Кому положена система бесплатной юридической помощи:

117 просмотров
39 дочитываний
6 комментариев

Совершенствование системы бесплатной юридической помощи – тема, не теряющая своей актуальности на протяжении всего срока действия Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" (далее – Закон № 324-ФЗ; вступил в силу 15 января 2012 года). С одной стороны, количество граждан, получивших такую помощь, ежегодно растет, с другой – их доля от общего числа тех, кто имеет право на ее оказание, по-прежнему невелика, в первую очередь по причине недостаточной информированности, стабильно отмечают эксперты в ходе тематических обсуждений.

Одно из направлений совершенствования – разумеется, внесение изменений в Закон № 324-ФЗ. Последний из поступивших в Госдуму соответствующих законопроектов (зарегистрирован 24 ноября) предполагает, например, включение в перечень категорий граждан, имеющих право на получение помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи (ст. 20 Закона № 324-ФЗ), неработающих пенсионеров, получающих пенсию по старости, а также лиц предпенсионного возраста – ими, напомним, являются граждане, которым до достижения возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, остается пять или менее лет. Правда, перечень вопросов, по которым предпенсионерам должна оказываться, по задумке авторов законопроекта – группы депутатов Госдумы, бесплатная юридическая помощь, ограничен вопросами, связанными с нарушением трудовых прав этих лиц и предоставлением им социальной поддержки. Стоит отметить, что на данный проект уже получен отрицательный отзыв Правительства РФ в связи с тем, что реализация предусмотренных документом новых положений Закона № 324-ФЗ увеличит бюджетные расходы, а источники и порядок исполнения новых расходных обязательств им не определены.

При этом в отзыве на данный законопроект акцентируется внимание на законодательно предоставленных региональным органам власти полномочиях по установлению дополнительных гарантий реализации права граждан на получение бесплатной юридической помощи, в том числе по расширению перечней категорий лиц, имеющих право на ее получение, и случаев оказания такой помощи (подп. 2 п. 1 ст. 12 Закона № 324-ФЗ). Именно такой формат уточнения круга получателей бесплатной правовой помощи – на уровне каждого региона – считает наиболее эффективным и Совет Федерации. Как отметила в ходе состоявшейся на прошлой неделе конференции "Системы правовой помощи и правового просвещения в Российской Федерации: проблемы и перспективы" первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Ирина Рукавишникова, при определении перечней получателей бесплатной юридической помощи в первую очередь учитывается критерий нуждаемости, но в том случае, когда бюджет позволяет, регионы не ограничиваются этим критерием и значительно расширяют эти перечни по сравнению с тем, который установлен Законом № 324-ФЗ. Сенатор также отметила успешность реализации данных полномочий в ряде регионов и сообщила, что лучшие практики в следующем году будут рассмотрены в рамках рабочих совещаний Совета Федерации и Минюста России, после чего министерству будет предложено дать централизованные рекомендации по тиражированию этих практик в других регионах. В связи с этим представляется полезным рассмотреть несколько примеров такого успешного опыта оказания бесплатной юридической помощи в субъектах РФ.

Лучшие региональные практики

Одним из регионов, круг получателей бесплатной юридической помощи в котором довольно обширен, является Ульяновская область – право на получение такой помощи имеют 22 категории жителей области. Среди них, в частности: пенсионеры. До 4 июня – даты внесения соответствующих изменений в Закон Ульяновской области от 3 октября 2012 г. № 131-ЗО "О бесплатной юридической помощи на территории Ульяновской области" правом на получение такой помощи обладали только неработающие пенсионеры;

граждане, среднедушевой доход семей которых ниже двукратной величины прожиточного минимума на душу населения в Ульяновской области, и одиноко проживающие граждане с доходами ниже указанной величины – на федеральном уровне, напомним, предусмотрено оказание бесплатной юридической помощи семьям и одиноким гражданам с доходом, не превышающим одного прожиточного минимума (подп. 1 п. 1 ст. 20 Закона № 324-ФЗ);

члены многодетных семей и одинокие родители, воспитывающие ребенка в возрасте до 14 лет или ребенка с инвалидностью до 18 лет;

не проживающие в стационарных организациях социального обслуживания инвалиды III группы и граждане, достигшие 70-летнего возраста;

ветераны труда, участники боевых действий;

граждане, имевшие статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), по окончании пребывания в организациях социального обслуживания, приемных семьях, детских домах семейного типа, после прекращения опеки (попечительства) – до достижения 30-летнего возраста;

беременные и находящиеся в отпуске по беременности и родам женщины, граждане, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;

фактически проживающие на территории области граждане, не имеющие подтвержденного регистрацией места жительства или места пребывания;

жертвы насилия в семье – лица, которым члены семьи причинили физические или психические страдания (как подтверждается факт их причинения, не уточняется).

Как сообщил Алексей Преображенский, адвокаты в основном занимаются представлением интересов граждан в суде, а специалисты госюрбюро – решением иных правовых вопросов. При этом довольно распространена практика привлечения госюрбюро адвокатов – такая возможность прямо предусмотрена п. 2 ст. 17 Закона № 324-ФЗ, поскольку это удобно для граждан – им не нужно искать информацию о том, какие адвокаты являются участниками государственной системы бесплатной юридической помощи. Хотя уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ и выполняют обязательства по размещению на своих сайтах списков адвокатов, оказывающих гражданам бесплатную юридическую помощь (в соответствии с п. 4 ст. 18 Закона № 324-ФЗ), найти соответствующий раздел сайта не всегда легко.

Очень интересный новый и удобный для населения формат оказания бесплатной правовой помощи предложен в Ростовской области. Граждане могут обращаться за получением такой помощи в МФЦ – ее оказывают адвокаты – члены Адвокатской палаты Ростовской области и их помощники. Более того, в МФЦ для получения бесплатной первичной устной консультации адвоката по любому вопросу правового характера вправе обратиться каждый житель области. То есть, помимо оказания в полном объеме бесплатной юридической помощи лицам, имеющим право на ее получение, адвокаты на площадках МФЦ устно консультируют всех желающих, и эта практика очевидно заслуживает внимания, поскольку получение даже одной консультации опытного адвоката может существенно помочь человеку разобраться в своих правах и, кроме того, уберечь его от обращения к недобросовестным юристам, пользующимся невысоким уровнем правовых знаний клиентов и запрашивающим несоразмерные объему проделанной работы, не всегда качественной, суммы. Пока такая практика реализуется только в МФЦ Ростова-на-Дону, но в планах – распространение ее на все муниципальные образования в составе региона, сообщается на официальном портале Правительства Ростовской области.

Кроме того, в настоящее время региональные власти рассматривают предложения Адвокатской палаты Ростовской области о расширении перечня категорий граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи. К ним предлагается отнести:

лиц, являющихся получателями социальных доплат к пенсии;

одиноких родителей, воспитывающих ребенка в возрасте до 18 лет, а при продолжении им после школы обучения – до 23 лет. Сейчас право на получение бесплатной правовой помощи в регионе имеют одинокие матери с детьми указанного возраста (п. 3.7 ч. 1 ст. 4 Областного закона Ростовской области от 24 декабря 2012 г. № 1017-ЗС "О бесплатной юридической помощи в Ростовской области");

граждан, признанных в установленном порядке безработными, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с нарушением их трудовых прав;

детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые в соответствии с законодательством имели право на получение жилья, но не получили его.

Также предполагается внести изменения и в определенный областным законом перечень случаев предоставления бесплатной юридической помощи, включив в него оказание такой помощи адвокатами в случае банкротства физических лиц во внесудебном порядке. Институт внесудебного банкротства граждан заработал, напомним, с 1 сентября текущего года (§ 5 гл. X Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"). "Это отдельная тема для обсуждения, в наши МФЦ по таким вопросам за последние несколько месяцев поступило почти 1000 обращений, но данного случая оказания бесплатной юридической помощи нет в законе, мы будем прицельно заниматься этим вопросом", – подчеркнул Александр Косачёв.

В Краснодарском крае на площадках МФЦ тоже оказывается бесплатная юридическая помощь, правда, в другом формате – как сообщила руководитель государственного юридического бюро Краснодарского края Марина Варава, в офисах МФЦ в тех муниципальных образованиях, где нет действующих на постоянной основе подразделений госюрбюро, проводятся выездные дни оказания бесплатной юридической помощи.

В Самарской области в прошлом году стартовал пилотный проект по комплексному сопровождению граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию. Он предусматривает не только предоставление таким лицам мер соцподдержки, но и оказание бесплатной юридической помощи, причем в проактивном режиме: к каждому находящемуся в трудной жизненной ситуации гражданину, обратившемуся за предоставлением социальных услуг, прикрепляется специалист, который адресно оказывает ему правовую помощь, рассказал руководитель департамента правового и кадрового обеспечения Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области Алексей Жарков.

Многие регионы активно развивают дистанционный формат оказания правовой помощи – телефонное и онлайн-консультирование, рассмотрение электронных обращений, в том числе поданных через социальные сети, и направление ответов на них также в электронном виде.

Организация онлайн-взаимодействия с оказывающими бесплатную помощь субъектами повышает шансы на ее получение маломобильными гражданами, которым сложно посетить, например, адвоката. Мало доехать до его офиса – для этого можно воспользоваться социальным такси, нужно, чтобы помещение было адаптировано для лиц, передвигающихся на колясках или с помощью иных средств реабилитации, отметила член Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Маргарита Павлова.

И все же очные консультации остаются крайне востребованными. Предпочтительность "живых" консультаций показывают и результаты прошедшего 20 ноября единого дня бесплатной юридической помощи (ежегодно проводится ФПА РФ и Ассоциацией юристов России) – в Рязани, например, где в этом году мероприятие прошло полностью в онлайн-режиме, за консультациями обратились всего несколько десятков человек, да и в обычное время, по статистике регионального отделения Ассоциации юристов России, количество направленных дистанционно заявок гораздо меньше личных обращений. Особенно важна возможность получения очных консультаций для пожилых граждан: не у всех есть компьютеры и телефоны с выходом в Интернет, не все могут найти информацию о том, как подать обращение онлайн, да и многим из них важно живое общение и отклик юриста на их проблему, отмечают эксперты.

Правовое информирование и правовое просвещение

Доведение до граждан информации о порядке и случаях оказания бесплатной юридической помощи осуществляется согласно ст. 28 Закона № 324-ФЗ в рамках правового информирования и правового просвещения населения, обязанность по осуществлению которых может возлагаться, помимо органов власти и местного самоуправления, на государственные юридические бюро, адвокатов и нотариусов. Поэтому, как правило, ни одно обсуждение направлений совершенствования системы бесплатной юридической помощи не обходится без оценки уровня информированности и правового просвещения граждан, и, как уже отмечалось, пока этот уровень по-прежнему невысок.

В прошлом году Совет Федерации предложил создать единый государственный портал правовой информации и правовой помощи. Идея была поддержана Минюстом России и Правительством РФ, и предполагалось, что уже в начале этого года начнется тестирование портала в пилотном режиме, напомнила Ирина Рукавишникова. Однако работа затянулась. Проект постановления Правительства РФ о едином государственном портале правового просвещения и бесплатной юридической помощи (был размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов в марте; ID: 01/01/03-20/00100484), по словам заместителя директора Департамента по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой Минюста России Инги Меликян, получил существенные замечания от Минцифры России и Минфина России. С учетом этих замечаний министерство подготовило новый проект, предполагающий создание федеральной государственной информационной системы правовой помощи, одной из подсистем которой будет единый портал правового просвещения и бесплатной юридической помощи. Предполагается в 2021 году провести проектные работы по созданию инфраструктуры этой подсистемы, в 2022 году – апробировать ее в 10 пилотных регионах, а в 2023 – запустить в промышленную эксплуатацию на территории всей страны. До 10 декабря проект должен быть внесен в Правительство РФ, сообщила Инга Меликян.

Но и появление единого портала правовой информации даже в таком формате, на котором, судя по всему, будет настаивать Совет Федерации, не позволит обеспечить полную информированность граждан по правовым вопросам, полагает заместитель руководителя Администрации – директор правового департамента Администрации губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области Игорь Андреечев. "Возникает вопрос: почему нет доступной и качественной информации в момент публикации нормативного акта? Источников информации много, но она нужна в другом формате: не в виде опубликованного текста акта в газете, не в виде пресс-релизов сайтов Совета Федерации и Госдумы, не в виде аннотаций справочно-правовых систем. Информация должна быть переведена с юридического языка на человеческий, структурирована. Нужно дать рекомендации по применению документа, увязать его с иными актами и мерами ответственности – сейчас, в условиях отмены старых актов и принятия новых в рамках "регуляторной гильотины" сравнительный аспект особенно важен, не может каждый сидеть и сравнивать. А регионы сейчас, по сути, этим и занимаются – готовят такие разъяснения, и это приводит к отсутствию единства передачи и восприятия информации. Считаем всю эту работу, в том числе региональных правовых структур, не совсем эффективной – можно иначе ее выстроить. Мы бы нашли, где опубликовать эту информацию, для этого даже не нужен единый портал, но нужно, чтобы нам ее дали. Поэтому мы бы вынесли такое предложение: создать на федеральном уровне единый центр подготовки информации о нормативных правовых актах в едином стиле в формате, понятном для граждан и организаций", – заключил эксперт.

Данное предложение поддержал и Алексей Преображенский, отметив, что к работе по разъяснению нормативных актов логично было бы привлечь, в частности, Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ.

Предложения по совершенствованию порядка оказания бесплатной юридической помощи и форматов правового информирования и просвещения

Помимо планов по корректировке правового регулирования бесплатной юридической помощи на уроне регионального законодательства, участники конференции обозначили ряд предложений, которые, по их мнению, должны быть реализованы на федеральном уровне. Среди них:

расширение перечня оснований для представления интересов граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, в судах – поскольку он уже перечня случаев оказания такой помощи, граждане во многих ситуациях получают только правовые консультации, фактически лишаясь защиты в суде;

упрощение процесса получения документов, подтверждающих право лица на получение бесплатной юридической помощи, в частности справок о размере среднедушевого дохода семьи или дохода одиноко проживающего гражданина;

утверждение для работников государственных юридических бюро документа, аналогичного ордеру адвоката, который бы позволил им представлять интересы граждан в судах без доверенности;

закрепление в Законе № 324-ФЗ порядка предоставления информации по запросам государственных юридических бюро – соответствующий законопроект № 793507-7 был внесен в Госдуму в сентябре прошлого года, но пока не рассмотрен даже в первом чтении;

создание стандарта оказания бесплатной юридической помощи;

введение оценки эффективности системы бесплатной юридической помощи в субъектах РФ с возможной последующей финансовой поддержкой демонстрирующих лучшие результаты регионов.

Основные предложения в части правового информирования и правового просвещения граждан касаются создания упомянутого единого портала – предлагается все же ускорить его разработку и введение в эксплуатацию, финансирования мероприятий по информированию граждан, в том числе посредством СМИ, а также рассмотрения Правительством РФ возможности принятия государственной программы правового просвещения граждан.

Подробнее >>>

да
7 / 0
нет
Ваш рейтинг должен быть не менее 500 для оценки публикации
Поделиться в социальных сетях:
да
7 / 0
нет

Обсуждают (4):Обсуждение

Автор: (2), Пользователи: Майя (2), Эдуард Р (1), Ирина Анатольевна (1)

Комментарии (6)

Отписаться от обсужденияПодписаться на обсуждения
ПопулярныеНовыеСтарые
Показать ещё комментарии (6)

Читайте также

03.03.2021, 17:53
ТОП-5 проблем в банкротстве физических лиц (через суд) Всем привет.Сегодня хочу рассказать о личном опыте и поговорить о типичных проблемах в банкротстве физических лиц, с которыми сталкиваются должники, а также о способах их решения.Законом о банкротстве ...
1 150
25.02.2021, 13:35
Проект об отмене ограничений для инвалидов на получение пособий Предлагается отменить ограничение на одновременное получение пособия по инвалидности и по другим причинамТакой з/проект внесён в ГД РФ. Авторы з/проекта - сенатор Сергей Леонов игруппа депутатов ...
22 202
25.02.2021, 11:02
Хочу великую пенсию!Большинство россиян захотели получать корпоративную пенсию Друзья!За дополнительную пенсию от работодателя выступили 84% опрошенных. Треть из них желали бы получать не менее 30 тыс. руб. в месяц. Эксперты считают, что корпоративная пенсия все сильнее ...
6 104
21.02.2021, 19:51
Новые размеры всех видов пособий и выплат на детей в Москве в 2021 году Доброго времени суток, уважаемые подписчики, читатели и гости этого сайта!Пособия на детей в Москве в 2021 году сильно выросли по многим позициям. Столица уже давно считается одним из немногих ...
7 947
21.02.2021, 16:04
Новые законопроекты в Государственной Думе. Добрый день уважаемые читатели. Ещё одна рабочая неделя и обзор законодательных инициатив в Государственной Думе.Согласно статье 104 (часть 1) Конституции Российской Федерации право законодательной ...
32 424
20.02.2021, 14:31
Малоимущие: понятие, законы, выплаты и пособия, кого признают или откажут По данным Росстата, в 2020 году каждый седьмой россиянин находился за чертой бедности. Общее число неимущих в прошлом году превысило отметку в 20 млн человек. Резкий рост необеспеченных граждан ...
8 126
17.02.2021, 09:20
Неприкосновенность прожиточного минимума для должника, изменения для должников и кредиторов Неприкосновенность прожиточного минимума должника: какие изменения ждут должников и кредиторовВ госдуму внесен законопроект о неприкосновенности прожиточного минимума должника, рассмотрим, какие ...
4 399
14.02.2021, 21:37
Прожиточный минимум не тронут Согласно новому законопроекту предлагается внести поправки в ФЗ "Об исполнительном производстве" и ст.446 ГПК РФ. Планируется включить в перечень не подлежащего принудительному обращению минимальный ...
0 204
11.02.2021, 16:07
Неприкосновенность прожиточного минимума должника: какие изменения ждут должников и кредиторов В Госдуму внесен законопроект о неприкосновенности прожиточного минимума должника https://sozd.duma.gov.ru/bill/1109997-7.Рассмотрим, какие изменения ждут должников и кредиторов в случае принятия ...
168 6 447
11.02.2021, 15:45
Забирать деньги у должников “под ноль” хочет запретить Госдума Депутаты “Единой России” вносили в Госдуму законопроект, по которому кредиторы должны были оставлять должникам на жизнь гарантированный минимум не ниже МРОТ.Законопроект закрепит конституционное ...
0 51
11.02.2021, 05:12
Ужас..."Бедность и нищета у нас в России стала позором": Даже Кудрина проняло, взрыва не избежать? России грозит социальный взрыв из-за нищеты населения.К огромному сожалению это уже не преувеличение, а констатация факта: России грозит социальный взрыв из-за нищеты населения. Сверхбогатые ...
64 781
09.02.2021, 18:03
Изменения в выплатах на детей от 3-х до 7 лет Итак, как многие знают (я вам рассказывала, см. мою статью ранее), на пособие на детей с 3 до 7 лет имеют право семьи, где средний доход на члена семьи (включая детей) не превышает прожиточного ...
7 229
09.02.2021, 12:33
Правительство прокомментировало сообщения о новых мерах соцподдержки Правительство России прокомментировало сообщения о якобы новом пакете соцподдержки: поддержка носит долгосрочный, системный характер, инструментарий расширяется, об этом сообщила пресс-служба ...
3 340
Помощь юристов и адвокатов
Спроси юриста! Ответ за5минут
спросить
Администратор печатает сообщение