Максим Терентьев
Максим ТерентьевПодписчиков: 68
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг6688

Холодное лето 53-го. Фильм.

104 просмотрa
20 дочитываний
0 комментариев
Эта публикация уже заработала 1,15 рублей за дочитывания
Зарабатывать

«Холо́дное ле́то пятьдеся́т тре́тьего…» — криминальная драма 1987 года. В этом фильме сыграл свою последнюю роль в кино Анатолий Папанов.

В 1989 году был удостоен Государственной премии СССР и премии «Ника» как лучший игровой фильм. Драма «Холодное лето пятьдесят третьего…» заняла второе место по результатам проката 1988 года — по количеству зрителей её обошла «Маленькая Вера».

Интересные факты о фильме.

  • Причина по которой фильм имеет такое название
  • Почему органы Внутренних дел не хотели выделять консультанта для съёмок фильма

Сюжет

Действие фильма происходит летом 1953 года, вскоре после ареста Лаврентия Павловича Берии, выведения его из состава ЦК КПСС и издания секретного циркуляра 2-го Главного управления МВД СССР, которым предписывалось повсеместное изъятие любых художественных изображений Л. П. Берии, что также нашло отражение в фильме. 27 марта 1953 года, через три недели после смерти И. В. Сталина, Президиум Верховного Совета СССР принимает Указ «Об амнистии». Из лагерей освобождают десятки тысяч уголовников. В стране резко вырастает уровень преступности.

В глухой деревне на Русском Севере влачат существование двое политических ссыльных: интеллигентный Копалыч и замкнутый Лузга. Между ними конфликт из-за того что Лузга отказывается от работы, и Копалыч вынужден тянуть двойную нагрузку и все равно местные жители собираются лишить Лузгу пропитания. Из местных с Лузгой не сторонится общаться только Шура, дочь немой Лидии, кухарки капитана рейда Фадеича..

Интересные факты о фильме.

В 1986 году режиссёру Александру Прошкину предложили снять фильм по сценарию драматурга Эдуарда Дубровского «Танец подёнок». Главным героем был политический заключённый, живущий на поселении в деревне, куда ворвались ограбившие поезд бандиты. События фильма происходили в 1955-м году, но режиссёр перенёс события в 1953 год, когда произошла одна из самых масштабных в СССР амнистий.

Исторический контекст

После смерти Сталина был подписан указ об амнистии. Де-юре амнистия 1953 года касалась тех, кто был осуждён за незначительные преступления (на срок до пяти лет), а также беременных женщин, инвалидов и престарелых граждан. Однако на практике было освобождено большое число и других категорий осуждённых. Так, например, из лагерей системы Дальстрой предполагалось освободить осуждённых: за хищение личной собственности граждан — 14 617 человек, за хищение социалистической собственности — 10 402, за разбой — 1 047, за хулиганство — 2 673, за должностные и хозяйственные преступления — 1 745, за спекуляцию — 1 007, за имущественные преступления — 855, за незаконное хранение оружия — 545, воров-рецидивистов — 485, за воинские преступления — 2 326, за нарушение требований закона о паспортизации — 252 и за другие — 3 951, то есть всего 39 905 человек. В результате на волю вышло более миллиона человек, среди которых были матёрые преступники и уже сложившиеся банды. Началось то самое «холодное лето пятьдесят третьего» — разгул преступности по всей стране…

Режиссёр Александр Прошкин был в то время школьником и хорошо помнил, как к ним в классы пошёл поток из детских колоний. Проучились они недолго — через полгода почти все снова оказались за решеткой.

Киностудия направила сценарий в МВД, чтобы министерство выделило консультантов будущего фильма. Оттуда ответили, что роль милиции в сюжете настолько мала, что давать консультанта они считают нецелесообразным. И добавили, что сценарий перегружен сценами жестокости, и это может негативно повлиять на зрителей… Когда работа уже началась — в МВД пересмотрели своё решение, и отправили сотрудников на съёмочную площадку. К этому моменту режиссёр уже нашел криминалиста, который в 50-х лично ловил устранял последствия этой амнистии, и под его руководством актёры готовились к роли.

На роль Лузги режиссёр сразу пригласил Валерия Приёмыхова — за полгода до съёмок они познакомились на отдыхе и очень хотели поработать вместе. Приёмыхов загорелся ролью! По сценарию Лузга в прошлом был учёным-археологом, но актёр сразу сказал, что человек такой профессии не сможет сражаться с уголовниками, он должен быть офицером! Роль переписали, и его герой стал капитаном полковой разведки, который получил срок за то, что был в плену. Приёмыхов считал, что ни при каких условиях человек не должен терять офицерскую честь, и именно это он должен передать через Лузгу. Он настолько вжился в роль, что во время съёмок местные жители подходили к нему и спрашивали: «Ты, часом, не учился… не работал… не отдыхал… не сидел…» — всем казалось, что он простой мужик, которого они где-то видели.

На роль осуждённого за шпионаж Копалыча — инженера Старобогатова — режиссёр пробовал Георгия Юматова, Геннадия Гарбука и Вацлава Дворжецкого, который дважды отсидел за участие в антисоветском молодежном кружке. Как ни странно — это Дворжецкому только мешало, внутренне он противился возвращению к тюремной теме. С пьющим Юматовым было сложно, Гарбук отказался и тогда появилась кандидатура Анатолия Папанова. В театре актёра не хотели отпускать — он много играл, преподавал в ГИТИСе, но он настаивал: «Меня эта тема очень волнует — я в ней многое могу сказать…»

Папанову довелось в юности провести несколько суток в Бутырке. На заводе, где он работал литейщиком, кто-то украл детали, а «замели» поначалу всю бригаду. Актёр прочувствовал эту несвободу и потом долго боялся, что за ним могут прийти, даже если он ни в чём не виновен…

Режиссёр хотел подчеркнуть, что в банды сбивались очень разные люди. История каждого должна была читаться по лицу, и на роли бандитов он утвердил разноплановых актёров. «Вора в законе» сыграл Владимир Головин — в середине 80-х он был одним из самых популярных актёров «отрицательного обаяния». Популярный с времён «Неуловимых мстителей» Виктор Косых снялся в роли «шестерки» Баклана. Насильника Витька играл начинающий актёр Сергей Власов — в будущем роли преступников займут большую часть его фильмографии. Бандита Крюка сыграл актёр киевского театра Алексей Колесник — его герой был бывшим военным, а стал самым жестоким членом банды…

Актёры вспоминали, что прямо в гриме ездили обедать в столовую леспромхоза, и когда они входили — очередь моментально рассасывалась. После выхода «Холодного лета пятьдесят третьего» им неоднократно приходилось выступать перед заключёнными, и везде слышали однозначное: «Наши люди!».

Натуру снимали в глухой карельской деревне Руга, полуостровом уходящей в большое озеро. Уже неделю шла работа и никаких неожиданностей столь уединённом месте не предвиделось, но тут по окрестным деревням пронёсся слух, что на съёмки приехал Анатолий Папанов. На следующий же день полуостров со всех сторон начали с рёвом окружать моторки! Оказалось, это бабушки-дедушки привезли своих внуков на встречу с «дядей Волком» — Анатолий Папанов озвучивал этого героя в мультфильме «Ну, погоди!». Администраторы пытались разогнать толпу, но актёр вмешался, попросил всех рассадить и несколько часов общался с детьми и взрослыми.

Во время съёмок Анатолий Папанов отпросился на несколько дней в Москву — у его студентов начинался новый учебный год и надо было утрясти некоторые вопросы. По приезду домой он обнаружил, что отключили горячую воду, но все-таки решил принять холодный душ. Ледяная вода спровоцировала сердечный приступ, и актёр скончался. Это было огромным потрясением для всех. Режиссёр говорил, что долго не мог избавиться от ощущения, что на актёре сказалась судьба Копалыча.

В дань памяти он вставил в конец фильма повтор сцены Анатолия Папанова, в которой он говорит: «Об одном жалею — годы. Так хочется пожить по-человечески. И работать…» — и сказал, что это был его последний кадр. Озвучивал Копалыча актёр Игорь Ефимов.

Режиссёра очень просили снять продолжение «Холодного лета пятьдесят третьего…», но он считал, что тема себя исчерпала. Лишь однажды они с Валерием Приёмыховым решили попробовать вернуться к образу Басаргина — вписать его в экранизацию рассказа Варлаама Шаламова о восстании заключённых в Магадане. Но оказалось, что права на экранизацию уже куплены, и идею оставили.

В финальной сцене звучит инструментальная обработка песни «Эпитафия» британской группы King Crimson, которую специально для фильма сделал композитор Владимир Мартынов.

Фильм. Тот фильм, который стоит посмотреть!

Буду признателен, если оцените публикацию.

Источники:https://ru.wikipedia.org/wiki/Холодное_лето_пятьдесят_третьего…; https://www.domkino.tv/news/12624

Понравилась публикация?
1 / 0
нет
Подписаться
Донаты ₽
Ковригина Светлана Витальевна
Подписчиков 17372
сегодня, 09:38
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг12.5М
О том, как мошенники хотели украсть у моего соседа деньги, представившись сотрудниками ФНС.
Подробнее
Неинтересно
0
1
Тамбиев Рустам Анзорович
Подписчиков 1
вчера, 22:34
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг2370
Подробнее
Неинтересно
02:05
Поделитесь этим видео
0
0
Разина Дарья Алексеевна
Подписчиков 44595
вчера, 13:13
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг16.2М
Алименты - это средства для содержания несовершеннолетнего ребенкаЗдравствуйте, мои дорогие читатели!
Подробнее
Неинтересно
0
254
Валерий Ш
Подписчиков 26620
вчера, 13:21
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг41.3М
А как лихо, бесстрашно и весело всё начиналось! Сразу после чудовищного теракта ...
Подробнее
Неинтересно
05:39
Поделитесь этим видео
-4
124
Александр
Подписчиков 8684
вчера, 13:01
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг11.3М
Бедарева Таня моя бывшая ученица Троицкой основной школы.Жила девчонка. Радовалась ...
Подробнее
Неинтересно
0
51
Калмантаева Анна Николаевна
Подписчиков 15163
вчера, 13:00
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг18.4М
Здравствуйте, уважаемые читатели, подписчики и гости юридического сайта!!!!ВступлениеНеобычный ...
Подробнее
Неинтересно
0
57