Что меняется в порядке возмещения по ОСАГО?
С 20 сентября вступили в силу новые указания ЦБ касательно возмещения, производимого страховыми компаниями по ОСАГО. И нет, речь не о надоевшей всем новости про отмену техосмотра.
Речь идёт о Положении Банка России от 04.03.2021 N 755-П, которое утверждает новую методику. Разберём несколько нюансов, о которых стоит знать.
1. В лучшую сторону меняется учёт цен
Согласно действовавшей ранее методике, учитываемые цены зависели от границ региональных товарных рынков. Вся Россия была разделена на 13 условных регионов, где устанавливались «средние по больнице» цены на запчасти, материалы и нормо-часы работы.
При этом в один условный регион могло входить несколько регионов, где цены по факту разительно отличались — например, Москва и Брянская область. И получалось так, что учитываемая цена могла быть слишком большой или слишком маленькой по сравнению с реальным положением дел.
Теперь в каждом регионе будут утверждать свой справочник цен не реже чем раз в три месяца (а не раз в полгода, как сейчас). Перед утверждением каждый справочник будет проходить обсуждение в союзе страховщиков на предмет адекватности отражаемых цен.
Суммы возмещения станут более точными и приближёнными к реальности — как при направлении на ремонт, так и при прямой денежной выплате.
2 Износ учтут по-другому
Ранее страховые активно пользовались тем, что для агрегатов б/у автомобилей можно насчитать большой износ, чем занизить стоимость ремонта. Автомобилист вынужден был самостоятельно доказывать, что стоимость была занижена.
Теперь появилось положение о том, что учитываемый износ большинства деталей не может превышать 50%. Некоторые части автомобиля могут иметь ещё меньший предельный износ (например, кузов — даже если он старый, но нет коррозии, то нельзя указать его износ выше определённых значений).
Износ свыше 50% может учитываться для деталей, ранее уже ремонтировавшихся с нарушением технологии — но это страховой ещё надо доказать.
3. Утрату товарной стоимости тоже надо возмещать
В 2017 году Верховный Суд (п. 37 Постановления Пленума от 26.12.2017 N 58) постановил, что страховая должна возмещать не только стоимость ремонта и запасных частей, но и утрату товарной стоимости (уменьшение рыночной стоимости автомобиля в результате ДТП и ремонта).
Однако предыдущая версия методики такого пункта не содержала, поэтому страховые как могли уклонялись от возмещения утраты товарной стоимости. Автовладельцам приходилось доказывать своё право в суде.
Новая методика прямо содержит такое указание — утрата товарной стоимости подлежит возмещению как в случае прямой денежной выплаты, так и в случае организации ремонта. Но в пределах страховой суммы.