Федорченко Иван Владимирович
Автор публикации
Федорченко И. В.Подписчиков: 1126
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг517.2к

К. А. Симонов "Живые и мёртвые": анализ

2 522 просмотрa
1 470 дочитываний
30 комментариев
На сегодня эта публикация уже заработала 119,03 рублей за дочитывания Зарабатывать

История создания

К. А. Симонов "Живые и мёртвые": анализ

Роман написан по материалам записок К. Симонова, сделанных им в разные годы и отчасти изданных в виде статей и очерков. Первая книга почти полностью соответствует личному дневнику автора, опубликованному под названием «100 суток войны».

Начиная первую книгу, К. Симонов не был уверен в том, что у неё будет продолжение, а замысел третьей книги возник и вовсе много позже.

Первые две части романа были изданы в 1959 и 1962 году, третья часть — в 1971 году.

Сюжет и герои

Произведение написано в жанре романа-эпопеи, сюжетная линия охватывает временной интервал с июня 1941 по июль 1944 года. Однако сюжет не охватывает весь этот временной интервал, имея узкие временные рамки:

  • Книга первая: лето, осень и зима 1941 года — от начала Великой Отечественной войны до начала контрнаступления под Москвой.
  • Книга вторая: зима 1942—1943 годов — последние дни обороны Сталинграда и операция «Уран».
  • Книга третья: лето 1944 года — операция «Багратион».

Основное повествование строится вокруг судьбы военного журналиста Ивана Петровича Синцова. Старший политрук, корреспондент армейской газеты, утратив документы, в том числе партбилет, возвращается на фронт рядовым. Исходно совершенно штатский человек, в лучшем смысле слова — типичный советский интеллигент в первом поколении, переживший два окружения и шесть ранений, в том числе два тяжёлых, гибель жены и безвестную пропажу маленькой дочери, к осени 1944 года майор Синцов становится начальником штаба полка.

К. А. Симонов "Живые и мёртвые": анализ

Второй из главных героев трилогии — комбриг, затем генерал Фёдор Фёдорович Серпилин. Образ Серпилина — собирательный, его основным прототипом является полковник Семён Кутепов, с которым Симонов познакомился летом 1941 года под Могилёвом. Также в какой-то степени прототипами Серпилина можно считать генерала Горбатова и генерала Гришина.

Трилогия тесно связана с целым рядом других произведений Константина Симонова. Часть её персонажей (Синцов, Артемьев, Надя Караваева, Козырев, Иванов и другие) впервые появляется уже в первом романе Симонова «Товарищи по оружию», посвящённом вооруженному конфликту в районе реки Халхин-Гол. Действие серии рассказов и повестей «Из записок Лопатина», впоследствии объединённых автором в роман «Так называемая личная жизнь», развивается параллельно действию трилогии; в нём упоминаются события, происходящие в «Живых и мёртвых»: история взаимоотношений Левашова с Бастрюковым («Левашов»), встреча Гурского с Синцовым на улице Горького и гибель Серпилина («Мы не увидимся с тобой»), некоторые герои второго плана (Гурский, Левашов и др.) действуют в обоих произведениях.

Отдельные персонажи, хотя и носят вымышленные имена, отражают вполне реальных людей. Ярким примером этого является член военного совета фронта Львов (присутствует лишь в третьей книге), образ которого с большой степенью точности напоминает советского государственного и военно-политического деятеля Льва Мехлиса. Прототипом генерала Козырева в известной мере является генерал-майор Копец, у которого были позаимствованы служба в Испании и быстрый карьерный взлёт. Прототипом Надежды Козыревой была актриса Валентина Серова, с которой у Симонова в период, описываемый в романах, были непростые семейные отношения.

К. А. Симонов "Живые и мёртвые": анализ

Герои

388-й стрелковый полк под командованием полковника Семёна Фёдоровича Кутепова отличился при обороне Могилёва. 11 июля в бою на Буйническом поле его полк за один день подбил 39 танков противника. 20 июля 1941 года в газете «Известия» об этом бое был напечатан очерк военного корреспондента Константина Симонова «Горячий день».

Впоследствии писатель написал об этом в своих фронтовых записях и в книге «Живые и мертвые», изменив, правда, фамилию Кутепова на Серпилин (и произведя его из полковников в комбриги) и своего товарища, Павла Трошина на Михаила Вайнштейна (в честь погибшего на войне фотокора Михаила Бернштейна).

Сам полк полёг под Могилёвым в жестоких боях июля 1941 года - Симонов уехал оттуда перед тем, как сомкнулось кольцо окружения. Но людей из полка он хорошо помнил и описал их (как во фронтовых записях, так и в романе). Например, командир батальона.

Командир батальона капитан Гаврюшин был человек лет тридцати, уже два или три дня не бритый, с усталыми глазами и свалявшимися под фуражкой волосами. На лице его было странное выражение одинаковой готовности еще сутки вести бой, говорить и действовать и в то же время готовность уснуть в любую секунду. Перед тем как засиять Гаврюшина, Трошкин заставил его перепоясаться портупеей, надеть через плечо автомат, а вместо фуражки каску. Вся эта амуниция удивительно не шла капитану, как она обычно не идет людям, сидящим на передовой и каждый день глядящим в глаза смерти... Мы сказали Гаврюшину, что, пока затишье, хотим заснять танки, видневшиеся невдалеке перед передним краем батальона. Отсюда была видна только часть сожженных танков. Еще несколько танков, как сказал нам Гаврюшин, было пониже, в лощине, метрах в пятидесяти — ста от остальных; отсюда их не было видно.
— Затишье? — с сомнением переспросил нас Гаврюшин.
— Ах, да, да, затишье. Но ведь они стоят за нашим боевым охранением. Там, во ржи, могут немцы сидеть, автоматчики. Могут из лесу стрелять, а могут отсюда, изо ржи.
Но Трошкин повторил ему, что приехал спять танки и есть ли во ржи автоматчики или нет — его но интересует. Он горячился, потому что в эту поездку с самого начала был просто одержим идеей во что бы то ни стало спять разбитые немецкие танки.
— Ну что же, — сказал Гаврюшин, — тогда я сейчас пошлю вперед людей, пусть заползут в рожь и залягут впереди танков на всякий случай. А вы пойдете потом, минут через десять.

К. А. Симонов "Живые и мёртвые": анализ

Нашёлся только один человек из людей 388-го стрелкового полка. Капитан Гаврюшин написал ему в январе 1945-го о том, что остался жив: «Пишет вам тот командир батальона, у которого вы с Трошкиным были в гостях на поле боя у Могилева — июль 1941 года. А за это время участников этих боев не встречал никого. Да и случайно остался в живых. Пришлось много пережить...» А вскоре и сам умер от ран.

Согласно завещанию, прах Симонова, скончавшегося в 1979 году, был развеян над Буйничским полем под Могилёвом. Симонов писал: «Я не был солдатом, был всего только корреспондентом, однако у меня есть кусочек земли, который мне век не забыть, — поле под Могилёвом, где я впервые в июле 1941 года видел, как наши в течение одного дня подбили и сожгли 39 немецких танков…» На огромном валуне, установленном на краю поля, выбита подпись писателя «Константин Симонов» и даты его жизни 1915—1979. А с другой стороны на валуне установлена и мемориальная доска с надписью: «…Всю жизнь он помнил это поле боя 1941 года и завещал развеять здесь свой прах».

Тема человека на войне

Константина Симонова считают основателем панорамного романа о Великой Отечественной войне. Теме войны посвятили свои произведения такие известные писатели, как Ю. Бондарев, В. Быков, А. Ананьев и многие другие, выступавшие в традиционных жанрах. Однако трилогия Симонова “Живые и мертвые”, благодаря широте охвата событий и отражения судеб людей на войне, получила особое название “панорамного” романа.

Сам Симонов признавался, что центральное место в его романе занимает человек на войне. Главная задача автора состояла в изображении правды войны. Это потребовало от него введения большого количества действующих лиц: свыше двухсот.

К. А. Симонов "Живые и мёртвые": анализ

Причем судьбы многих из них остаются незавершенными. Тем самым Симонов показывает одну из главных драм войны, когда люди пропадали без вести. “Я оборвал эти судьбы сознательно”,-говорит автор трилогии. При этом даже эпизодические герои отличаются у Симонова индивидуальностью.

Вот как представлен в романе самый бесстрашный из командиров дивизий, который погибает немного ранее Серпилина: “Талызин, бирюковатый по натуре и казавшийся по первому впечатлению малообразованным, на самом деле был хорошо начитан, знал службу и командовал своей дивизией хотя и не безошибочно, но честно: не раздувал успехов и не прятал неудач. И вообще, по составившемуся у Серпилина мнению, был человек высокопорядочный…” Далее в нескольких предложениях Симонов рассказывает об этом человеке буквально все. В сорок первом он вместе с несколькими другими генералами был отдан на Западном фронте под трибунал за трусость и утерю управления дивизией.

Из лагеря был послан на фронт заместителем командира полка.

У Симонова человек на войне-&;gt;-это практически реальный человек, то есть взятый из жизни. Судьба Талызина – это художественное воплощение в романе реальных событий. То же можно сказать и о большинстве судеб героев романа.

При написании трилогии К. Симонов придерживался принципа историзма. В своей работе он опирался на документы, свидетельства очевидцев, свой собственный опыт.

Я думаю, что наиболее полно тему этого сочинения можно раскрыть на примере образа Серпилина. Он является одним из центральных в повествовании. Образ Серпилина, прошедшего за время войны путь от командира полка до командарма, считается открытием Симонова.

К. А. Симонов "Живые и мёртвые": анализ

С этим образом входят в военную прозу люди трагической судьбы – те, кто был подвергнут репрессиям в 30-е годы. Серпилин был осужден без суда и следствия.

Федора Серпилина Симонов показывает как солдата, любящего свою Родину и готового до конца стоять за ее свободу. На войне раскрываются такие его качества, как мужество, стремление к победе, чувство долга. Мы видим, что душа этого человека не загрубела от ужасов войны – он сопереживает тем, кто был осужден вместе с ним, пытается помочь этим людям.

Серпилин пишет письмо в защиту друга с просьбой пересмотреть дело: “Дорогой товарищ Сталин! Считаю своим долгом доложить Вам, что комкор Гринько не меньше меня предан Родине и не хуже меня защищал бы ее от фашистских захватчиков. Если Вы верите мне, то нам с комкором Гринько обоим место на фронте”.

Симонов раскрывает характер этого героя и в том, как он ведет себя в военной обстановке: со своим приемным сыном, публично отрекшимся от него, в первые дни войны в ситуации паники, отступления, слухов о диверсантах. Серпилин, всем сердцем преданный своей стране, тяжело переживает неудачи армии. Он пытается осознать, почему это произошло.

Глубокий анализ событий приводит героя к правдивому пониманию войны и личности Сталина.

Симонов показывает, что война всецело поглощает человека. Это проявляется в раздумьях Серпилина – они не о его семье, друзьях. Чаще всего его мысли заняты событиями войны: “После сталинградского разгрома немцы в марте под Харьковом показали, на что они еще способны.

К. А. Симонов "Живые и мёртвые": анализ

И надо было хоть умереть, но остановить их. Пока останавливали, представитель ставки трижды был у тебя. В последний раз разговор с ним обернулся так, что подумал: снимет с армии. И хотя делал все, что мог и умел, но, если б сняли, жаловаться было бы не на что, потому что отступал, не мог выполнить приказа – остановить немцев. Пришлось выслушать в последний раз и такое, что лучше бы не слышать”.

Поведение человека на войне может быть разным. Такие герои трилогии, как член Военного совета фронта Илья Львов, работник Генерального штаба Иван Алексеевич, которых в какой-то мере можно противопоставить, помогают читателю глубже понять причину тех или иных событий, а автору глубже раскрыть характеры людей на войне. Образ Ильи Львова, который появляется в третьей книге трилогии, раскрывает социальную сторону сталинского культа. Львов создает атмосферу подозрительности, недоверия людей друг к другу.

Он фанатично претворяет в жизнь идеи Сталина. Иван Алексеевич, фамилию которого мы так и не узнаем, напротив, во многом не поддерживает высшее руководство. “Было все-таки что-то унизительное в том. что вся твоя жизнь зависела от вдруг мелькнувшего в голове воспоминания, которое могло и не мелькнуть, от трех-четырех слов, походя сказанных в трубку”,-думает Иван Алексеевич. Мы видим, что у него положение в Генштабе по понятным причинам непрочное.

И хотя ему дорога возможность “в меру своего разумения влиять на ход событий”, он думает о том, как уйти на фронт, пока тучи над ним не сгустились окончательно.

Эти образы относятся к персонажам второго плана, но наряду с главными героями в них, а также в члене Военного совета армии Захарове, начальнике штаба Бойко, командующем фронтом Батюке раскрывается идея всего романа К. Симонова. Романа о войне и о людях на войне.

Несомненная заслуга Константина Симонова в том, что в своей трилогии он отразил не только судьбы людей военного времени, но и впервые затронул ряд острых вопросов: почему начало войны было таким провальным? Кто такой Сталин? Как его культ преломлялся в судьбах людей? В своем романе автор сам отвечает на эти вопросы, что позволяет нам узнать еще одну точку зрения на события военного времени.

К. А. Симонов "Живые и мёртвые": анализ

Источник

Источник

Оказываю консультационные услуги в сфере банкротства.

Интересная статья?

Проголосовали:58

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

Ваш рейтинг должен быть не менее 500 для оценки публикации
54 / -1
нет

Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:

C Уважением, юрист Федорченко Иван Владимирович
Показать комментарии (30)
Заработали сегодня
Посмотреть
Ежедневный конкурс лучших постов Подробнее

Читайте также