Проблемы эффективности осуществления полномочий антимонопольными органами.
В настоящее время существует весьма обширная нормативная правовая основа, на которой базируется антимонопольная деятельность. В первую очередь, необходимо отметить, что публично-правовое регулирование антимонопольной деятельности опирается на статьи 8, 11, 12, 34 Конституции РФ, которые закрепляют и гарантируют единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности. Среди законодательных актов, содержащих процедурные нормы административной антимонопольной деятельности, можно выделить ФЗ «О защите конкуренции» и, антимонопольные нормы отдельных отраслевых законов. Также антимонопольное регулирование осуществляется на основании нормативных правовых актов Правительства РФ и актов самого антимонопольного органа.
При обзоре данных и иных законодательных актов можно выявить ряд определенных пробелов и проблем, влияющих на антимонопольное регулирование. Примерами являются расхождения и несогласованность легальных определений законодательства, правительственных актов, актов самого антимонопольного органа, функций и полномочий последнего. Так, перечень функций антимонопольного органа, указанный в ФЗ «О защите конкуренции», не полностью совпадает с перечнем функций правительственных актов, определяющих статус ФАС РФ, и значительным образом не совпадает с перечнем функций, фигурирующих в нормативных актах самого антимонопольного органа, который нередко бывает ограничен в получении информации, составляющей охраняемую законом тайну, т.к. это будет противоречить статье 63 ФЗ «О связи». Выходит, антимонопольный орган не может осуществлять свою деятельность в полной мере, потому что ее могут ограничивать другие нормативные правовые акты.
Стоит отметить еще одну проблему, которая довольно остро влияет на экономическое состояние государства, а также мешает эффективной деятельности антимонопольного органа. Так, в 2019 г. в своем ежегодном докладе ФАС РФ заявила о высокой роли государства в экономике. Как сообщается в данном докладе, доля государства в экономике составляет от 60 % до 70 %, по-прежнему усиливается внедрение государства в экономику, а также происходит «сращивание монополий с государством» и «прямое огосударствление производства».
В связи с процессом «огосударствления экономики» можно выделить ряд проблем. Во-первых, снижается эффективность функционирования рыночных механизмов, т.к. нарушается принцип равенства компаний во взаимоотношении с государством. Во-вторых, в конкурентных отраслях государство является менее эффективным собственником, чем частные структуры, что может привести к экономическому кризису. Например, в нашей стране существуют крупные государственные корпорации (Ростех, Роскосмос), которых обвиняют в злоупотреблении доминирующим положением в сфере своей деятельности, на эти корпорации были наложены санкции, из-за чего был нанесен удар не только по развитию этих компаний, но и по экономике в целом. В-третьих, как раз появление «частных государственных компаний», приводящее к огосударствлению частного сектора экономики, будет большой проблемой, т.к. это будет причиной появления своеобразной монополии отдельных предприятий. К примеру, контрольным пакетом акций ПАО «Аэрофлот» владеет Росимущество, при этом Аэрофлот является доминирующей авиакомпанией с долей более 50 % на рынке, установив при этом свою монополию, что стало следствием подорожания цен на услуги авиакомпании. Выходит, что именно государство может значительно влиять на ценовую политику авиакомпании, а другие полностью частные авиакомпании не могу конкурировать с Аэрофлотом.
В заключение, стоит подчеркнуть, что антимонопольное регулирование имеет огромное значение для нашей страны, для этого существует своя нормативная правовая база и свои государственные органы. В целях реализации задач, заданных Конституцией РФ по построению правового государства, следует провести изменения в правовом регулировании антимонопольной деятельности, а также разграничить особенности деятельности «государственно-частных компаний» и частных хозяйствующих субъектов.