Формирование функциональной грамотности у российских школьников: реализация на практике.

239 просмотров
111 дочитываний
12 комментариев

Краткое содержание:

Здравствуйте уважаемые коллеги и гости данного портала!

Сегодня хотелось бы осветить тему функциональной грамотности наших школьников. Этим летом проходил круглый стол на эту тему, где приняли участие эксперты в сфере образования.

Летом 2020 года прошел круглый стол на тему «Формирование функциональной грамотности у российских школьников: реализация на практике. Взгляд с позиции учителя», в котором приняли участие эксперты Института стратегии развития образования РАО, НИУ ВШЭ, а также педагоги и методисты из самых разных регионов страны. Они рассказали о практиках, которые используют в учебном процессе, поделились реальными кейсами с коллегами.

Первой выступила заместитель директора КГКСУ «Центр оценки качества образования» Любовь Рябинина из Красноярска

Она отметила, что обучению функциональной грамотности в российских школах не хватает системности, не все учителя готовы работать над этим, потому что уверены, что это отдельный массив знаний, который нужно давать ребенку помимо предметной программы.

При этом учителя, стараясь привить ребёнку функциональную грамотность, используют задания для ее оценки – и это большая проблема. И сегодня как никогда важно «развести» в понимании учителей диагностику и формирование функциональной грамотности.

Кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории социально-гуманитарного общего образования Института стратегии развития образования РАО Татьяна Коваль рассказала о глобальных компетенциях как компоненте функциональной грамотности

Коваль объяснила, что человек, обладающий сформированной глобальной компетентностью, может критически рассматривать вопросы глобального характера с разных точек зрения, осознавать, что культурные, расовые, политические, религиозные различия могут оказывать влияние на суждения и взгляды людей, но при этом вступать в открытое взаимодействие с другими людьми на основе общих ценностей (список которых был сформирован в ООН). Глобальные компетенции изучаются на разных предметах, процесс должен быть целостным и непрерывным, содержание заданий нужно постепенно усложнять.

При этом главными умениями глобальной компетентности являются: способность оценивать информацию, выявлять мнения, подходы, перспективы, анализировать их, формулировать аргументы, объяснять сложные ситуации и проблемы, оценивать действия и их последствия. Для того чтобы сформировать такие умения, лучше обсуждать с детьми разные ситуации, дифференцируя их по возрасту: например, в 5-м классе можно поговорить о том, почему нельзя выбросить котенка на улицу, а в 9-м уже затронуть тему гендерного неравенства.


Сейчас у детей при обсуждении таких тем есть проблемы со связностью и законченностью рассуждений, аргументами, примерами.

О своем практическом опыте в развитии глобальных компетенций рассказала учитель истории и обществознания АНО «Школа “Президент”» Надежда Касько

Она отметила, что развитию таких компетенций способствуют межпредметные уроки и мероприятия, где, например, обществознание и история сочетаются с английским языком. В школе они проводят дискуссионные клубы старшеклассников на английском языке, где каждое выступление предварительно тезисно прорабатывается на уроках обществознания, а аргументы берутся из издания Financial Times.

Старший научный сотрудник Центра оценки качества образования ИСРО РАО Светлана Яковлева рассказала

О том, что еще один элемент функциональной грамотности – креативное мышление. Это важный инструмент, который позволит ребенку состояться в жизни.

Под креативным мышлением понимают дивергентное мышление, то есть беглость, гибкость, оригинальность и нестандартность идей, их разработанность и дальнейшую проработку. Проверить степень креативности мышления у школьников можно через визуальное самовыражение, письменное самовыражение, попытки решения научных и социальных проблем. Этими же способами можно его развивать.

Ведущий научный сотрудник Центра социально-экономического развития школы НИУ ВШЭ Марина Пинская рассказала

О том, что такое компетенции 4 К и как их развивать в рамках школьных уроков.

В 4 К входят такие элементы, как критическое мышление, креативность и коммуникационная кооперация – и всё это важнейшие навыки функциональной грамотности.

Для того чтобы во время урока у детей формировались эти компетенции, нужны нестандартные задания: например, можно поручить им определить подлинность древней карты, «заселить» лес на Марсе животными, которые могут жить без вмешательства человека, сделать обложку для книги из определенного набора геометрических фигур. Или устроить групповой конкурс на лучший проект школьного двора и затем измерить площадь тех сооружений, которые дети придумали. Одним словом, задания должны быть связаны с интересными ситуациями и одновременно решать учебные задачи.

Своим практическим опытом поделились учителя из разных уголков страны. Функциональную грамотность можно интересно развивать на уроках русского языка и литературы.

О своем опыте рассказала методист по словесности из Хорошколы и сертифицированный преподаватель Дипломной программы международного бакалавриата Инна Торботряс

– Ключевое, чему должны учить на гуманитарных предметах – понимание чужого текста и создание своего текста. Это не только учебные тексты, но и тексты, которые связаны с жизнью ученика (из медиа). В потоках информации важно различать фейк или правду – и для примера брать тексты, связанные с сегодняшним днем.

Тему подхватила учитель начальных классов ВКК МБОУ СОШ № 88 с УИОП из Воронежа Татьяна Матвеева.

Она поделилась собственной уникальной методикой обучения, которая была разработана исходя из задач ВПР, но переросла в настоящую масштабную обучающую концепцию.

– Я изучила отчеты об итогах ВПР в 4-м классе за несколько лет, анализы PISA и диагностические работы. Выяснилось, что самыми сложными оказались задания, где ученик должен сформулировать собственный жизненный опыт письменным высказыванием. Даже отличники заваливались именно на этих заданиях. И я пришла к выводу, что нужно давать детям те знания, которые пригодятся им в жизни. Я создала «Клуб юных писателей». На занятиях мы стали заниматься деловым письмом: объявления, приглашения, письма, поздравления, заявления, объяснения, вежливый отказ, благодарности… Сначала зачитывала неудачный вид письма, мы с ребятами находили ошибки и создавали инструкцию о том, как нужно писать. Затем мы придумали организацию «Жили-были дети», где был руководитель, работал отдел маркетинга, HR… Мы писали самые разные тексты.

Такая работа дала свои результаты:

Дети действительно стали выполнять соответствующие задания на Всероссийских проверочных работах гораздо лучше. После выпуска четвероклассников педагог решила опробовать методику на первоклассниках. Вместе они учатся основам сторителлинга, написанию интересных текстов и постов для социальных сетей, нахождению аргументов и выражению собственной точки зрения. Необычные у ребят даже читательские дневники: педагог разрешает вести их в формате Instagram-блога, «Буктрейлеров» (короткие видео о сюжете книги – без спойлеров!), путеводителей или гайдов (например, «Топ-3 причины не заходить в чужой дом на основе сказки «Маша и три медведя»), презентаций.

Учитель начальных классов МАОУ «Гимназия № 96» Челябинска Елена Груздева

Считает, что одна из основ функциональной грамотности, которая должна закладываться в начальной школе – умение быстро читать. Именно над этим умением она скрупулезно работает со своими учениками: следит за количеством слов, которое ребенок читает в минуту, за правильностью прочтения, интонацией. Также она проводит опросы по содержанию текста – причем об информации, которая дана не только в прямой, но и в косвенной форме. Но функциональная грамотность развивается и на других уроках. Как именно проходят занятия.

– Я использую групповую работу на всех уроках. Это работа в команде, реализация 4 К, о которых мы уже говорили. В каждой группе есть генератор идей, другие дети предлагают свои варианты, распределяются роли. Например, если мы говорим о разборе слова, то каждая группа пишет транскрипцию, называет орфограммы, изучает слово в толковом словаре и словаре синонимов. Также им предлагается проиллюстрировать это слово. Групповая работа – часто на уроках ИЗО (изготовление пальчиковых кукол или декораций к спектаклю) и технологии (изготовление бумажных цепей к Новому году). А инструкцию по изготовлению цепей писали на уроках русского языка.

За правильные ответы ребята получают деревянные фишки, которые в конце урока подсчитываются.

Подытожила выступления учителей-словесников Ольга Гвиджилия, учитель высшей категории, лауреат Государственной премии РФ в области образования, «Отличник просвещения», автор учебно-методических пособий

Она рассказала о том, как выглядит работа с заданиями на функциональную грамотность с точки зрения психологии, проиллюстрировав свою речь примерами из карточек Яндекс. Учебника.

Она отметила, что читательская грамотность – это способность человека свободно использовать навыки и умения чтения и письма для получения информации из текста, то есть для его понимания, компрессии, трансформации и для передачи информации в реальном общении.

При этом чтение – это сложнейший когнитивный процесс.
У каждого ребенка своя манера чтения: словарный запас современных детей серьезно отличается даже от тех, кто приходил к учителям 10 лет назад. Детям сложно понять незнакомые слова в контексте, и в итоге они не понимают весь текст, из-за чего формируется нелюбовь к чтению и учебные затруднения, в результате – потеря интереса к процессу познания.

Что же с этим делать? Прежде всего формировать у ребенка интерес к чтению, который будет подразумевать внимание к слову и объяснение новых слов, умение вступать в диалог с текстом – то есть задавать правильные вопросы, активность воображения, умение «читать между строк».

В Яндекс. Учебнике есть карточки с разными уровнями сложности текста – с каждым годом детям даются задания сложнее. При этом ведется работа с незнакомыми словами и соотнесение их с картинками (опора на визуальность для 1-го класса очень важна), работа над пониманием языковой игры. В Учебнике есть возможность при работе с текстом найти ключевое слово, которое отображает смысл, и точно выстроенная система вопросов, заданий и текстов, способствующих формированию понимания, может быть очень интересной для учителей.

Так, о том, как работает со своими учениками, рассказала учитель математики Филипповской школы Екатерина Богданович из Москвы

Она отметила, что важно давать ребятам межпредметные задачи, напрямую связанные с реальной жизнью. Кстати, чем старше дети, тем хуже они к таким задачам относятся, поэтому важно обращаться к таким заданиям с самого раннего возраста!

– Я реально задаю детям задание найти в доме счетчик, снять показания, выяснить тариф, посчитать, сколько нужно заплатить, передать показания на сайт mos.ru. Это отличное задание на функциональную грамотность. И такие реальные заходы можно найти практически во всех темах. Геометрическая прогрессия – исследуем музыкальный строй, теорема синусов – берем погонный метр, делаем триангулятор ближайшего парка и сравниваем измерения с данными Яндекс. Карт.

На самом деле такие мероприятия очень важны! Они раскрывают реальные проблемы учащихся здесь и сейчас!

Мне было очень интересно ознакомить Вас с данной информацией.

Будущее поколение нуждается во внимании, давайте не забывать об этом.

Всем огромное спасибо за внимание, за уделенное время!

С Уважением,

юрист

Ю.Л. Задорожный

Всем доброго времени суток, добра и хорошего настроения! Занимаюсь защитой гражданских интересов населения, проверкой и составлением договоров, тендерами по 223 ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". Комплексное сопровождение тендеров по 223 ФЗ. Обращайтесь, чем смогу - помогу!

Помогаете детям с уроками?

Проголосовали:31

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

да
33 / 0
нет
Ваш рейтинг должен быть не менее 500 для оценки публикации
Поделиться в социальных сетях:
да
33 / 0
нет

Обсуждают (9):Обсуждение

Комментарии (12)

Отписаться от обсужденияПодписаться на обсуждения
ПопулярныеНовыеСтарые
Показать ещё комментарии (12)

Читайте также

сегодня, 12:05
Эксперты предупредили о рисках России навсегда отстать в технологиях Источник: gazeta.ru (оригинал)Авторы аналитического доклада НИУ «Высшая школа экономики» (ВШЭ), который будет представлен на текущей неделе на ежегодной Апрельской конференции университета, заявили,...
0 1
сегодня, 07:09
Бумажные справки об отсутствии по болезни больше не будут требовать в московских школах и детских садах Приносить бумажную справку после болезни в школу больше не нужно. Теперь учителя смогут видеть в электронном журнале «МЭШ» информацию о периоде освобождения ребенка от занятий, в ...
0 19
сегодня, 00:27
Какой он средний класс за 17 000 рублей? Уже несколько позабытое интервью ТАСС для проекта «20 вопросов Владимиру Путину», когда президент выразил мнение, что «средний класс в каждой стране разный» и неправильно отождествлять российский ...
1 57
вчера, 23:02
Первая в России мусульманская школа танцев на шесте: татарка начинает вести занятия напротив мечети Татарка в российском городе Казани открыла первую в стране школу танцев на шесте для мусульман. Хотя эта инициатива была поддержана имамом близлежащей мечети, она вызвала споры в основном исламском ...
0 23
вчера, 23:02
Температура после прививки от коронавируса: что делать? Поднялась 37, 38, 39 после вакцины Спутник V С началом масштабной вакцинации против коронавирусной инфекции стало появляться много новых вопросов, как себя вести после прививки и на что обращать внимание. Несмотря на отзывы, указывающие,...
0 168
вчера, 22:59
Борис Моисеев и его состояние здоровья на сегодня: поклонники не узнали артиста, почему он так плох? О состоянии популярного российского певца Бориса Моисеева в последнее время говорят многие его поклонники. Люди обеспокоены появляющимися на регулярной основе сообщениями о том, что самочувствие ...
0 35
вчера, 17:16
Правила выдачи аттестатов выпускникам школ Министерство просвещения утвердило новый порядок выдачи аттестатов выпускникам школ в 2021 году.Теперь официально утверждено, что ребятам, не планирующим поступать в вуз, для получения аттестата ...
0 12
вчера, 14:15
Школьник прочел на уроке стих Есенина с ненормативной лексикой В Кургане ученик восьмого класса прочитал на уроке стихотворение Сергея Есенина с использованием нецензурной лексики. В настоящее время Управление образования администрации Кургана проверяет ...
2 416
вчера, 12:45
Лукашенко посетит Азербайджан Источник: gazeta.ru (оригинал)Президент Белоруссии Александр Лукашенко во вторник, 13 апреля, посетит Азербайджан для переговоров со своим коллегой, Ильхамом Алиевым, сообщает РИА «Новости» со ...
0 13
вчера, 10:12
Минтруд уточнил правила использования маткапитала Минтруд внес изменения в правила использования материнского капитала, скорректировав порядок отзыва средств маткапитала с накопительной части пенсии. Приказ Минтруда опубликован на официальном ...
0 31
вчера, 10:09
В 2021 году в ТиНАО построят 14 детских садов и шесть школ за счет инвесторов В Троицком и Новомосковском административных округах в этом году за счет инвесторов построят 14 детских садов на 3080 мест и шесть школ на 5375 мест в составе жилых комплексов. Об этом сообщил ...
0 8
вчера, 07:43
Впервые в России вынесен приговор по делу о доведении до самоубийства с помощью Интернета. Опасность подстерегает людей не только на городских улицах. Не меньшую угрозу здоровью и даже жизни может представлять виртуальное пространство. В Краснодарском крае вынесен первый в России приговор ...
2 85
Помощь юристов и адвокатов
Спроси юриста! Ответ за5минут
спросить
Администратор печатает сообщение