19 августа 1991 в Москве — картинка, ставшая реальностью
Танк на Воробьёвых горах в августе 1991. Фото взято с ресурса Яндекс. Картинки
Как это кому-то ни покажется странным, но эстетика происходящего и её влияние — вопрос крайне мало изученный в исторической науке. Множество мнений имеется о событиях, произошедших большей частью в Москве в августе 1991 года. Совершенно различные мнения о реальности намерений членов ГКЧП, о роли последнего генсека ЦК КПСС и первого президента СССР, о факторе вмешательства иностранных государств, о возможности существования нескольких заговоров одновременно и т. п. Обо всём этом много написано, но речь пойдёт не об этом.
Раз уж прозвучало слово эстетика, кто-то может подумать, что речь пойдёт о фильмах или книгах про "августовский путч", ну или о стихах, о музыке в конце концов. И поскольку особо впечатляющих шедевров на эту тему не припомнится, то... Но торопиться не нужно. Речь об эстетике, но вполне в духе ситуации.
Для начала один вопрос. Интересно, а кто первым обозначил ситуацию августа 1991 как военный переворот? Как люди догадались, что совершается вооружённый переворот, если по центральному телевидению зачем-то упорно крутили балет? Ответ на него довольно прост, хотя и не так очевиден. Людям много раз до этого на протяжении многих лет показывали как выглядит военный переворот. Причём с эпитетом фашистский переворот. А поскольку организовать полное молчание в медиа-пространстве членам Государственного комитета по чрезвычайному положению не удалось, уже 19 августа стали раздаваться голоса о государственном (как варианты военном, фашистском, вооружённом) перевороте или путче. Ну а после пресс-конференции ГКЧП в здании МИД СССР вспомнилось ещё и слово хунта. Второй вопрос: а кто на протяжении многих лет показывал советскому обывателю как выглядит тот самый переворот или путч? Советские телевидение и кинопрокат.
Сентябрьский 1973 года военный переворот в Чили. Фото взяты с ресурса Яндекс.
Президент Чили Сальвадор Альенде (в центре) во время обороны президентского дворца от путчистов
Самый раскрученный сюжет - военный переворот в Чили в 1973 году. Тогда и без художественного кино хватало одних документальных материалов. Недаром слова Чили и Пиночет почти стали именами нарицательными. Документальные фотографии и видеоматериалы транслировались через печатные и экранные СМИ довольно часто. Если ещё учесть, что в создании положительных и отрицательных образов соблюдалась довольно таки продуманная преемственность между событиями в Испании 1936 - 1939 годов и Латинской Америкой и другими горячими точками второй половины ХХ века, то эффект закрепления в социальной памяти вполне срабатывал.
Кадр из фильма "В Сантьяго идёт дождь". Фото взяты с ресурса Яндекс. Картинки
Москва, август 1991 года. Фото взяты с ресурса Яндекс. Картинки
"Ночь над Чили"
"Падение Кондора"
Москва, август 1991 года. Фото взяты с ресурса Яндекс. Картинки
Ну и, конечно же, художественные сюжеты. Кроме собственно чилийской темы - фильмы "Ночь над Чили" (СССР), "В Сантьяго идёт дождь" (Франция, Болгария), "Певец" (ГДР) и другие, тема государственного переворота, совершаемого военными, в советском кинопрокате и телевизионном вещании была широко представлена реальными и придуманными, но похожими на реальные, сюжетами. Автор не ручается, что помнит все кино и телевизионные фильмы на эту тему, показывавшиеся в 1970 - 1980-х годах. Читатель сам может дополнить список. Причём на экранах шли как советские, так и иностранные картины: "Последний выстрел" (Италия), "Саламандра" (Италия), "Август без императора" (Япония), "ТАСС уполномочен заявить" (СССР), "Падение Кондора" (СССР), "Документ Р" (СССР). Даже детское кино не избежало путчистских сюжетов, пример тому - "Волшебный голос Джельсамино" по мотивам книги знаменитого итальянского писателя Джанни Родари. Поэтому советским людям не надо было объявлять о совершении военного переворота, пейзаж за окном сам должен был навести на эту мысль, даже если по телевизору вполне нейтральный балет. Основные составляющие этой картинки: танки и другая военная техника на улицах, вооружённые патрули людей в форме, баррикады как символ сопротивления - символ потому, что все эти нагромождения всего, что под руку попалось, вряд ли смогли бы выдержать даже что-то отдалённо напоминающее уличные бои.
Ельцин Б.Н. на танке. Очень гармоничное продолжение Ленина В.И. на броневике и Сальвадора Альенде с автоматом в коридорах президентского дворца. Фото взято с ресурса Яндекс. Картинки
Другая, популярная картинка в СССР - Ленин на броневике. Не важно, такой сюжет сложился всего лишь на несколько минут всего один раз. С тех пор вождь на какой-нибудь броне в сопровождении вооружённых оглядывающихся по сторонам людей - это весьма популярный сюжет, можно даже и без брони. Главное, чтобы вокруг вождя создавалась этакая оборонная активность - люди в штатском, но с оружием и шарящими по периметру глазами. Это уже куда более обширная и продолжительная традиция, чем танки и автоматчики на улицах.
Статья опубликована на моём канале "Мир глазами историка" на площадке Яндекс. Дзен под заголовком "19 августа 1991 в Москве — картинка, ставшая реальностью".