Юридическая безопасность онлайн бизнеса

140 просмотров
49 дочитываний
0 комментариев

Юридическая безопасность онлайн бизнеса

При запуске интернет-магазина или сайта с информацией об услугах или товарах необходимо не забывать о юридической составляющей. Разберем, какие документы должны присутствовать.

Корректно составленные и размещенные документы помогают избежать штрафов и гражданских исков, а также помогут владельцу сайта отстоять свои права в суде в случае их нарушения.

Политика в отношении обработки персональных данных (ПД)

Пункт 2 ст. 18.1. Федерального закона 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "О персональных данных"

Оператор обязан опубликовать или иным образом обеспечить неограниченный доступ к документу, определяющему его политику в отношении обработки персональных данных, к сведениям о реализуемых требованиях к защите персональных данных. Оператор, осуществляющий сбор персональных данных с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, обязан опубликовать в соответствующей информационно-телекоммуникационной сети документ, определяющий его политику в отношении обработки персональных данных, и сведения о реализуемых требованиях к защите персональных данных, а также обеспечить возможность доступа к указанному документу с использованием средств соответствующей информационно-телекоммуникационной сети.

Этот документ также можно назвать “политикой конфиденциальности” или “пользовательским соглашением”.

Политика в отношении обработки ПД - это документ, который содержит в себе наименование Оператора обработки ПД, цели обработки, действия с ПД, срок обработки, контакты ответственного лица и иное (см. 152-ФЗ и рекомендации РКН).

Политика обязательно должна быть размещена на сайте, если на нем есть хоть одна форма сбора контактов, форма регистрации в личном кабинете или форма обратной связи.

Как правило, Политику размещают в футере сайта, но можно и в любом ином месте. Главное, чтобы у пользователей был свободный доступ к документу.

Отсутствие Политики: п. 3 ст. 13.11. КоАП:

Для физ лиц – 1500 до 3000 руб;

Для должностных лиц - от 6000 до 12000 руб;

Для ИП – от 10000 до 20000 руб;

Для юр лиц – от 30000 до 60000 руб.

Согласие на обработку ПД

Неотъемлемо связано с Политикой. Под согласием можно понимать как действие, так и документ.

П. 1 ст. 9 ФЗ-152:

Согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме.

Ключевое в этом то, что оператор обязан суметь подтвердить тот факт, что пользователь выразил согласие.

Формулировка рядом с галочкой “Ознакомлен с политикой” не подходит, так как есть необходимость именно в факте выражения согласия.

Ответственность за отсутствие согласия: п. 2 ст. 13.11. КоАП*:

Для физических лиц – от 6000 до 10000 руб.;

Для должностных лиц – от 20000 до 40000 руб;

Для юридических лиц – от 30000 до 150000 руб.

Ответственность за повторное нарушение:

Для физических лиц – от 10000 до 20000 руб.;

Для должностных лиц – от 40000 до 100000 руб;

Для юридических лиц – от 300000 до 500000 руб.

Согласие должно быть расположено около каждой формы сбора персональных данных.

Согласие на сбор файлов cookie

Согласие на сбор данных через сервисы Google Analytics и Яндекс. Метрика

Чем такое Согласие в корне отличает от простого согласия на обработку ПД?

Собирать файлы cookie, а также данные через сервисы ЯМ и ГА сайт начинает, как правило, сразу после того как пользователь заходит на сайт. То есть поведение пользователя и данные о нем начинают обрабатываться еще до того как он сам их ввел в форму обратной связи и выразил согласие на их обработку, что в результате толкуется как “обработка ПД без согласия пользователя” и является нарушением.

Согласие на получение рекламы

Очень многие считают, что согласие на обработку ПД то же самое, что и согласие на рассылку. Это не так.

Вопросы рекламы в РФ контролирует ФАС, согласие на рекламу предусмотрено п.1. ст. 18 ФЗ-38 от 13.03.2006.

Распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено.

.

Ответственность за рассылку рекламных сообщений без согласия: п. 1 ст. 14.3. КоАП:

Для физ лиц - от 2000 до 2500 руб;

Для должностных лиц – от 4000 до 20000 руб;

Для юридических лиц – от 100000 до 500000 руб

Условия оказания услуг / Правила / Оферта / Пользовательское соглашение / Договор

Указанные в настоящем пункте документы - это документы, создающие правила и уменьшающие риски. Это может быть единый документ или совокупность документов, которые регулируют дистанционную розничную куплю-продажу товаров/ услуг, оплату, возврат денежных средств, доставку, формирование и изменение цены, а также иные важные условия.

Название документа должно так или иначе отражать содержание, но по большей части оно не имеет значения.

Правила Программы лояльности / Конкурсов / Акций

Грамотно прописанные правила лояльности или акции помогают избежать претензий со стороны участников. В таких правилах обязательно должны быть сроки действия различных скидок, условия их получения, условия и порядок обмена онлайн-бонусов или получение каких-либо подарков.

Если документ сформулирован как Оферта, необходимо грамотно сформулировать момент акцепта оферты, как правило, это момент оплаты, может быть момент проставления галочки (как с согласием). В случае возникновения спора необходимо суметь доказать факт акцепта оферты, поэтому это никак это не может быть “момент ознакомления с Офертой”, т.к. факт ознакомления нереально доказать, а вот момент проставления галочки и момент оплаты - однозначный факт, который несложно подтвердить.

Зачем нужны эти документы, если по закону они не обязательны и можно апеллировать к ГК РФ?

Подобные моменты регулируются ГК РФ, Законом о защите прав потребителей и иными нормативно правовыми актами, но если они урегулированы продавцом и размещены в интернет-магазине, то в первую очередь при разрешении спора будут руководствоваться документами, размещенными на сайте, которые были доступны пользователю при совершении определенных действий, например таких как оформление покупки.

В таких документах можно предусмотреть различные риски, которые могут возникнуть на сайте, например если слетит цена у какого-то товара и вместо 50 000 он вдруг станет доступен за 5 000 и вы захотите отказать покупателю в покупке по указанной цене.

Если вы хотите проверить уже имеющиеся у вас документы, описанные в этой статье, или подготовить их с нуля для вашей компании, сообщите мне в личном сообщении.

Ваш рейтинг должен быть не менее 500 для оценки публикации
2 / 0
нет

Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:

C Уважением, юрист Юрчевский Сергей Валерьевич
Поделиться в социальных сетях:
Показать комментарии (0)
Поделиться в социальных сетях:
+1428
Новое
Интересное Добавить +1
Поделиться

Читайте также

Мы используем файлы cookie. Продолжив работу с сайтом, вы соглашаетесь с Политикой обработки персональных данных и Правилами пользования сайтом.