Телемедицина: как дистанционное консультирование расширяет возможности пациента
Пандемия COVID-19 дала мощный толчок развитию медицинских онлайн-консультаций. Число пациентов, получивших помощь от врача дистанционно, только в России с начала года выросло в среднем на 30–50%. Рассказываем о плюсах и минусах таких услуг.
Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, телемедицина — это «лечение на расстоянии». На данный момент это одно из самых перспективных и быстроразвивающихся направлений в области здравоохранения. Только за этот год в США спрос на дистанционные услуги врачей вырос в 60 раз. Как заявил СЕО IT-компании «Доктор на работе» Станислав Сажин, в России интерес к этой отрасли увеличился на 177%. По словам председателя совета директоров «СберЗдоровья» Юрия Крестинского, на данный момент в мире существуют 42 телемедицинские компании стоимостью больше чем миллиард долларов. Оценка этих стартапов, когда речь идет о капитализации, составляет от 20 до 50 годовых оборотов.
Одно из первых упоминаний о передаче медицинских сведений на расстоянии относится к началу ХХ века. В 1905 году голландский врач Виллем Эйнтховен по телефонным проводам сумел отправить в другой город электрокардиограммы. В 1920–1940-х годах специалисты из Италии, Франции и Норвегии при помощи радиоволн консультировали пациентов, которые находились в море на борту судов и на удаленных островах. В современном понимании организованные программы телемедицины появились в Соединенных Штатах в конце 1950-х годов. В значительной степени это было связано с развитием военной и космической техники. Врачам нужно было контролировать состояние подопытных животных, а затем и людей, когда их отправляли на орбиту.
Новый виток развития этой области начался с появлением интернета в 1990-х годах. Программы по развитию дистанционной помощи стали набирать обороты в США, Испании, Португалии, Норвегии, Греции.
Пандемия 2020 года подстегнула развитие телемедицины по всему миру. В Италии начиная с марта первую терапевтическую помощь все пациенты получают по телефону. Также все рецепты врачи могут отправлять по электронной почте или WhatsApp.
В США количество онлайн-приемов за год увеличилось на 50%.
Согласно данным ВЦИОМ за май 2020 года, в России о возможности получить дистанционную консультацию знают 62% опрошенных. Пользовались подобными услугами 8% респондентов, допускают вероятность обратиться к врачу при помощи телефона или интернета 53% респондентов.
По оценкам Анатолия Зингера, генерального директора «СберЗдоровья», российский рынок пока что отстает от мирового примерно на 10–15 лет, так как в стране меньше людей знает об этом явлении, а действующее законодательство не позволяет телемедицинским сервисам развиваться быстрее. При этом с точки зрения технологий мы не только не отстаем, а нередко опережаем развитые страны.