Удержание приставами суммы долга с пенсии
В данной статье речь пойдет о максимальном удержании денежных средств судебными приставами-исполнителями с пенсии должников, не имеющих иного источника дохода. Практика по данному вопросу сформирована и всем моим доверителям процент удержания был снижен.
И так, Федеральный законодатель, предусматривая в статье 99 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» возможность удержания из заработной платы и иных доходов должника и порядок исчисления размера такого удержания, в части 2 установил, что при исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных документов) с должника-гражданина может быть удержано не более 50% заработной платы и иных доходов.
Исходя из буквального прочтения приведенной нормы, она не содержит запрета на установление размера удержания в максимальном пределе.
Вместе с тем, при совершении исполнительных действий судебный пристав-исполнитель не вправе игнорировать принципы исполнительного производства, установленные статьей 4 поименованного Закона: законности, уважения чести и достоинства гражданина, неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи.
Поскольку положения части 2 статьи 99 Закона об исполнительном производстве предусматривают лишь максимально возможный размер удержания из заработной платы и иных доходов должника, судебный пристав-исполнитель вправе устанавливать такой размер удержания, который бы учитывал материальное положение должника. Следовательно, судебный пристав-исполнитель в данном случае обязан проверить материальное положение должника.
Изучением исполнительных производств зачастую устанавливается, что доверитель является получателем государственной пенсии по инвалидности: получает ежемесячную денежную выплату и федеральную социальную доплату.
При этом, судебным приставом-исполнителем при наличии информации о том, что данные начисления являются для гражданина единственным источником дохода, выносится постановление об обращении взыскания на пенсию и иные доходы должника в размере 50% ежемесячно, которое направляется для исполнения в Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда РФ по субъекту РФ.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно высказывал правовую позицию, согласно которой в случае, если пенсия является для должника-гражданина единственным источником существования, необходимость обеспечения баланса интересов кредитора и должника-гражданина требует защиты прав последнего путем сохранения для него и лиц, находящихся на его иждивении, необходимого уровня существования, с тем чтобы не оставить их за пределами социальной жизни. По смыслу частей 2 и 4 статьи 99 Закона об исполнительном производстве конкретный размер удержания из заработной платы и иных доходов должника при исполнении исполнительного документа подлежит исчислению с учетом всех обстоятельств дела, при неукоснительном соблюдении таких принципов исполнительного производства, как уважение чести и достоинства гражданина и неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи (постановление от 12 июля 2007 г. N 10-П и определения от 13 октября 2009 г. N 1325-О-О, от 15 июля 2010 г. N 1064-О-О, от 22 марта 2011 г. N 350-О-О, от 17 января 2012 г. N 14-О-О и от 24 июня 2014 г. N 1560-О).
Таким образом, при определении размера удержания из пенсии должника-гражданина, являющейся для него единственным источником существования, судебному приставу-исполнителю надлежит учитывать в числе прочего размер этой пенсии, чтобы обеспечить должнику и лицам, находящимся на его иждивении, условия, необходимые для их нормального существования, и реализацию его социально-экономических прав. При этом необходимо сочетание двух основополагающих положений - конституционного принципа исполняемости судебных решений и установления пределов возможного взыскания, не затрагивающего основное содержание прав должника, в частности, с тем чтобы сохранить должнику-гражданину необходимый уровень существования.
В большинстве случаев судебные приставы не исполняют процессуальную обязанность по установлению размера начисляемой должнику ежемесячной пенсии, не устанавливают материальное положение должника, не проверяют нахождении у должника на иждивении иных лиц, а ограничиваются поступившими к ним сведениями о наличии у должника пенсионных выплат, что свидетельствует о неправомерности установления удержаний из пенсии в максимально допустимом законом размере.
Между тем, если, например, должник является получателем ежемесячно пенсии по инвалидности и единовременной денежной выплаты по категории «инвалид III группы» на основании части 1 статьи 28.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», то в случае, когда суммарный размер пенсии по инвалидности и единовременной денежной выплаты не достигает размера прожиточного минимума, пенсионным фондом указанная сумма доплачивается ежемесячно в виде социальной доплаты.
Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, которая представляет собой систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Денежные выплаты, предусмотренные статьей 28.1 этого Закона, включаются в материальное обеспечение инвалидов и пенсией не являются несмотря на то, что ежемесячная денежная выплата устанавливается и выплачивается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации (преамбула, статьи 2 и 27, часть 5 статьи 28.1).
Порядок обращения взыскания на заработную плату и иные доходы должника-гражданина регламентирован главой 11 Закона об исполнительном производстве, включая статью 101, устанавливающую 17 видов доходов, на которые взыскание не может быть обращено, в том числе на ежемесячные денежные выплаты, начисляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельным категориям граждан (пункт 6 части 1).
Таким образом, федеральным законодателем установлен прямой запрет на обращение взыскания на социальные выплаты, следовательно, у судебного пристава-исполнителя отсутствуют правовые основания для вынесения постановления об обращении взыскания на пенсию и иные доходы должника.
Указанные положения отражены в Кассационном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 16.05.2018 № 16-КГ 18-10 о признании незаконным и отмене постановления судебного пристава-исполнителя об обращении взыскания на пенсию и иные доходы должника.
Процедура обжалования таких постановлений судебных приставов проста для каждого юриста и занимает не более 15 дней с момента обращения.
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить: