19 июня 1920 г. в Советской России образован Всеобуч
Краткое содержание :
В этот день, 100 лет назад, Совнарком РСФСР образовал Всероссийскую Чрезвычайную комиссию по ликвидации безграмотности (ВЧКЛБ) в Советской России.
Всеобщее обучение, всеобуч, обучение всех без исключения детей определённого возраста в общеобразовательных школах, дающих определённый минимум знаний. В. о. обеспечивается системой государственных мероприятий (законодательные акты об обязательности обучения, государственные ассигнования на строительство и содержание школ и подготовку учителей и т. д.).
Грамотность (от греч. grammata — чтение и письмо). Г. как определённая степень владения навыками устной и письменной речи является одним из важнейших показателей культурного уровня населения. Конкретное содержание понятия «Г.» меняется на различных этапах экономического и политического развития общества вместе с повышением его культурных запросов.
Образование в монархической России для большинства людей было недоступно из-за того, что детей низших сословий допускали только к одноклассным приходским училищам, в которых изучались четыре правила арифметики, чтение, письмо и «закон Божий».
И даже этот минимум, в виде начального образования, не был общим.
Как следствие, к 1897 году, в царской России умело читать только 21% населения, что делало её одной из самых безграмотных стран в Европе.
И хоть Государственная Дума Российской Империи и приняла Закон о всеобщем образовании в 1912 году, но по факту из-за высокомерия более высоких сословий, проявлявших нежелание учить обычных детей, к 1917 году процент вырос только до 30-и.
И это объяснимо простым принципом, ведь все высшие чины знали, что безграмотной толпой проще управлять для своего удовольствия.
Поэтому чаще всего закон выполнялся либо формально, либо детей загоняли в церковно-приходские заведения, чтобы их обучали послушности.
После Великой Октябрьской Социалистической революции 1917 года, ситуация изменилась, но пока только идеологически.
То есть доступ был открыт всем, но поскольку безграмотные родители не стимулировали, а зачастую и тормозили обучение своих детей, то на короткое время, быть безграмотным даже вошло в моду.
Более того, во многих школах грамотных детей начали унижать, так как в народе сложилось представление, что пролетарии должны быть безграмотны, ведь в таком состоянии они победили империалистов.
Чтобы сломить такую негативную тенденцию, Советское Правительство запустило в массовую пропаганду призывы к обучению.
Началом данного процесса стал Декрет Совета народных комиссаров РСФСР «О ликвидации безграмотности в РСФСР» от 26 декабря 1919 года.
А 19 июня 1920 года Совнарком РСФСР образовал Всероссийскую Чрезвычайную комиссию (ВЧК) по ликвидации безграмотности. Организационная работа по ликвидации неграмотности осуществлялась внешкольным отделом Наркомата просвещения (НКП), затем — созданным на его базе Главным политико-просветительным комитетом (Главполитпросвет). В 1920 году Совет народных комиссаров принял декрет об учреждении Всероссийской чрезвычайной комиссии по ликвидации безграмотности (ВЧКл/б), постановления которой имели обязательный характер. Она была образована для выполнения принятого в 1919 году декрета о ликвидации безграмотности и в 1920—1930-х годах руководила обучением неграмотных и малограмотных. Ведал делами этой комиссии нарком просвещения Анатолий Луначарский.
Как следствие, повсеместно были открыты так называемые Ликбезы, как сокращение от «ликвидация безграмотности».
В этих Ликбезах всё население Советской России в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, было обязано учиться грамоте на родном или русском языке (по желанию).
Для осуществления настолько масштабной программы, уже к осени 1920 года органами ВЧК в 26 губерниях были созданы курсы учителей — ликвидаторов неграмотности.
А Народный комиссариат просвещения получил право привлекать всех грамотных лиц к обучению неграмотных на основе трудовой повинности.
Особое внимание для последующей социальной адаптации уделялось обучению детей-беспризорников, которых после Первой мировой войны насчитывалось около 4,5 млн.
Для организации процесса были созданы Ликпункты и школы грамоты, в которых срок обучения составлял 3-4 месяца.
Программа обучения включала в себя чтение, письмо и счёт.
Что позволило людям научиться читать ясный печатный и письменный шрифты, делать краткие записи, читать и записывать целые и дробные числа, проценты, и даже разбираться в диаграммах и схемах.
Также учащимся объяснялись основные вопросы строительства советского государства.
А для взрослых учащихся сокращался рабочий день с сохранением заработной платы.
Для органов местной власти ставилась задача первоочередного снабжения ликпунктов учебными пособиями и письменными принадлежностями, на что в полном объёме выделялись все необходимые средства.
Учебно-методическая база
В 1920—1924 годах вышли два издания первого советского массового букваря для взрослых Д. Элькиной, Н. Бугославской, А. Курской (2-е издание — под названием «Долой неграмотность» — включало ставшую широко известной фразу для обучения чтению — «Мы — не рабы, рабы — не мы», а также стихотворения В. Я. Брюсова и Н. А. Некрасова). В те же годы появились «Рабоче-крестьянский букварь для взрослых» В. В. Смушкова, «Букварь для рабочих» Е. Я. Голанта. Часть пособий была напечатана за рубежом с оплатой из валютных фондов республики. Было налажено издание массовых букварей и других начальных пособий для взрослых на украинском, белорусском, киргизском, татарском, чувашском, узбекском и других (всего около сорока) языках.
Во все времена обучение грамоте сопровождалось пропагандой тех идейных ценностей, доступ к которым открывало умение читать. В годы царствования Екатерины II, когда многие считали, что «черни не нужно давать образования», наиболее проницательные деятели (например, депутат от клинского дворянства Пётр Орлов) настаивали, что если и обучать грамоте,
то на следующем основании: пусть крестьяне путём грамоты сами собой находят, чем они обязаны Богу, государю, отечеству и по закону помещику своему.
Поэтому нет ничего удивительного в том, что в 1925/26 учебном году в программы ликбеза как обязательный был введён курс политграмоты: идеологическая борьба, в том числе, внутри партии, была в самом разгаре.
В 1928 году по инициативе ВЛКСМ был начат так называемый «культпоход». Его опорными центрами стали Москва, Саратов, Самара и Воронеж, где основная часть неграмотных были обучены силами общественности. К середине 1930 года численность культармейцев достигло 1 млн, а численность обучающихся только в учтённых школах грамоты — 10 млн. человек.
После создания СССР данная программа была распространена на всю территорию Советского Союза и просуществовала до 1930 года.
Это позволило обучить грамоте уже к 1927 году только взрослых до 10 млн. человек, из которых в РСФСР прошло обучение 5,5 млн, а также подняло Советскую Россию на 19 место по образованности в Европе.
Годы НЕПа заметно снизили процесс образования, но с введением в 1930 году всеобщего начального обучения ситуация коренным образом изменилась, что позволило уже к 1936 году обучить ещё 40 млн. неграмотных.
А к 1939 году грамотность лиц в возрасте от 16 до 50 лет уже приближалась к 90 %, что позволило СССР выйти в лидеры по образованности населения в мире и как следствие построить самую мощную экономику за всю историю человечества.
После разрушения СССР уровень образования снова стал падать.
А современная элита пытается возродить сословное деление в обществе, чтобы снова загнать людей в дремучее состояние и сделать их более управляемыми.
В чём им оказывают содействие различные религиозные организации, финансово заинтересованные в послушной пастве.
Поэтому, чтобы противостоять их планам и быть свободными людьми, остаётся только учиться, учиться и ещё раз учиться.
интересно?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты