Курпатов Вадим Семенович
Автор публикации
Курпатов В.С.
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг42.6к

ЦИФРОВИЗАЦИЯ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ: ПРАВОВОЙ АСПЕКТ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ В РАЗНЫХ СТ

250 просмотров
75 дочитываний
0 комментариев
На сегодня эта публикация уже заработала 5,70 рублей за дочитывания Зарабатывать

Краткое содержание:

  1. Обсуждение

Рассмотрение вопроса цифровизации предпринимательской деятельности необходимо начать непосредственно с раскрытия понятия цифровизации. Цифровизация - это процесс перехода в систему цифровой экономики. По определению Всемирного банка, цифровая экономика (в широком смысле слова) – система экономических, социальных и культурных отношений, основанных на использовании цифровых информационно-коммуникационных технологий.

Таким образом, предпринимательство в условиях цифровизации основывается на использовании цифровых информационно-коммуникационных технологий.

В настоящее время основное направление цифровизации в области организации предпринимательской деятельности - переход в сферу онлайн продаж. Для этого предприниматели разных сегментов бизнеса создают продающие страницы, ведут группы в социальных сетях, переходят на режим круглосуточного общения с клиентами. Это особенно актуально в условиях развития третичного сектора - сферы услуг. Но даже стандартная система продаж основывается на определенном уровне сервиса, который создает конкурентное преимущество. В связи с этим цифровые технологии становятся сильным инструментом для ведения предпринимательской деятельности.

Процедуры цифровизации решают сразу несколько задач, направленных на снижение трудоемкости и сложности решения текущих предпринимательских задач.

Цифровизация позволяет ускорить и упростить бумажную работу. Сотрудникам нет необходимости регулярно заполнять большое число бумаг, необходимых для организации бизнес-процессов. Для решения данной задачи в настоящее время достаточно заполнить определенные графы на компьютере. Остальные действия выполняют специализированные программы.

Цифровизация позволяет организовать работу сотрудников более слаженно. Например, цифровые технологии дают возможность соблюдать сроки проведения инструктажей и повышают их качество. У сотрудников не остается вариантов уклонения от прохождения различных инструктажей на предприятии. Есть варианты онлайн прохождения. Помимо этого, цифровые технологии позволяют повысить качество контроля за деятельностью сотрудников.

Цифровизация - это деятельность, направленная на формирование единого информационного пространства. Это определение подразумевает, что все предприятия, которые ведут предпринимательскую деятельность, должны вести определенный реестр документации. При этом на законодательном уровне данный реестр является унифицированным. Такой подход позволяет упростить решение бюрократических задач.

В сфере ускорения бюрократических задач также были приняты определенные действия. Был создан единый сайт – www.gosuslugi.ru. Посредством данного сайта представители малого и среднего бизнеса получают возможность быстро и эффективно решать свои текущие задачи: прохождение регистрации и перерегистрации юридического лица, подача налоговых деклараций и т.д. К тому же, работает сайт Федеральной налоговой службы (www.nalog.ru), который помогает решать задачи оформления налоговых документов и выплаты налогов. Помимо этого, действует федеральная сеть многофункциональных центров (МФЦ) «Мои документы». Данная сеть направлена на организацию работы с обращениями граждан (в том числе и предпринимателей) в режиме «единого окна». Эти направления цифровизации помогают снизить уровень бюрократии, ускорить процесс решения текущих задач, а также снизить коррупционные риски.

Если рассматривать варианты цифровизации, то стоит отметить различные программные продукты, направленные на решение бизнес-задач. Наиболее распространена на сегодняшний день система программ компании «1 С». Данная серия программ помогает решать задачи бухгалтерского учета, организации налогообложения, товарного учета и т.д.

Например, каждое предприятие самостоятельно принимает решение о том, какую программу кадрового учета внедрять в свою работу. В настоящее время этот рынок программных продуктов очень широк. Программы данного сектора позволяют вести кадровый учет, заполнять всю кадровую документацию, составлять штатные расписания и т.д. В 2021 году ожидается полный переход на электронные трудовые книжки, что позволит решить сразу несколько задач. Во-первых, работодатели получат возможность получать полную информацию о потенциальном сотруднике (снижается риск подделки и фальсификации данных). Во-вторых, появляется возможность организации удаленного формата работы. В-третьих, снижается риск потери данного документа.

Согласно данным Мансурова Г., в России чаще всего используются следующие передовые технологии:

-68 % компаний используют в работе анализ больших данных Big Data;

-51 % компаний работают с технологией чат-ботов;

-50 % крупных компаний роботизируют бизнес-процессы.

-19 % компаний работают с технологией «Блокчейн»;

Таким образом, можно резюмировать, что в настоящее время цифровизация в России ведется очень активно и затрагивает все сферы предпринимательской деятельности. К таким сферам можно отнести как непосредственно организацию коммерческой деятельности предпринимательской структуры, так и составление сопроводительных документов такой деятельности (договоры, декларации, бухгалтерская отчетность и т.д.).

Далее рассмотрим правовые нюансы в сфере регулирования процессов цифровизации предпринимательской деятельности.

Первое упоминание о переходе на основы цифровой экономики было прописано в Указе Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы». Данный документ обосновал необходимость модернизации нормативно-правовой базы в условиях цифровой перестройки.

Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» от 24 декабря 2018 года стала отправной точкой в углублении процессов цифровизации во всех сферах экономики и управления.

Как отмечалось выше, цифровизация оказывает значительное влияние не ведение бизнес-процессов, а также на процессы получения прибыли. Но, как и любое нововведение, процессы цифровизации приводят к возникновению множества сложностей и проблем, связанных, в частности, с организацией нормативно-правовой базы. Основная проблема в нормативно-правовом поле относится к введению новых понятий, связанных с процессами цифровизации. Помимо этого, приходится по-новому классифицировать имеющиеся правовые категории. Правильная классификация юридических обоснований позволяет четко определять ответственность за недобросовестное ведение предпринимательской деятельности в цифровой среде.

В настоящее время юридическая практика оперирует такими понятиями как цифровые активы и цифровые технологии. В научной юридической литературе под цифровыми активами и технологиями предлагается рассматривать «криптовалюты, токены, технологии распределенных реестров, смарт-контракты, в более широком понимании цифровой актив - любой цифровой файл, хранящийся на любом носителе, на который может быть помещена информация и с которого информация может быть получена или извлечена в будущем» .

Согласно национальной программе «Цифровая экономика Российской Федерации», к основным задачам развития цифровой экономики России можно отнести:

-сформировать спрос на передовые российские цифровые продукты, технологии и платформенные решения;

-обеспечить поддержку российских высокотехнологичных компаний-лидеров, которые разрабатывают продукты и платформенные решения для цифровой трансформации приоритетных отраслей экономики и социальной сферы;

-разработать и реализовать «дорожные карты» развития перспективных «сквозных» цифровых технологий.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что цифровизация оказывает значительное влияние на развитие правовой стороны предпринимательской деятельности. Основные изменения в настоящее время касаются договорных отношений. В этой связи разрабатываются варианты обеспечения безопасности заключения электронных договоров. Помимо этого, в правовом поле должны быть четко обозначены:

-субъекты договорных отношений;

-условия, при которых заключенный договор будет достоверным с точки зрения права;

-правила подтверждения согласия сторон на заключение договора (электронные подписи и т.д.).

В настоящее время договорные отношения регулируются Гражданским Кодексом Российской Федерации. В ГК РФ прописаны все критерии, согласно которым заключенный между сторонами договор в процессе ведения предпринимательской деятельности являются правомерным.

В условиях цифровизации предприниматели все чаще обращаются к длительным договорным отношениям, которые строятся на условиях пролонгации. При этом оформление таких отношений все чаще строится на основе электронных или цифровых технологий. В данных условиях можно говорить не о революционных изменениях в области организации договорных отношений, но о видоизменении их оформления.

При заключении договора возможно использование специальных программных алгоритмов (нередко именуемые роботами), обеспечивающие автоматическое предложение (оферту) или принятие предложения (акцепт) при возникновении определенных внешних обстоятельств (например, изменение цены на рынке какого-либо товара).

Изменения могут вноситься автоматически, что нарушает принцип свободы в договорных отношениях. В связи с этим, государству необходимо вносить изменения в правовые условия заключения электронных (цифровых) договоров. Одно из направлений – заключение договора посредством отправления электронных сообщений (чаще всего по электронной почте). Квалификация электронного документа прописана в абз. 2 п. 2 ст. 434 ГК РФ. Согласно текущей редакции указанной статьи, электронным документом, передаваемым по каналам связи, признается информация, подготовленная, отправленная, полученная или хранимая с помощью электронных, магнитных, оптических либо аналогичных средств, включая обмен информацией в электронной форме и электронную почту.

Вышеуказанная статья утверждает, что форма договора, заключенная таким образом, может считаться допустимой при условии возможности идентификации отправителя. Однако, такой договор может быть оспорен в суде. В этом случае истец может делать акцент на односторонности заключенного договора. Обоснование ведется на основе ст. 156 ГК РФ (п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 23 марта 2012 г. № 14).

Подтверждение заключения договора может быть основано на наличии электронной подписи. Данный инструмент в настоящее время также прописан в текущем законодательстве, в частности в ст. 5 Федерального Закона «Об электронной подписи» .

Согласно указанному Закону имеется определенная классификация электронных подписей:

-простая

-усиленная: неквалифицированная усиленная и квалифицированная усиленная.

В статье 5 Федерального Закона «Об электронной подписи» указано, что простая электронная подпись подразумевает под собой введение паролей, СМС-кодов и т.д. Т.е. это те данные, которые используются для входа на торговые или иные площадки, в рамках которых ведется предпринимательская деятельность.

Согласно ст. 6 Федерального закона «Об электронной подписи» информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе».

В случае же подписания электронного документа простой электронной подписью или неквалифицированной электронной подписью такой документ «признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, только в случаях, установленных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или соглашением между участниками электронного взаимодействия».

Соглашения сторон, допускающие в дальнейшем использование простой или неквалифицированной подписи, должны предусматривать порядок проверки электронной подписи, а согласно п. 2 ст. 9 Федерального закона «Об электронной подписи» должны содержать «правила определения лица, подписывающего электронный документ, по его простой электронной подписи», а также «обязанность лица, создающего и (или) использующего ключ простой электронной подписи, соблюдать его конфиденциальность».

Отдельно рассматривается смарт-контракт, как особая категория договорных отношений. Согласно подходам некоторых исследователей, смарт-контракт представляет собой следующее:

 смарт-контракт – это «программный код, управляющий определенным активом. Квалификация отношений, опосредуемых смарт-контрактом, невозможна без понимания актива, используемого в этом смарт-контракте» ;

 «договор, существующий в форме программного кода» ;

 «автономную компьютерную программу, размещенную на определенном адресе в блокчейне, которая может быть перезапущена бесконечное количество раз и запрограммирована под самые разнообразные нужды бизнес-сообщества» .

Таким образом, ГК РФ должен регулировать заключения и такого вида договоров. В настоящее время были введены только дополнения к ст. 160, 309, 432 ГК РФ.

Согласно представленным дефинициям, можно определить основные характеристики смарт-контракта:

-представлен в электронной форме;

-условия договора прописываются на одном из языков программирования и реализуются на основе технологии блокчейн;

-относится к категории договоров присоединения;

-является условной сделкой;

-исполнение договора реализует компьютер;

-отношения сторон договора основаны на регулировании программным кодом.

Подтверждение воли сторон в этом случае основывается на наличии цифровой подписи. После заключения смарт-контракта он преобразуется в алгоритм и создается токен («электронный жетон») умного договора. Таким образом, можно сказать, что смарт-договор, это лишь способ заключения сделки с использованием электронных и иных технических средств. Тем не менее, в настоящее время и такой вид договора регулируется на законодательном уровне.

Далее для сравнения представим правовые аспекты, на основании которых регулируется цифровизация предпринимательской деятельности в зарубежных странах.

Чем отличаются программы цифровизации экономики в разных странах?

Стратегия США, определенная «Большой четверкой», называется GAFA (Google, Amazon, Facebook, Apple) и сосредоточена на облачных вычислениях. США значительно уступают в физическом пространстве, то есть производственных секторах, где происходит практический обмен данными, поэтому пытаются получить контроль над рынком облачных технологий.

Германия и Япония, наоборот, имеют преимущество в физическом пространстве, откуда могут быть собраны весьма ценные данные. Они стараются хранить и анализировать их как можно ближе к месту их возникновения. Это является их конкурентным преимуществом в подходах к цифровизации. Поэтому Япония первой запустила концепцию периферийных вычислений (edge computing) в иерархии оцифровки.

Что касается России, очевидно, что Правительство РФ сделало цифровизацию экономики приоритетным направлением развития страны, но пока оно находится на стадии определения собственного подхода к цифровизации.

Правительство Японии руководит проектами «Умных городов» в стране, оказывает им финансовую поддержку, а также облегчает правовое регулирование особо сложных проектов, давая им статус «Супер-Город». Многие проекты, использующие технологии «Общества 5.0», интегрированы в проекты «Умных городов». Они становятся своего рода «песочницей» для реализации всей стратегии.

Правительство, местные органы власти, университеты, национальные лаборатории, а также частный сектор, включая стартапы, присоединяются к проектам «Умных городов» по всей стране — сейчас в Японии их более 30.

Системы управления энергией (EMS) используют виртуальные электростанции (VPP) с распределенной системой генерации с возможностью производства возобновляемой энергии, автономную систему вождения для местного общественного транспорта «Последняя миля» в слабо населенных районах, удаленную медицинскую помощь, оптимизированную посредством анализа данных трафика с камер систему дорожного движения и т.д.

Таким образом, развитие правового поля в области цифровизации в разных странах идет по разным векторам. Акцент в развитии правого регулирования ставится на различные сектора экономики. На основании представленных данных составим сравнительную таблицу (см. таблицу 1).

Таблица 1 – Сравнительная характеристика программ реализации цифровизации в разных странах мира

Страна Программа Направленность

Германия «Индустрия 4.0» Акцент на перерабатывающую промышленность

Япония «Общество 5.0» Акцент на человеческие ресурсы. Программа рассчитана на формирование условий, способствующих повышению уровня и качества жизни человека за счет реализации цифровизации в предпринимательской деятельности

США Digital Economy Agenda Государство поддерживает разработку новых технологий. Следовательно, государство дотирует развитие предпринимательства в инновационных секторах экономики

Великобритания Digital Strategy Государство оказывает поддержку предпринимательских структур в области развития цифровых технологий. Великобритания одна из первых стран начала внедрять основы цифровизации в систему управления. Такой подход позволяет повысить эффективность на этапах разработки, реализации и контроля за исполнением правовых регламентов.

Китай «План 863», «Факел», Made in China 2025 Указанные программы имеют различные направления. В основе – акцент на экономический рост посредством государственного регулирования цифровизации в предпринимательском и промышленном секторах.

Россия Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» Основное направление – активизация предпринимательского сектора за счет снижения бюрократических издержек, уменьшения коррупции, создания максимально благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности.

Таким образом, процессы цифровизации в настоящее время идут не во всех странах мира, а лишь в тех странах, где имеется достаточно высокий уровень экономического развития. Цифровизация позволяет повышать качество ведения предпринимательской деятельности. На правовом уровне государство должно обеспечить необходимую поддержку для организации предпринимательской деятельности. Для этого, необходимо обеспечить правомерность цифровых договоров, электронных подписей и обеспечить надежную защиту цифровых данных. Помимо этого, необходимо сформировать программы поддержки для тех секторов предпринимательской деятельности, которые напрямую связаны с цифровым полем (ИТ-сектор, онлайн торговля и т.д.). Также необходимо сформировать систему унифицированной документации для работы на международном уровне.

При этом должна быть реализована в условиях цифровой экономики и основная задача государства по обеспечению свободы экономической деятельности, сбалансированности интересов всех участников, защиты их прав и интересов.

Цифровая экономика имеет свои особенности, которые представляется необходимым выделить: неразрывность информации с носителями; энергетическая безопасность и независимость. Поэтому тотальный переход к цифровизации всех процессов возможен лишь в условиях внутреннего и внешнего технологического развития страны.

ЦИФРОВИЗАЦИЯ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ: ПРАВОВОЙ АСПЕКТ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ В РАЗНЫХ СТ

Цифровизация в современной развитии - нужна или нет

Проголосовали:4

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

Ваш рейтинг должен быть не менее 500 для оценки публикации
3 / 0
нет
Тук-тук
Показать комментарии (0)
Заработали сегодня
Посмотреть
Поделиться в социальных сетях:
+1106
Новое
+150
Самое
Добавить +1
Поделиться

Читайте также

07.09.2021, 12:22 - 41 просмотр
Подробнее
27.11.2021, 14:58 - 191 просмотр
10 комментариев
Подробнее
Мы используем файлы cookie. Продолжив работу с сайтом, вы соглашаетесь с Политикой обработки персональных данных и Правилами пользования сайтом.