Почему не стоит направлять экономику в левое русло
Краткое содержание :
Предыдущая статья о регулировании цен вызвала заметную дискуссию и критику в комментариях. Более того, практически половина проголосовавших в опросе о целесообразности и пользе действий Правительства в этой области высказалась «за», что на 2% больше тех, кто не поддерживает вредоносную борьбу с экономическими законами. Это порождает желание копнуть глубже и обсудить тенденцию направления экономики в левую сторону, расширяя роль государства в системе.
Поливание грязью бизнес
В провластном медиа-пространстве образ предпринимателя чаще всего приравнивается к жульническому. Левые откровенно называют бизнесменов «торгашами» и «ворюгами». Видимо, объективная причина такой оценки заключается в том, что они хотят «нажиться на простом люде», получая прибыль с продаж товаров и услуг. В действительности, бизнес выгоден всему обществу. Говоря максимально простым языком, предприниматель:
- предоставляет возможность приобрести товар или услугу, нужную рынку;
- платит налоги, увеличивая бюджетные сборы, которые по идее должны играть на благо населения впоследствии;
- создает рабочие места, помогая тем самым обществу и экономике еще больше;
- потребляет на заработанную прибыль товары и услуги, производя тем самым экономический оборот ресурсов.
Прибыль – это лишь то, что мотивирует бизнесмена брать на себя риски по управлению своим делом. Как было изложено в предыдущей статье, в условиях конкурентного рынка невозможно искусственно завышать цены. Играет роль лишь экономическая целесообразность ведения дела: никто не будет работать себе в убыток или тратить время бесплатно, едва преодолев порог безубыточности. И ничего вредного для общества в этом нет, поскольку в условиях конкурентной экономики капитал не распределяется столь неравномерно, что «простой работяга» получает невероятно мало, а бизнесмен «пилит» миллиарды. Так, градус социального напряжения не повышается, если отсутствует монополия или олигополия, о которых речь пойдет далее.
Неэффективность государственного управления
Проблема касается и компаний, которые попали в программу государственного протекционизма, и государственных корпораций. Как показывает практика, при помощи и покровительства со стороны государства бизнес адаптируется к выгодным условиям существования:
• направляет огромную долю выручки в качестве прибыли руководству;
• не анализирует тщательно все последующие инвестиции ввиду пониженных рисков (какой смысл, если гарантированы рынок сбыта и дотации из бюджета) или не проводит их вообще;
• держит избыточный штат сотрудников, в результате чего труд квалифицированных специалистов максимально неэффективен, и зарплаты в данном секторе фронтально снижаются;
• не стремится балансировать с эффективностью потребления ресурсов, прибылями и убытками и т.д.
• портит общий инвестиционный климат всеми перечисленными выше действиями.
В пример можно привести белорусские убыточные государственные предприятия, которые должны миллиарды долларов российским банкам и которые делают экономику Беларуси неконкурентоспособной. Так, в рейтингах конкурентоспособности экономик мира по белорусской нет данных ввиду слишком большой роли госсектора. Зато есть данные по колхозам: Беларусь за 2020 год экспортировала сельскохозяйственной продукции на 25 млн $ меньше Литвы, которая имеет не столь подходящие климат и размеры территорий, что составляет 5,015 и 5,04 млрд $ соответственно.
Непродуктивный труд и протекционизм приводят к отсутствию прямых инвестиций и падению уровня доходов граждан. Поэтому заработные платы в этой стране практически в разы ниже, чем у соседних стран. А о Западной Европе и Скандинавии речь вести не стоит.
Средняя начисленная зарплата в республике Беларусь на 2020 год составила 465 евро, хотя независимые издания заявляют о 260–300 евро. В Литве этот показатель составляет 1300 евро брутто и 830 нетто; в Польше – 1200 и 750 евро соответственно; в Словакии – 1100–1200 и 900 евро.
Безработица – это естественно и нормально для рыночной экономики. Людей, находящихся в поиске работы, государство может поддерживать благодаря инвестициям в социальную экономику. Искусственно же нанимать избыточный штат людей и вредить таким способом всей экономике и большинству трудящихся, понижая их доходы, гораздо менее выгодно, чем просто платить пособия.
Образование государственных монополий и олигополий
В качестве российских примеров результата избыточной роли государства в экономике выступают государственные корпорации: "Газпром", "Роснефть", РЖД, "Ростех", "Роснано", "Роскосмос" и т.д. Сюда же можно внести госбанки, компании, попадающие под протекционизм, и крупнейшие топливные компании. Практически все демонстрируют убытки, излишние расходы на содержание советов директоров и топ-менеджмента и не самую позитивную повестку соотношений долг-собственный капитал.
Рыночная капитализация Роснефти на 2020 год составляет 3.6 трлн рублей, а ее уровень задолженностей – 4.3 трлн.
Конечно, практически все независимые СМИ обсуждают сумасшедшие миллиардные доходы глав этих компаний. А ярким примером неграмотного (возможно, проводимого по политическим мотивам) инвестирования может послужить проект «Северный поток-2», окончательное строительство которого завершится в августе 2021 года. Сумма известных статей расходов при строительстве начинается с 100 млрд $ плюс последующие траты на обслуживание. Только это окупится минимум в 2035 году. Если считать согласно NPV (чистой приведенной стоимости), где денежные потоки изрядно и неоднократно будут дисконтированы, то убытки могут доходить до 10 млрд долларов.
Кроме того, государственные и аффилированные с ним компании недоплачивают налоги ввиду неэффективной траты средств: 350–400 млрд рублей в год с большинства госкорпораций. А низкие рентные коэффициенты при расчете налоговой ставки для нефтегазовой отрасли заставляют их вносить всего 1.5–2 трлн рублей в год при средней цене на нефть 60 долларов за баррель.
Напрямую недостатки от монополизации экономики ощущаются на рынке топлива, где цена на бензин искусственно завышена в результате олигополии 2 крупных госкомпаний ("Газпрома" и "Роснефти") и нескольких связанных с ними (Лукойла и Сургутнефтегаза), в результате чего цена на бензин составляет более 46 рублей за литр во многих регионах. В Казахстане, например, этот показатель – 25 рублей, в США – 26–30, поскольку рынки продажи бензина конкурентные и «частные». Страдает также автомобильный сектор: импортные машины облагаются пошлинами с целью хоть как-то сравнять цену с отечественным автопромом. Стоит упомянуть и сельскохозяйственную отрасль: вместо инвестиций в мелкие агро-компании, что практикуется в Евросоюзе (более 160 млрд евро ежегодно), национальная экономика распределена в пользу выделений крупному капиталу вроде Мираторга.
Про эксперимент с плановой неэффективной советской системой поговорим в другой раз, ибо это заслуживает отдельной статьи (защитники СССР набегут в комментарии).
Построение централизованной вертикали власти
В условиях контроля и возможности распределения финансовых потоков политическое руководство стран приобретает обширные коррупционные интересы, планируя в соответствии с ними бюджет. Такой феномен чаще всего встречается в странах, добывающих полезные ископаемые и продающих энергоносители. Это еще называется ресурсным проклятием страны (однако совсем не обязателен такой исход из ситуации). Кроме того, управляя ресурсами и капиталом, гораздо проще настроить селекторат (элиты) на поддержание повестки авторитарного правления. По этим причинам слишком высокая роль государства в экономике может быть чревата жестким недемократическим правлением и высокой коррупцией.
Как было описано выше, для экономики и благосостояния граждан левое направление не является правильным. России нужно улучшение бизнес-климата и нормального рыночного развития с привлечением иностранных инвестиций.
В следующих статьях я планирую более подробно разобрать такое явление, как «шведский социализм». Кроме того, СССР тоже необходимо более подробно обсудить. Для высказывания своей точки зрения приглашаю в комментарии). При желании поставьте лайк (или дизклайк) и подпишитесь на канал.
Поддерживаете ли вы увеличение роли государства в экономике?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты