Особенности перевода земель особо охраняемых природных территорий в другие категории
Краткое содержание :
Категории земель
В соответствии с принципом земельного законодательства, все земли России делятся на категории согласно целевому назначению. Всего существует 7 категорий земель, среди которых земли особо охраняемых природных территорий (далее – оопт).
Учитывая случаи, в которых, например, земли меняют свои свойства, законодательством предусмотрен порядок перевода земель из одной категории в другую. Основной регламент подобного перевода – федеральный закон от 21.12.2004 №172-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (с изм. и доп., вступ. В силу с 01.07.2019) (далее – Закона о переводе земель).
Осуществляют перевод земель уполномоченные на это органы власти. В соответствии с ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации земельное законодательство находится в совместном ведении РФ и ее субъектов.
Например, на территории Ленинградской области принят закон от 22 июня 2005 г. № 51-оз "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую в Ленинградской области" (принят Законодательным собранием Ленинградской области 14 июня 2005 года). Таким образом, правовое регулирование в этой области на уровне субъекта осуществляется с учетом установленных норм субъекта Российской Федерации.
Земли оопт в силу различных разрушающих факторов могут утратить особую ценность, в связи с чем будет реализован механизм перевода земель в другую категорию. Первым шагом к запуску этого механизма будет положительное заключение государственной экологической экспертизы. Это подтверждает статья 10 Закона о переводе земель. В ней идет речь о том, что положительное заключение государственной экологической экспертизы необходимо для осуществления перевода земель оопт.
Возможны и обратные случаи перевода земель в категорию оопт. Исключением является перевод земель населенных пунктов, которые не перевести в категорию оопт. Для всех остальных случаев будет необходимо ходатайство о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую. По результатам рассмотрения ходатайства выносится акт о переводе земель или земельных участков или акт об отказе в переводе земель или земельных участков. Эти акты могут быть обжалованы в суд.
Особенный порядок проведения перевода свойственен для категории сельскохозяйственных земель. Их перевод возможен в исключительных случаях, как раз одним из которых является создание оопт. Правовое регулирование в этом случае осуществляется также с учетом специального федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" от 24.07.2002 № 101-ФЗ (с изменениями на 6 июня 2019 года).
Пример
Следует отметить, что перевод земель из одной категории в другую – процесс длительный и обременительный. Рассмотрим пример перевода сельскохозяйственного земельного участка, находящегося на территории Санкт-Петербурга, в категорию земель оопт.
Объект перевода: Земельный участок, расположенный на территории государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей детско-юношеского центра Адмиралтейского района «Прометей» (Россия, Ленинградская область, Приозерский район, сельское поселение Севастьяновское, остров Лисий).
Процедура перевода: С учетом нормативных актов Санкт-Петербурга: Закона от 22 июня 2005 г. N 51-оз "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую в Ленинградской области" (Принят Законодательным собранием Ленинградской области 14 июня 2005 года) и Законов о внесении изменении в данный областной закон.
Ход проведения перевода земельного участка:
1). 23.01. 2014 года было подано ходатайство заинтересованного лица – Комитета по управлению городским имуществом в Правительство Ленинградской области. Приложения к ходатайству: выписки из ЕГРН, из государственного кадастра недвижимости, обоснования перевода и так далее. Требования к списку приложений постоянно меняются, процедура перевода не может стать типовой и выработать у Комитета единый алгоритм действий. Приходится отслеживать актуальные изменения законодательства. К тому же подготовка ходатайства требует длительного времени на получение ответов от межведомственных запросов.
2). Рассмотрение ходатайства происходит на заседании Земельной комиссии Ленинградской области. Решение было получено в виде выписки комиссии.
3). Этап подготовки проекта распоряжения Правительства Ленинградской области, о переводе земельного участка.
4). Подготовка распоряжения Правительства Ленинградской области, на основании которого земельный участок на острове Лисий, переводится из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию оопт.
5). Вносятся изменения в государственный кадастр недвижимости.
6). Вносятся изменения в егрн, и подается запрос в филиал федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ленинградской области о предоставлении кадастрового паспорта на данный земельный участок.
7). 16.08.2014 года - выдачи свидетельства о государственной регистрации прав на измененный земельный участок.
В общей сложности данный перевод составил 7 месяцев, что определяет длительность этого процесса. Для решения этой проблемы предлагаю вместо объемного перечня прилагаемых документов к ходатайству приложить всего один сводный документ, в который указывает только самые необходимые сведения. Эти сведения сотрудник, подготавливающий ходатайство, сможет самостоятельно просмотреть с помощью открытого доступа к базам данных, содержащих нужную информацию.
При налаженном информационном взаимодействии пакет документов, необходимых для перевода земель, сократится до трех: ходатайство, сводный документ и согласие правообладателя на перевод. Орган власти, занимающийся переводом земельного участка из одной категорию в другую, сможет избежать межведомственных запросов, на которые уходит немало времени. Помимо экономии времени уменьшится количество прилагаемых документов.