Холодова Татьяна Александровна
Холодова Т. А.Подписчиков: 1174
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг86.8к

Претензионный порядок: важные разъяснения Пленума ВС РФ

56 просмотров
20 дочитываний
0 комментариев
Эта публикация уже заработала 1,05 рублей за дочитывания
Зарабатывать

1. Когда претензия нужна

Для споров, которые рассматривают в гражданском или административном процессе, досудебный порядок может устанавливать только закон (п. 2 постановления).

В арбитражном процессе досудебных порядок обязателен при следующих условиях (п. 2 постановления):

такой порядок установлен законом или договором;

спор возник из гражданских правоотношений.

Если в споре несколько истцов или ответчиков нужно соблюдать следующие правила:

-каждый истец, требования которого можно рассмотреть отдельно от остальных, должен направить претензию (п. 7 постановления);

-претензию нужно направить каждому ответчику (п. 8 постановления).

2. Когда претензия не нужна


Верховный суд назвал следующие случаи, когда претензия не нужна:

предъявляют встречный иск (п. 24 постановления). Отметим, что в прошлом году у Президиума ВС РФ была противоположная позиция;

взыскивают неустойку и проценты, если была претензия в отношении "непросуженного" основного долга (п. 15 постановления);

меняют иск (п. 23 постановления);

в дело вступил надлежащий ответчик. Однако есть риск: если надлежащий ответчик докажет, что мог уладить спор без суда, истца могут оставить без компенсации судебных издержек независимо от исхода судебного дела (п. 25 постановления);

в дело вступило третье лицо с самостоятельными требованиями (п. 26 постановления);

претензию направлял правопредшественник истца (п. 9 постановления);

в суд обращается прокурор, государственные и муниципальные органы в защиту публичных интересов, прав и законных интересов организаций и граждан (п. 5 постановления).

Могут ли примирительные процедуры заменить досудебный порядок

Могут, если закон, которым установлен досудебный порядок, позволяет изменить его договором. Причем закреплять иной порядок в договоре не обязательно (п. 20 постановления). В прошлом году Верховный суд занимал противоположную позицию.

3. Как подтвердить примирительные процедуры

Доказывать наличие примирительных процедур могут следующие документы (п. 19 постановления):

-протокол разногласий;

-соглашение сторон о прекращении медиации;

-заявление об отказе от продолжения медиации;

-предложение об использовании примирительных процедур, оставленное без ответа, и документы, - - --подтверждающие направление такого предложения.

4 Куда и как направлять претензию

Можно направить претензию в адрес филиала, если спор вытекает из его деятельности (п. 11 постановления). Таким образом, решен вопрос, по которому в практике не было единства мнений.

Пленум подтвердил позицию из прошлогоднего обзора по досудебному порядку: претензию не обязательно отправлять ценным письмом с описью вложения, если этого не требует закон или договор (п. 12 постановления).

Пленум подробно разъяснил, когда претензию можно отправить по электронной почте, через социальную сеть или мессенджер (п. 13 постановления). Должно быть выполнено хотя бы одно условие:

у сторон уже есть опыт подобного обмена информацией, для них это обычная практика;

такой порядок предусмотрен нормативно либо недвусмысленно оговорен в договоре;

Чтобы доказать отправку претензии указанными способами, можно предоставить скриншоты, на которых есть адрес интернет-страницы и точное время его получения (п. 13 постановления).

5. Претензией не признают (п. 4 постановления):

уведомление о намерении обратиться в суд;

требование нашедшего вещь о вознаграждении;

извещение участников долевой собственности о намерении продать долю постороннему лицу;

требование участников долевой собственности о выделе доли;

требование о выселении в связи с прекращением права пользования жилым помещением или нарушениями;

требование участника ДДУ об устранении выявленных в период гарантии недостатков.

Когда отсутствие приложений к претензии не делает ее недействительной

Закон или договор могут устанавливать перечень документов и сведений, которые необходимо направить ответчику. В ряде случаев их отсутствие некритично (п. 17 постановления):

из того комплекта документов, которые смог предоставить истец, можно с очевидностью установить существо и размер требований;

отсутствующие документы и сведения есть у ответчика;

документы есть у ответчика-госоргана либо он их может получить через межведомственное взаимодействие;

ответчик в установленных законом случаях не сообщил об отсутствии необходимых документов или их неправильном оформлении.

6. Когда нужно заявлять о несоблюдении досудебного порядка

Верховный суд детализировал прошлогоднее разъяснение о том, что заявлять о несоблюдении досудебного порядка нужно исключительно в первой инстанции.

Даже если заявить ходатайство в первой инстанции, его могут отклонить по следующим причинам (п. 28 постановления):

-ответчик уже успел сделать заявление по существу спора и не выразил намерение его урегулировать;

-истек срок досудебного урегулирования.

Как исчисляется срок исковой давности при досудебном урегулировании

Течение срока исковой давности приостанавливается на срок досудебного урегулирования, установленный законом или договором (при отсутствии такого срока – на 6 месяцев).

В случае досрочного ответа на претензию, течение срока приостанавливается до этого момента (п. 49 постановления).

Какие есть особенности досудебного урегулирования отдельных видов споров

При разногласии между сторонами спора по вопросу соблюдения претензионного порядка, суд может принять иск к рассмотрению и разрешить такие разногласия по ходу дела. Например, при отказе перевозчика от рассмотрения претензии со ссылкой на нарушение порядка ее подачи (п. 31 постановления).

По общему правилу, Закон о защите прав потребителей не предусматривает обязательный претензионный порядок. Иное могут устанавливать только специальные законы. Например, Законом об ОСАГО. Условие договора о претензионном порядке по потребительским спорам ничтожно (п. 33 постановления).

Если права по обязательству из финуслуг перешло от организации или предпринимателя к физлицу-потребителю, последний может не соблюдать претензионный порядок (п. 38 постановления).

Считается, что потребитель не выполнил досудебный порядок, если потребовал от финорганизации уплатить штрафные санкции, но не заявлял об этом при обращении к финансовому омбудсмену. Не имеет значения, что требование об уплате основного долга, в досудебном порядке потребитель заявлял (п. 42 постановления).

Документ (источник): Постановление Пленума ВС РФ от 22.06.2021 N 18

Понравилась публикация?
2 / 0
нет
Подписаться
Донаты ₽