Киселева Татьяна Валерьевна
Киселева Т. В.Подписчиков: 1923
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг280.9к

«Кухаркиным» правнукам: о демократии прямой и представительной

4 047 просмотров
1 940 дочитываний
405 комментариев
Эта публикация уже заработала 102,40 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Слова «Любая кухарка может управлять государством», приписываемые В. И. Ленину, ему не принадлежат. В действительности он писал так: «Мы не утописты. Мы знаем, что любой чернорабочий и любая кухарка не способны сейчас же вступить в управление государством. В этом мы согласны и с кадетами и с Брешковской, и с Церетели. Но мы отличаемся от этих граждан тем, что требуем немедленного разрыва с тем предрассудком, будто управлять государством, нести будничную, ежедневную работу управления в состоянии только богатые или из богатых семей взятые чиновники. Мы требуем, чтобы обучение делу государственного управления велось сознательными рабочими и солдатами и чтобы начато было оно немедленно, то есть к обучению этому немедленно начали привлекать всех трудящихся, всю бедноту» (статья «Удержат ли большевики государственную власть?»).

Данный вопрос приобрел актуальность в связи с критикой действующей системы государственной власти и обсуждением идей прямой демократии.

Напомню, прямая демократия – это осуществление власти напрямую народом, минуя «прокладку» в виде депутатов и правящих партий. Классический пример современной прямой демократии – это референдум.

Можно ли обойтись без депутатов и партий и управлять напрямую?

Технические предпосылки для прямой демократии в нашей жизни созрели. Не вижу ничего удивительного, если у нас появится онлайн-дума с личными кабинетами верифицированных участников. Это на сегодня уже не проблема.

Но есть проблемы другого порядка.

Итак, с Лениным-то я согласна, если кухарка будет учиться управлять государством, то в итоге у нее получится. Ее незнатное происхождение значения не имеет. Ее потенциал как будущего управленца равен потенциалу любого другого человека. Хотя проблема дефицита времени, которое необходимо для прямой демократии, осуществляемой на общественных началах, напрямую связана с материальным благосостоянием. И по части связи богатства и возможности принимать участие в управлении я и с Лениным не до конца согласна. Но и это еще не главная проблема.

Есть еще такая штука, как специализация. Вся история человечества идет по пути большей и большей дифференциации знаний и навыков и углубления специализации. Уже давно нет просто «врача», а есть терапевты, хирурги, невропатологи, анестезиологи и т.п. И в случаях, когда заболел зуб, у нас, слава богу, у всех хватает ума, чтобы идти именно к стоматологу, а не к гинекологу или ортопеду (тоже типа врач) или к какой-нибудь соседке.

Аналогичные процессы идут во всех видах профессиональной деятельности.

Какие у нас есть причины полагать, якобы в деле государственного управления специализация не нужна? Я таковых не вижу.

Можно быть классным программистом, учителем, агрономом, но это не гарантирует способности человека вот так просто придя с работы начать управлять государством. Нажав кнопку в личном кабинете Онлайн-Думы, человек, конечно, может выразить свое отношение к тому или иному вопросу, поставленному на голосование. Но это не законотворческий процесс, а просто участие в опросе.

Если законы будут приниматься путем опроса, то у нас все вопросы будет решаться случайным образом.

Актуальный пример, как говорится, вопрос «на злобу дня»: партия "Коммунисты России" внесла предложение провести кредитную амнистию. Статью на эту тему разместили тут. И мнения сразу разделились: неплательщики и сочувствующие были, конечно, ЗА, аккуратные плательщики многие были ПРОТИВ. А есть еще и вкладчики, которых этот вопрос тоже в какой то степени может беспокоить. Так вот представьте себе, как бы был решен это вопрос через онлайн-думу. Случайным образом. Кого по воле случая окажется больше: плательщиков, неплательщиков, вкладчиков, сочувствующих…

Истинная демократия – это не тогда, когда «большинство» своей массой затыкает рот тем, кто оказался в меньшинстве, а когда выявляются интересы и большинства, и различных других групп участников отношений. После чего идет поиск согласованных решений, основанных на учете интересов всех групп в той или иной степени. Диктатура «большинства» – это не демократия. Это просто диктатура. Равно как и диктатура «меньшинства».

Современный законотворческий процесс достаточно сложен. Он начинается с внесения в ГД законопроекта. Это пакет документов, включающий сам законопроект, пояснительную записку, список других актов, подлежащих изменению в случае принятия законопроекта и его финансово-экономическое обоснование.

Далее идут слушания, а между ними собирается пакет документов, в которых выражено отношение к инициативе всех заинтересованных структур. К сожалению, пока только властных. Как правило, свое заключение дает Правительство, профильные комитеты, Минюст.

Если в итоге Дума принимает закон, далее он идет на согласование в Совет Федерации, потом на подпись Президенту и публикуется в печати.

Все эти стадии можно отследить на сайте Государственной думы в разделе "Законотворчество".

Явным недостатком данного процесса является его полная оторванность от народа. Хотя во времена, когда Президентом был Медведев, у нас появились ресурсы, на которых специалистам предоставлялась возможность высказаться по поводу тех или иных законопроектов. Не исключено, что что-то из этого действует и сейчас, просто эти ресурсы выпали из поля зрения.

Но в любом случае еще никто не отменял статьи Конституции о том что:

  • граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (ст. 32);
  • граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33).

По опыту последних лет вижу, что попасть на прием к нашим избранникам народа практически не возможно. И если настаивать именно на личном приеме, то максимум на что можно рассчитывать это прием через помощника. Но письменные обращения никто не отменял.

Из практики вижу, что, как правило, люди обращаются к депутатам по личным вопросам, далеким от их законотворческой деятельности. Похоже, это пережиток советского прошлого, когда от Совета и исполкома ждали решения всех личных проблем. А нового опыта влияния именно на законотворческий процесс у нас катастрофически мало.

Полагаю, что до тех пор, пока у нас не наберется достаточно опыта влияния со стороны народа различными способами на законотворческую деятельность депутатов в рамках действующей системы, говорить о необходимости ее реформирования или полной смены явно преждевременно. Опыт выявит проблемные места. Сейчас говорить «страшно далеки они от народа» это ни о чем, хотя, безусловно, это правда, действительно страшно далеки. Но народ пока и не пытался как то заявить о себе и своих интересах в рамках существующего законотворческого процесса.

Надо пробовать разные варианты: личные обращения, коллективные, открытые письма. Обращаться к депутатам, в Думу в целом, в профильные комитеты, в государственные органы, с которыми происходит согласование законопроектов, выходить на руководство партий. Создавать общественные движения, заключать договоры с политическими партиями. Смотреть, что из этого работает, а что – нет.

И параллельно с этим есть смысл изучать опыт других народов и государств. Не могу не поделиться ссылкой, которой любезно поделился тут участник дискуссии, об очень интересном опыте народа Исландии, очень рекомендую почитать https://politikus.ru/events/45155-tihaya-revolyuciya-v-islandii-molchanie-mirovyh-smi.html.

Другого пути нет. Выбор не велик:

1) бухтеть и ностальгировать по прошлому,

2) мечтать и фантазировать о новом мироустройстве,

3) делать.

Что выбираете вы?

405 комментариев
Понравилась публикация?
233 / -9
нет
Подписаться
Донаты ₽

Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:

C Уважением, юрист Киселева Татьяна Валерьевна
Комментарии: 405
Отписаться от обсужденияПодписаться на обсуждения
ПопулярныеНовыеСтарые
Андрей
Подписчиков 380
09.02.2024, 07:29
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг151.6к
Интервью Такера Карлсона с Владимиром Путиным ещё только анонсировано, а говорящие ...
Подробнее
Неинтересно
0
3
Ирина
Подписчиков 6124
26.03.2024, 15:39
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг6.8М
Депутаты почтили минутой молчания память погибших в результате теракта в «Крокус Сити Холле».
Подробнее
Неинтересно
0
9
Андрей
Подписчиков 3514
20.03.2024, 22:06
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг2.8М
Пожалуй, одно из самых противоречивых мест современной России - это Ельцин-центр, располагающийся ...
Подробнее
Неинтересно
0
23
Корнилова Ирина Владимировна
Подписчиков 1088
18.03.2024, 13:18
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг1.9М
Доброго время суток, уважаемые читатели!
Подробнее
Неинтересно
0
82
Виталий
Подписчиков 588
28.02.2024, 05:10
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг578.2к
Ни для кого не секрет, что сейчас российский интернет перестал быть свободным , чем был до 2014 го года.
Подробнее
Неинтересно
0
0