Михайлов Роман Александрович
Автор публикации
Михайлов Р. А.
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг321.6к

Льготные пенсии в системе государственного пенсионного обеспечения СССР (1956 - 1991 гг.)

240 просмотров
99 дочитываний
10 комментариев
На сегодня эта публикация уже заработала 6,20 рублей за дочитывания Зарабатывать

Краткое содержание:

  1. Обсуждение

Льготные пенсии в системе государственного пенсионного обеспечения СССР (1956 - 1991 гг.)

Одной из важнейших задач Советского государства почти с самого момента зарождения советской власти было создание мощной промышленности. Ряд важнейших отраслей молодой советской индустрии в своей структуре имели производства с вредными и тяжелыми условиями труда, иначе говоря, производства, опасные для жизни и здоровья занятых в них работников. Конец 1920-х - начало 1930-х годов - время ввода пенсионного обеспечения по старости. По результатам проведенных в середине 1920-х годов исследований процесса старения был установлен самый низкий в мире возраст выхода на пенсию по старости на общих основаниях: 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Необходимость привлечения в опасные производства рабочей силы обусловило появление так называемого льготного пенсионного обеспечения, позволявшего гражданам, выработавшим требуемый стаж на соответствующих видах работ, получать пенсии в более раннем возрасте. Однако получателей льготных пенсий в этот период было мало. До Великой Отечественной войны пенсионное обеспечение по старости в СССР, в принципе, не было основным видом пенсий: в 1941 году из 4 млн. пенсионеров только 200 тысяч получали пенсии по возрасту (Народное хозяйство в СССР в 1980 году. Статистический ежегодник. М.: Финансы и статистика, 1981. С. 411).

После окончания войны потребовалось срочно восстанавливать экономику, и льготным пенсиям вновь была отведена важная роль в кадровой политике государства. В послевоенное время льготное пенсионное обеспечение строилось по отраслевому принципу. Каждая отрасль, имеющая опасные производства, устанавливала свои правила: очерчивала круг претендентов, применяя для пенсионного обеспечения свои списки "вредных" профессий, и определяла размеры пенсионных выплат.

К 1955 году восстановление разрушенного войной хозяйства в основном было завершено, у государства появились свободные средства для решения социально значимых задач, и в Отчетном докладе ЦК XX съезду КПСС, состоявшемуся 14 - 25 февраля 1956 года, Н.С. Хрущев сказал, что "назрела необходимость улучшить дело пенсионного обеспечения" (Хрущев Н.С. Отчетный доклад ЦК КПСС XX съезду партии // XX съезд КПСС. Стенографический отчет. М.: Государственное издательство политической литературы, 1956. Т. 1. С. 77). Также лидер партии обозначил ряд проблем: "В пенсионном деле есть серьезные недостатки... в размерах пенсий существует недопустимый разнобой. Для ряда категорий пенсионеров установлен низкий размер пенсий, в то время как некоторые лица, в том числе работоспособные, еще не старые люди, получают высокие пенсии".

Пенсионный Закон СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях», принятый по итогам работы XX съезда, вступил в силу уже с 1 октября 1956 года и стал юридической основой создававшейся в Советском Союзе системы всеобщего государственного пенсионного обеспечения. При этом одной из важнейших задач нового Закона стало упорядочение льготного пенсионного обеспечения. Прежде всего отказались от отраслевого (ведомственного) принципа, сохранив при этом "списочный" подход к определению права советских граждан на пенсию. Наиболее неблагоприятные для здоровья профессии были собраны в два списка: так называемые Список " 1 (вредные и подземные условия труда) и Список № 2 (тяжелые условия труда), утв. постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173. В эти же списки включались профессии и должности из ранее действовавших отраслевых перечней.

Новые Списки производств, профессий и должностей с вредными и тяжелыми условиями труда были созданы по производственному принципу. Так, пенсия работникам, занятым в металлургическом производстве, назначалась независимо от того, кому подчинено предприятие: Министерству черной металлургии или Министерству судостроительной промышленности. Также на одном предприятии могло быть организовано сразу несколько производств. Например, на стекольном заводе, подведомственном Министерству строительства, наряду с основными стекловаренными и стеклообрабатывающими цехами могли действовать литейный или керамический цеха, изготавливающие необходимые формы для стеклоизделий.

Списки делились на разделы в зависимости от видов производства. Первый Список состоял из двадцати одного раздела. Его первые разделы были посвящены горным работам и дальнейшим переработке и обогащению полезных ископаемых. Далее следовали металлургическое производство и металлообработка, химическое, электротехническое и радиотехническое производства, среди прочих: производства взрывчатых веществ, строительных материалов, стекольное производство и транспорт. Даже по названиям перечисленных производств, за работу в которых правительство гарантировало гражданам пенсионные льготы, можно определить приоритетные направления развития советской экономики. Это прежде всего производство средств производства, что совпадало с планами шестой пятилетки (1956 - 1960 годы) и семилетки (1959 - 1965 годы). Второй Список делился на тридцать два раздела, первые из которых совпадали по названию производств со Списком № 1, и дополнительно - добыча торфа, строительство зданий и сооружений, лесная, пищевая и легкая промышленность.

Для того чтобы получить льготную пенсию или пенсию "за вредность", требовалось выработать определенный общий стаж и половину от него - на тех видах работ, которые могли вызвать негативные изменения в здоровье. Список № 1 предполагал для мужчин двадцать лет общего стажа и десять из них - во вредных условиях труда или под землей. Женщинам требовалось выработать пятнадцать и семь с половиной лет соответственно. За это они могли получить пенсию по старости на десять лет раньше общеустановленного возраста, то есть с 50 и 45 лет. Занятость на работах с тяжелыми условиями труда по Списку № 2 предполагала пятилетнее снижение пенсионного возраста - до 55 и 50. Для этого мужчине нужно было отработать двадцать пять и двенадцать с половиной лет, а женщине - двадцать и десять. Кроме снижения пенсионного возраста, у работников вредных производств (Список № 1) максимальный размер пенсий мог достигать 140 рублей в случае, если они проработали на опасных работах от 15 до 20 лет, и 160 рублей, если они проработали свыше 20 лет. Для остальных советских пенсионеров "потолок" пенсионного обеспечения был предусмотрен в 120 рублей. Таким образом государство пыталось закрепить работников за их "вредными" рабочими местами.

В качестве примера воздействия на здоровье работников вредных факторов производственной среды можно привести данные исследования И.Д. Богатырева. Ученый сравнил показатели заболеваемости городского населения Челябинска (за 1959 год), Магнитогорска и Днепродзержинска (за 1956 год) и рабочих промышленных предприятий этих же городов и сделал вывод, что "у рабочих предприятий черной металлургии значительно выше и общие, и половозрастные показатели по травматизму, гриппу и острым катарам верхних дыхательных путей, ангине, заболеваниям костей, мышц и суставов, болезням кожи, периферической нервной системы (особенно пояснично-крестцовыми радикулитами), конъюнктивитами, язвенной болезнью желудка и двенадцатиперстной кишки, острыми и хроническими гастритами".

К началу 1970-х годов пришло понимание недостаточности имеющихся Списков. Во-первых, изменилась структура советской промышленности: появились новые отрасли и профессии. Среди приоритетных направлений развития промышленности второй половины 1960-х годов XXIII съездом КПСС, в частности, назывались: создание достаточных мощностей по переработке полимерных материалов, организация производств по изготовлению материалов для электронной промышленности, выпуск оборудования, предназначенного для эксплуатации в условиях низких температур, освоение производства совершенных машин и оборудования для металлургических агрегатов большой мощности (Директивы XXIII съезда КПСС по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1966 - 1970 годы // Материалы XXIII съезда КПСС. М.: Политиздат, 1966. С. 239 - 241). Во-вторых, при ускоренном составлении в 1956 году общих списков многие "вредные" профессии, в том числе местные и устаревшие, были забыты. Например, на стекольных предприятиях Владимирской области для переноски по цеху горячих изделий по сложившейся традиции брали молодых, сильных и шустрых работников. В трудовых книжках таким гражданам делались записи: "принят хлопцем". Когда этот "хлопец" достигал пенсионного возраста и обращался за пенсией, ему было нужно доказать факт своей тяжелой работы в качестве "относчика горячих изделий на отжиг" от стекловаренных печей в отжигательные печи.

Была даже сделана попытка в принципе отказаться от "списочного" подхода при определении права на льготные пенсии. Научно-исследовательские институты Министерства здравоохранения, Госкомтруда и ВЦСПС провели ряд исследований, однако итогом всей этой работы стало обновление имеющихся Списков. В 1976 г. в них дополнительно внесли более 500 профессий. При этом, по мнению авторитетного специалиста в области льготного пенсионного обеспечения В.С. Михеева, система льгот, предоставляемых по производственному принципу, имела ряд серьезных недостатков: "в одних отраслях льготы "завышены", в других "занижены", но везде они не адекватны условиям труда".

В Советском Союзе постоянно велась работа по улучшению условий труда. Действительно, советское предприятие образца 1980-х годов выглядело гораздо привлекательнее предприятия с аналогичным производством тридцатилетней давности, тем не менее данную работу нельзя было считать полностью удовлетворительной. Показательна информация, прозвучавшая на Всесоюзном совещании ученых по охране труда в 1972 году: над решением проблем оздоровления рабочих и облегчения их труда работали 29 специализированных институтов, 153 лаборатории, 219 кафедр и 30 отдельных групп. При этом отмечалось, что из 934 законченных в 1971 году научных работ в Госкомитет Совета Министров СССР по науке и технике для включения в план внедрения было передано только 37.

В качестве примера, характеризующего широкую распространенность занятости советских граждан во вредных и тяжелых условиях труда, можно привести данные по одному из городов Владимирской области и соответствующему району. Владимирская область считалась областью "высокоурбанизированной с долей городского населения на уровне 80%". В ходе диссертационного исследования автором были проанализированы сто пенсионных дел граждан, получавших пенсии по Закону 1956 года и умерших до распада СССР (Пенсионные дела 1-100 // Архив снятых с учета пенсионных дел Отдела социальной защиты населения Администрации города Гусь-Хрустальный Владимирской области (в 2001 г. архив был передан в Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Гусь-Хрустальном. Пенсионные дела уничтожены в связи с истечением срока хранения)). Наибольшее количество назначений - 39 - было произведено в 1960-х годах; в 1970-х годах было назначено 28 пенсий, в 1980-х - всего 9. Из ста проанализированных пенсионных дел - тринадцать (13%) были назначены за работу в особых условиях труда. При этом во вредных условиях труда по Списку № 1 были заняты девять человек, а в тяжелых по Списку № 2 - четверо. Из них шесть мужчин и семь женщин. При этом семь человек работали в стекольном производстве (выдувальщики, составщики шихты), трое - в химическом (изготовление стекловолокна), по одному были заняты в кузнечном производстве, на лесозаготовках и на предприятии связи.

Заслуживает внимания еще один аспект. Показатели среднего возраста (продолжительность жизни) получателей пенсии по Закону 1956 года, пенсионные дела которых были исследованы автором, распределились следующим образом: средняя продолжительность жизни всех пенсионеров - 71,8 года; получателей пенсий по старости на общих основаниях - 73,7; получательниц пенсий - матерей, воспитавших пятерых детей, - 76,5; получателей пенсии по Списку № 2 - 68,3. Самый низкий показатель у пенсионеров по Списку № 1 - 62,9.

В 2007 - 2008 годах были опрошены пятьдесят граждан, проживающих в этом же городе и районе, ставших пенсионерами в советское время. Тридцать девять респондентов приобрели этот статус в 1980-х годах, восемь - в 1970-х годах, двое - в 1990-м году и один - в 1968 году. Из пятидесяти опрошенных пенсии за работу в особых условиях труда получили двадцать два человека (44%): четырнадцать - по Списку № 1 (стекольное и химическое производства) и восемь - за работу в текстильной промышленности. Сравнивая процент занятости во вредных и тяжелых условиях труда (13 и 44%), видим, что к концу существования СССР этот показатель имел тенденцию к увеличению.

Таким образом, занятость на опасных для здоровья работах была достаточно распространена как среди мужчин, так и среди женщин. Наряду с льготным пенсионным обеспечением (к концу существования СССР многие молодые люди при выборе жизненного пути уже знали, какие профессии помогут им досрочно уйти на пенсию), причины этого были следующими: прежде всего, в малых городах и в рабочих поселках предприятия с вредными и тяжелыми условиями труда обычно были основными поставщиками рабочих мест. Плюс к этому - "вредные" профессии хорошо оплачивались. Так, заработки шестнадцати из двадцати двух респондентов, работавших на предприятиях с особыми условиями труда, позволили им получать максимальные пенсии, от 120 до 132 рублей. Согласно Статистическому ежегоднику, в 1985 году - году завершения "периода застоя" и начала "перестройки" - среднемесячная денежная зарплата по стране для промышленных рабочих составляла 212 рублей (Народное хозяйство СССР в 1985 году. М.: Финансы и статистика, 1986. С. 413). Для примера, пенсии респондентов, работавших в особых условиях труда, были назначены в 1984 - 1989 годы из следующих заработных плат: ткачихе текстильного комбината - из 287,89 рубля; прядильщице того же предприятия - из 287,59 рубля; наборщице стекломассы стекольного завода - из 255,92 рубля; размотчику стеклонити химического завода - из заработка 262,61 рубля и ткачу этого же химпредприятия - из 256,51 рубля.

Нельзя забывать и о том, что работа на предприятиях с вредными условиями труда была популярна у женщин именно из-за возможности в достаточно молодом возрасте (с 45 лет) получать пенсию. Девушки устраивались на такие предприятия, поступали в это время на учебу по заочной форме, рожали детей (периоды учебных отпусков и отпусков по уходу за детьми до полутора и позднее до трех лет засчитывались в специальный стаж), "вырабатывали" таким образом требуемые семь с половиной лет, а потом рассчитывались с этих предприятий и продолжали свой трудовой путь в другом месте, зная, что государство гарантирует им пенсионное обеспечение.

Интересный факт: в СССР к периодам работы во вредных и тяжелых условиях труда приравнивались служба в Советской армии, а также выборная партийная, комсомольская и профсоюзная работа, чем подчеркивалась их значимость для советского общества. Для этого требовалось выполнение двух условий: предельный срок не мог быть более 5 лет и служба или выборная работа должны предшествовать тяжелым работам или следовать непосредственно за ними. Этим правом, в частности, пользовались так называемые выдвиженцы из рабочих, которые, не выработав полный льготный стаж, переходили на работу на выборные должности. По свидетельству сотрудников одного из территориальных отделов социального обеспечения Владимирской области, рабочие заводов в беседах с участковыми инспекторами неоднократно говорили о том, что даже после фактического перехода на выборную должность руководители цеховых комсомольских, партийных и профсоюзных организаций по приказам продолжали числиться на рабочих местах с вредными и тяжелыми условиями труда. В этом же территориальном собесе был доказанный случай назначения пенсии за работу по Списку № 1 работнице химического завода, которая на деле руководила художественной самодеятельностью предприятия и в течение всего "вредного" периода работы "пела и плясала". Бдительные коллеги в анонимном письме сообщили об этом злоупотреблении, и после ряда проверок выплата пенсии ей была прекращена, а переполученная сумма - возвращена государству.

Подводя общие итоги, можно сказать, что принятый в 1956 году Закон "О государственных пенсиях", унифицировав права граждан на льготное пенсионное обеспечение, распространил возможность получения таких пенсий на широкие слои советских граждан. В целом льготное пенсионное обеспечение выполнило свою основную задачу по привлечению рабочей силы в опасные для жизни производства. В результате действия Закона 1956 года на 1 января 1991 года в СССР правом на государственную пенсию по Спискам № 1 и № 2 пользовались 17,1% от общей численности работников, а на работах с опасными производствами были заняты 5829 тысяч человек, или 18,1% от общего числа работников (Народное хозяйство СССР в 1990 году. М.: Финансы и статистика, 1991. С. 104 - 105). При этом установление пенсионных льгот, связанных с работой в тяжелых и вредных условиях труда, и в первую очередь снижение пенсионного возраста, может быть истолковано двояко: с одной стороны, как забота государства о своих гражданах, работающих в тяжелых условиях, с другой - как признание государством собственной неспособности создать на советских предприятиях нормальные условия труда, позволяющие им работать без опасения за собственное здоровье до более старшего возраста.

По материалам («Социальное и пенсионное право», 2016)


Также см. следующую публикацию: Повышенные пенсии в СССР (1947 - 1956 гг.) - Подробнее ➤

Labor est etiam ipse voluptas
Ваш рейтинг должен быть не менее 500 для оценки публикации
Показать комментарии (10)
Заработали сегодня
Посмотреть
Поделиться в социальных сетях:
+880
Новое
+150
Самое
Добавить +1
Поделиться

Читайте также

09.06.2020, 04:11 - 1 755 просмотров
9 комментариев
Подробнее
27.11.2020, 17:48 - 267 просмотров
5 комментариев
Подробнее
19.02.2020, 03:22 - 9 243 просмотрa
164 комментария
Подробнее
23.05.2021, 11:01 - 5 626 просмотров
47 комментариев
Подробнее
22.05.2020, 10:09 - 1 434 просмотрa
10 комментариев
Подробнее
08.05.2021, 10:15 - 5 712 просмотров
44 комментария
Подробнее
20.09.2020, 07:50 - 712 просмотров
10 комментариев
Подробнее
09.10.2020, 18:58 - 750 просмотров
30 комментариев
Подробнее
27.10.2020, 13:13 - 8 874 просмотрa
265 комментариев
Подробнее
02.06.2021, 20:01 - 3 154 просмотрa
26 комментариев
Подробнее
Мы используем файлы cookie. Продолжив работу с сайтом, вы соглашаетесь с Политикой обработки персональных данных и Правилами пользования сайтом.