Казак Анатолий
Казак АнатолийПодписчиков: 6956
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг7.5М

Большие проблемы малой авиации?

374 просмотрa
153 дочитывания
20 комментариев
Эта публикация уже заработала 9,35 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Авиация — собирательное понятие, обозначающее совокупность воздушных судов (ВС), наземной инфраструктуры и специалистов для их создания и эксплуатации (систему аэродромов и аэропортов, средств обеспечения полётов и т. п.), а также специализированных областей знаний (аэродинамики, механики полёта, аэронавигации и т. д).

В соответствии с Воздушным кодексом авиация подразделяется:

-гражданская авиация — вид авиации, используемой в целях обеспечения потребностей граждан и экономики (перевозка населения и грузов и пр.). Гражданская авиация подразделяется на коммерческую и авиацию общего назначения;

-государственная авиация — авиация, используемая для осуществления военной, пограничной, полицейской, таможенной и другой государственной функции, а также для выполнения мобилизационно-оборонных и оборонно-спортивных задач;

-экспериментальная авиация.

Категория «малая авиация» охватывает спектр воздушных судов:

самолёты с взлётным весом от 495 кг силы (вес борта, умноженный на силу гравитации) до 8600 кг. Максимальная вместимость — девятнадцать пассажиров;

вертолёты с взлётной массой от 495 до 4500 кг силы;

беспилотный с взлётным весом до 8600 кг силы.

Было время, когда к концу 1980-х годов флот Аэрофлота из 1300 авиалайнеров и несколько тысяч небольших самолетов обслуживал 3 600 городов и поселков в Советском Союзе и летал по международным маршрутам более чем в 100 стран. К 1990 году, когда Аэрофлот перевозил в общей сложности 138 миллионов пассажиров, это была крупнейшая в мире авиакомпания, которая выполняла 15 процентов всех гражданских воздушных перевозок. Он вылетел на все континенты, в том числе и в Антарктиду.

По данным Росавиации, в настоящее время эксплуатируются 1764 борта большой авиации. Из них: 852 магистральных, 807 региональных и 105 грузовых самолетов. Более половины их иностранного производства.

«В 1990 году в стране насчитывалось 14 000 летательных аппаратов в системе гражданской авиации, и ни одного из них – западного производства» (О. Смирнов Общественный совет Ространснадзора) Источник:: https://yakapitalist.ru/finansy/skolko-v-rossii-samoletov/

В настоящее время в США на 100 тыс. населения приходится 76,5 судов малой авиации, а в России всего 3,1 самолёта. То есть разница в 25 раз.

Потенциально крайне перспективная авиационная отрасль – малая авиация – оказалась в кризисном и полулегальном положении, заявляют ее представители. Пилоты малой авиации в 2017 году пожаловались президенту РФ Владимиру Путину на крайние сложности, с которыми они сталкиваются в своей работе в России. По данным специалистов малой авиации, рынок малой авиации может приносить оборот в 70 млрд. Рублей в год. Однако из-за зарегулированности правил и законов официально приносит в пять раз меньше – около 14 млрд. Рублей.

Весной 2019 года в Москве прошёл Первый Всероссийский Конгресс авиации общего назначения (АОН), на котором была принята основная резолюция - Меморандум Конгресса. Прошедший Конгресс - первый в истории полномасштабный слёт профессиональных авиационных сообществ авиации общего назначения. На Конгрессе присутствовало более 300 делегатов.

Основной вывод - несовершенство правового регулирования, явные пробелы в формулировках Воздушного Кодекса РФ в отношении авиации общего назначения являются, по мнению участников Конгресса, основной причиной, тормозящей ее развитие, как отрасли в системе Гражданской авиации Российской Федерации.

В июне 2020 года депутаты Государственной Думы (В.А.Ганзя и другие) внесли на рассмотрение два законопроекта:

-Законопроект № 970481-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части регулирования деятельности авиации общего назначения)»;

-Законопроект № 970922-7 «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации в части саморегулирования отдельных видов деятельности».

Что интересно, уже на стадии предварительного рассмотрения в Комитете Государственной Думы по транспорту и строительству эти законопроекты были отклонены.

Из пояснительных записок к законопроектам:

-по показателю количества воздушных судов лёгкой авиации на один триллион рублей валового внутреннего продукта Российская Федерация отстаёт от США в 4,5 раза, от Бразилии в 5,6 раза, от Канады в 10 раз;

по относительному показателю «один миллион рублей выручки на триллион рублей валового внутреннего продукта» по развитию деловой авиации Россия отстаёт от стран Европейского Союза (далее - ЕС) в 6 раз, от США - более чем в 25 раз;

объем рынка сельхозавиации в России в денежном выражении составляет около 1,7 млрд. Рублей при обработке 4% от общего количества сельскохозяйственных земель, что в 5 раз меньше, чем в США, где объем рынка - 8,6 млрд. Рублей при обработке доли сельхозземель в 17 %;

по показателю полётов санитарной авиации на жителя региона Россия уступает ЕС в 4-5 раз, США - в 3 раза, по оценкам Минздрава России, при общей потребности в санитарной авиации 32 тысячи вылетов в год удовлетворяется лишь ее третья часть;

объем рынка авиапатрулирования в России - 0,5 млрд. Рублей в год, в США - 62 млрд. Рублей;

объем рынка аэрофотосъемки в России - около 0,4 млрд. Рублей в год, в США - примерно 49 млрд. Рублей в год;

размер рынка туристических и развлекательных полётов в России - 1,5 млрд. Рублей в год, в США - 16 млрд. Рублей в год».

В 2012 году Счётная Палата Российской Федерации представляла отчёт о проблемах малой авиации в России.

Для территории Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока – это 70% российской территории, 12 млн. населения, 28 тыс. населённых пунктов, где наземное сообщение затруднено и требует значительных временных затрат, – гражданская авиация зачастую является единственным средством, обеспечивающим круглогодичную транспортную доступность отдалённых населённых пунктов. В связи с этим социальная и экономическая функции воздушного транспорта, и в первую очередь малой авиации, приобретают особую значимость для обеспечения конституционных прав граждан на свободу передвижения. Как отмечается в докладе Счётной Палаты:

-«в советский период местному авиасообщению оказывалась достаточно мощная поддержка, в гражданской авиации использовалась общая система тарификации пассажирских авиаперевозок, зависящая только от дальности полёта и рассчитываемая исходя из общих итогов деятельности единого авиаперевозчика – Аэрофлота. Так, в 1990 году стоимость билета на самолёт при полете на дальность 300 км составляла менее 5% от средней заработной платы, для лёгких самолетов Л-410 и АН-2 действовавшие тарифы были в 3 раза ниже себестоимости перевозок. После экономической реформы такой механизм поддержки местного воздушного сообщения стал невозможен. Авиапредприятия получили финансовую самостоятельность, установили тарифы на авиаперевозки в соответствии с их реальной себестоимостью и постепенно свернули убыточные направления своей деятельности».

Вторая проблема, как пояснила депутат Ганзя В.А. журналисту газеты «Советская Россия» - «практически невозможно получить разрешение на коммерческие перевозки малым самолётам. Коммерческий проект может окупиться только в случае с судами вместимостью от 40 человек. А небольшой самолёт на 12–20 мест, лёгкий, сверхлёгкий перевозчик, который удобен в тайге, так как ему не нужна длинная взлётная полоса, он потребляет немного топлива, прост в обслуживании, но, летая на нем, никогда не окупить сертификат эксплуатанта.

Этот документ выдаёт Росавиация, его стоимость в несколько раз превышает цену самого самолёта. «Услуга» эта неподъёмная для авиаторов небольших судов. А Росавиация монополизировала этот рынок и не задумывается о перевозках на Севере, Дальнем Востоке…

В Воздушном кодексе РФ предъявляются одни и те же требования – что к огромному Боингу, что к маленькому самолёту. Эти требования и определяют баснословную стоимость сертификата эксплуатанта.».

Источник: Подробнее ➤

В России сейчас 109 авиакомпаний. В США более 200, в Китае более 500 только пассажирских авиакомпаний. Инфраструктура - самолёт должен взлетать и садиться, нужна взлётно-посадочная полоса, нужны помещения для технического обслуживания, для обслуживания пассажиров и грузов. В Советском Союзе было около 1500 аэропортов, за 30 лет всё разрушено. Остались 91 аэропортов федерального значения и около 230 региональных. В США 86 аэропортов крупных и 1500 в глубинке, в Китае только 220 международных аэропортов и большая сеть аэропортов для местных авиалиний.

Как отмечено в докладе Счётной Палаты 8 лет назад:

-«Ещё одной серьёзной проблемой является состояние парка воздушных судов. В России уже давно отсутствует серийное производство компактных самолётов для местных и региональных воздушных линий. Сегодня мы вынуждены констатировать, что парка самолетов малой авиации практически не существует. В своё время хорошо зарекомендовавшие себя летательные аппараты Ан-2, Ил-14, Ан-24, Ан-28, Як-40 морально устарели. Средний возраст таких машин превысил 30 лет. Однако замены им сейчас нет, а их переоснащение новой авионикой и новыми двигателями экономически нецелесообразно…

Для российского парка авиационных судов характерно большинство самолетов только одного типа – АН-2 с пассажировместимостью до 12 человек, следующими по численности являются самолёты Л-410 и АН-28 с пассажировместимостью до 15–19 мест.

Самолёт АН-2 является старейшим типом воздушного судна, эксплуатируемым сегодня в гражданской авиации. Использование самолетов АН-2 началось более 60 лет назад, при этом этот тип самолёта составляет основу российского парка».

Источник: Подробнее ➤

Если сюда добавить и ряд других проблем, как например подготовка лётчиков для малой авиации и уплата транспортного и имущественного налога, то становится понятно, что бизнес просто боится зайти в эту область.

Во-первых, к авиационным учебным центрам предъявляются слишком жёсткие требования. Это привело к тому, что почти все частные учебные центры лишили сертификатов. А стоимость курса в АУЦах (авиационный учебный центр) исчисляется сотнями тысяч рублей, и это только на частного пилота. На коммерческого, то есть того, кто мог бы легально возить пассажиров и катать людей на воздушных прогулках, ещё дороже.

С самолёта Ан-2, где стоит мотор с 1000 л.с., надо заплатить транспортный налог в 173 тыс. рублей (Калининградская область). Встаёт вопрос - а где их взять при убыточности местных линий?

Вообщем - куда не кинь - везде разруха. Президент России Владимир Путин в прошлом году на совещаниях несколько раз поднимал вопросы развития транспортной доступности регионов страны и развития отечественной авиационной техники. Как можно понять из этих поручений, ставка делается на использование самолётов Суперджет 100, МС-21, Ил-114-300 и лёгкий многоцелевой самолёт "Байкал". Но пока это только пожелания и поручения.

Летом 2019 года Министерство промышленности и торговли объявило конкурс на разработку лёгкого многофункционального самолёта на девять пассажиров, отказавшись от практически готового к серийному производству цельнокомпозитного ТВС-2 ДТС, разработанного в Сибирском научно-исследовательском институте авиации им. Чаплыгина (Новосибирск). Победителем конкурса было объявлено ООО "Байкал-инжиниринг" - дочернее предприятие Уральского завода гражданской авиации.

Только опять какая загвоздка - на разрабатываемый самолёт будут установлены двигатель General Electric H80-200 (это обновлённый Walter M601 чешского производства) и воздушный винт Hartzell, четырёхлопастной, диаметром 2,6 метра «имеет европейский сертификат, но в России сертификат не валидирован).

Как здесь не сказать доброе слово Советскому Союзу. В 80-е годы, доче 4 года, сыну 2 года. Летом в отпуск к тестю с тёщей в Усть-Каменогорск. Купил билеты (необременительно для научного сотрудника), приехал в местный аэропорт, дети поиграли на детской площадке (велосипедики, самокаты), 1,5 часа и в аэропорту встречает тесть на «Жигулях». Приехали домой и за стол. Пять часов общих и вместо Новосибирска в Усть-Каменогорске.

Тревожно становится за будущее страны, уж не придётся ли нашим внукам передвигаться на тройках лошадей, как это было 200 лет назад. Перспектива возрождения малой авиации очень туманная.

Вы летали самолётами малой авиации

Проголосовали:48

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

Комментировать
20 комментариев
Понравилась публикация?
59 / 0
нет
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 20
Отписаться от обсужденияПодписаться на обсуждения
ПопулярныеНовыеСтарые
Метелева Елена Алексеевна
Подписчиков 150
16.04.2024, 17:41
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг106к
Аэрофлот, 15.04.2024 «Аэрофлот ввел новую услугу перевозки животного на соседнем ...
Подробнее
Неинтересно
-1
35
Сергей Викторович Мусиенко
Подписчиков 323
19.04.2024, 13:46
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг450.3к
Путешествовать надо обязательноЛично для меня эта фраза давно уже стала обязательной. Правда,...
Подробнее
Неинтересно
-1
6
Метелева Елена Алексеевна
Подписчиков 150
16.04.2024, 17:41
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг106к
Аэрофлот, 15.04.2024 «Аэрофлот ввел новую услугу перевозки животного на соседнем ...
Подробнее
Неинтересно
-1
35
Андрей
Подписчиков 239
13.04.2024, 13:15
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг379.3к
Ох, Алла Борисовна, Алла Борисовна... Еще вчера ты была гордостью, "Примадонной" российской эстрады,...
Подробнее
Неинтересно
0
1
Солодовников Вячеслав Валерьевич
Подписчиков 302
10.04.2024, 01:06
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг781.9к
Подробнее
Неинтересно
00:41
Поделитесь этим видео
0
2
Alexander Vorobyev
Подписчиков 94
09.04.2024, 18:04
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг41.8к
Этот самолет особенно хорошо зарекомендовал себя на Украине при использовании высокоточных планирующих бомб,...
Подробнее
Неинтересно
0
0