«Проще не будет точно»: чего ждать от нового закона о просветительской деятельности
Краткое содержание :
16 марта Госдума приняла в третьем чтении поправки в ФЗ «Об образовании» (№ 1057895-7). В законе появилось само понятие «просветительская деятельность», а также способы ее регулирования.
Давайте для начала разберемся, что такое «просветительская деятельность»?
Новое в законе
Раньше такого понятия в законе не содержалось.
Статья 2 ФЗ «Об образовании» определяет просветительскую деятельность как деятельность вне рамок образовательных программ, направленную на распространение знаний, формирование умений и навыков, способствующих интеллектуальному, творческому и духовно-нравственному развитию человека.
Понятие достаточно широкое, под него попадают многие научно-популярные блоги, проекты, сайты, в том числе и мой блог здесь.
Теперь заниматься просветительской деятельностью можно будет только по согласованию с властями:
«Порядок, условия и формы осуществления просветительской деятельности, а также порядок проведения контроля за ней устанавливается Правительством Российской Федерации» (ст.122 п.3).
Никаких подробностей по способу контроля пока нет. Как он будет осуществляться – пока тайна.
Ученые опасаются, что требования по закону фактически станут предварительной цензурой, а многие проекты закроются из-за бюрократических процедур.
Какие запреты вводятся?
- Нельзя использовать просветительскую деятельность для разжигания вражды (социальной, религиозной и т.д.), дискриминации и для призывов к противозаконной деятельности.
- Запрещается в процессе просветительской деятельности сообщать недостоверные сведения «об исторических, национальных и культурных традициях народов».
- Свою инициативу разработчики поправок объясняли опасениями в «бесконтрольной реализации антироссийскими силами в школьной и студенческой среде под видом просветительской деятельности широкого круга пропагандистских мероприятий, в том числе поддерживаемых из-за рубежа и направленных на дискредитацию проводимой в РФ государственной политики, пересмотр истории, подрыв конституционного строя».
Как на закон отреагировала общественность?
Закон встретил резкую общественную критику. На данном этапе сам закон конкретно нечего не меняет, но возникает опасение, что он служит фундаментом для дальнейшей более жесткой цензуры. Не зря инициаторами закона упоминается «антироссийские силы», с которыми нужно бороться.
Юристы отмечали, что из-за расплывчатых формулировок в законе под просветительскую деятельность могут попасть не только образовательные программы, но и лекции, публичные дискуссии, издание научной литературы и даже блоги в Интернете.
Против документа высказался в своем открытом письме вице-президент РАН, глава Комиссии РАН по популяризации науки Алексей Хохлов, а декларацию против него подписали почти 1 200 ученых.
Нам остается только возмущаться очередным законопроектом, направленным на «улучшение нашей жизни».