гражданина российскими судебными и иными органами, а также копии этих решений. Кроме того, указывается, в какие международные организации обращался гражданин, когда и какие ответы им были получены. Жалоба может подаваться как на одном из официальных рабочих языков Суда — английском или французском, — так и на русском языке. Секретарь Суда по получению данного письма регистрирует его и высылает специальный формуляр утвержденной формы. Формуляр должен быть заполнен полно и аккуратно, даже если подобная информация уже излагалась в предыдущей переписке.

Быстро и качественно подготовлю ответ на любые правовые вопросы физ. и юр. лицам; претензии, исковые заявления; отзывы, пояснения, договоры, квалифицированная юридическая помощь. Консультации, дистанционное составление исков, жалоб, претензий. Представительство ваших интересов в суде. Приветствую тех, кто хочет обратиться за квалифицированной юридической помощью и, возможно, в будущем пожелает стать моим постоянным клиентом. Работаю на совесть, качественно и результативно. Связаться со мной и обсудить все вопросы можно по следующим контактам(пишите о проблеме): по сайту в мой личный профиль сообщением. ПРОВЕРКА ДОВЕРЕННОСТИ ПО РЕКВИЗИТАМ, СВЕДЕНИЙ ОБ ОТМЕНЕ ДОВЕРЕННОСТИ.
да
81 / 0
нет
Ваш рейтинг должен быть не менее 500 для оценки публикации
да
81 / 0
нет

Обсуждают (13): Обсуждение

показать всех обсуждающих

Комментарии (13)

Отписаться от обсужденияПодписаться на обсуждения
ПопулярныеНовыеСтарые
Показать ещё комментарии (13)

Читайте также

Помощь юристов и адвокатов
Спроси юриста! Ответ за5минут
спросить
Администратор печатает сообщение