ООО "Юридическая Компания "Данкония"
Автор публикации
ЮК "Данкония"Подписчиков: 343
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг10.3к

Штраф за некачественно оказанные медицинские услуги: закон и судебная практика

398 просмотров
97 дочитываний
1 комментарий
На сегодня эта публикация уже заработала 7,65 рублей за дочитывания Зарабатывать

В судебной практике довольно часто рассматриваются иски пациентов к медицинским организациями и учреждениям о взыскании компенсаций морального вреда ввиду некачественного оказания медицинской помощи. Также наряду с основным требованием о компенсации морального вреда пациенты заявляют требование о взыскании штрафа с больницы в размере 50% процентов от суммы морального вреда. Как правило в таких делах речь идет о миллионных суммах. Вопрос о возможности назначения данного штрафа заслуживает отдельного и обстоятельного рассмотрени

В 2012 году Пленум Верховного Суда Российской Федерации дал разъяснения о том, что к отношениям по предоставлению гражданам медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями в рамках добровольного и обязательного медицинского страховании, применяется законодательство о защите прав потребителей (пункт 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей").

Возможность взыскания штрафа в размере 50 процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя, предусмотрена в пункте 6 статьи 13 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-I "О защите прав потребителей".

Исходя из разъяснений Верховного Суда и Закона о защите прав потребителей суды вплоть до 2019 года, исходили из того, что независимо от того оказывалась ли гражданину медицинская помощь на платной основе или предоставлялась на бесплатной основе в рамках программы обязательного медицинского страхования пациент имеет право на взыскание с больницы в его пользу штрафа в размере 50% от присужденной суммы морального вреда и компенсации за вред здоровью.

Однако ситуация значительно изменилась после принятия Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Определения от 15.07.2019 №44-КГ-19-7, в котором высшая судебная инстанция обозначила следующие критерии позволяющие пациенту претендовать на взыскание в его пользу штрафа на основании Закона о защите прав потребителей:

Во-первых, взыскание штрафа возможно только если гражданину оказывались медицинские услуги на платной основе. По логике Верховного Суда если услуги оказывались бесплатно в рамках обязательного медицинского страхования, то такая медицинская помощь не подпадает под регулирование Закона о защите прав потребителей. Так в определении указано:

Исходя из изложенного положения Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей", устанавливающие в том числе в пункте 6 статьи 13 ответственность исполнителя услуг за нарушение прав потребителя в виде штрафа в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя, подлежат применению к отношениям в сфере охраны здоровья граждан при оказании гражданину платных медицинских услуг

Что касается разъяснений, содержащихся в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", на которые сослались судебные инстанции в обоснование вывода об удовлетворении исковых требований Кибанова М.В. о взыскании с больницы штрафа, то они подлежали применению к спорным отношениям с учетом нормативных положений статьи 15 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей", Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2012 г. N 1006, что судебными инстанциями не было принято во внимание.


Во-вторых, взыскание штрафа возможно только если на момент предъявления претензии было установлено, что медицинские услуги были оказаны медицинской организацией некачественно. Например, факт оказания некачественной медицинской помощи может быть установлен в рамках административной проверки или уголовного дела. Если факт оказания некачественных услуг был установлен только в ходе судебного разбирательства, то это основание для отказа во взыскании штрафа, поскольку в этом случае у медицинского учреждения отсутствовали на момент предъявления претензии основания для добровольного удовлетворения требований пациента.

Указанные критерии и правовая позиция Верховного Суда впоследствии были восприняты последующей судебной практикой судов общей юрисдикции, в частности:

1. Решение Гурьевского районного суда Калининградской области от 17 февраля 2020 по делу № 2-2169/2019;

2. Решение Выборгского районного суда города Санк-Петербурга от 26 сентября 2019 по делу №2-1340/2019.

Таким образом, заявить о взыскании с больницы штрафа в размере 50 процентов после июля 2019 года возможно только если услуги оказывались на платной основе. При этом необходимо провести значительную досудебную работу, в частности направить жалобы в контролирующие органы, и подтвердить факт оказания некачественной медицинской помощи ещё до того как направить медицинской организации претензию. Только при соблюдении указанных условий пациент сможет рассчитывать на взыскание штрафа с медицинской организации.

Штраф за некачественно оказанные медицинские услуги: закон и судебная практика

Добро пожаловать на страницу "Юридической компании "Данкония"! Мы семейная юридическая компания и помогаем нашим клиентам решить сложные юридические вопросы в области наследственных споров, а также в области семейного и корпоративного права. Связаться с нами можно по телефону: +7 991 223 47 31 и электронной почте roman.dankoniya@gmail.com. Более подробную информацию о компании Вы также можете получить на сайте www.daflegal.ru.
Ваш рейтинг должен быть не менее 500 для оценки публикации
Показать комментарии (1)
Заработали сегодня
Посмотреть
Ежедневный конкурс лучших постов Подробнее

Читайте также