Сто пять часов под водой.
Разгадать тайну морских крушений, найти затонувшее судно - мечта любого дайвера. Ветеран пресс-службы воронежского главка Олег Шабуня смог воплотить её дважды. Один корабль он вместе с единомышленниками отыскал в «Воронежском море» больше 10 лет назад, второй - три года назад на Ладоге. О последнем снял фильм «Озеро. Бухта. Пароход», который стал призёром Всероссийского национального фестиваля морского документального кино «Виват, Россия!».
ДВОЙНОЕ ДНО
Майор внутренней службы в отставке больше четверти века служил в пресс-службе ГУ МВД России по Воронежской области, снимая в качестве оператора сюжеты о «дне» региона - его криминальной жизни. А в свободное время погружался совсем на другое дно - Красного, Чёрного, Южно-Китайского, Баренцева, Охотского, Карибского морей, Атлантического и Тихого океанов, озёр Иссык-Куль и Байкал. И всегда с камерой. По результатам подводных путешествий Олег Шабуня создавал фильмы, которые периодически становились победителями фестивалей. В 2010 году, например, его работу о Байкале отметили дипломом IХ Международного кинофестиваля «Золотой дельфин».
Олег Шабуня - человек глубокий и скрытный, как и положено настоящему дайверу. Мало кто знает, что он воин-интернационалист, прошедший Анголу. За его плечами и командировки в горячие точки Северного Кавказа - он награждён медалью «За отвагу». Многие знакомые Олега не в курсе, что он пишет стихи и рассказы - выпустил уже три книги.
При любом удобном случае Шабуня не прочь «смыться». В редкий выходной его можно застать дома - ныряет почти круглый год. Гидрокостюм и ласты - любимая форма одежды - всегда наготове. Олег утверждает, что лучшая пора для погружений в «Воронежское море» - ноябрь: вода чистая и прозрачная.
В 80-х годах Шабуня служил на Северном флоте боевым пловцом, где получил травму, которая надолго отбила охоту нырять.
Дайвингом увлёкся лет 20 назад. Тогда, будучи оператором ведомственной пресс-службы, он снимал сюжет о том, как воронежские водолазы поднимали машину, ушедшую под лёд в районе Чернавской дамбы. Водолазы приняли Шабуню в свой клуб, почувствовав «своего», и с тех пор он с ними неразлейвода.
ПЕРВЫЕ НАХОДКИ
Амуниция для дайвера - дело затратное, поэтому даже самое необходимое появлялось не сразу. К примеру, подводный компьютер Олег Шабуня приобрёл лишь семь лет назад. Приспособление надевают на руку, и оно фиксирует время, проведённое под водой, количество погружений и другие показатели. За семь лет под водой Олег провёл 105 часов и совершил 239 дайвов (погружений).
Работать ныряльщику приходится почти в полной темноте. И при этом постоянно следить за показаниями приборов. Погружение и всплытие с глубины, скажем, в полсотни метров - целая наука. Главное - делать это плавно, чтобы не пострадать от перепада давления.
Первая значительная находка, которая порадовала Олега, случилась 17 лет назад.
-Возле села Карачун Рамонского района в реке Воронеж мы отыскали удивительную керамическую утварь. Носили её потом на кафедру археологии исторического факультета госуниверситета, где определили: это керамика времен ХVII века, - рассказывает Олег.
А на свой первый корабль Шабуня наткнулся вместе с товарищами в октябре 2009 года недалеко от берега на глубине от 8 до 14 метров. Ныряльщики по доброй традиции очищали от мусора дно водохранилища. Один из дайверов, Владимир Врагов, увидев шпиль для наматывания якоря, решил, что это старинный причал. Когда подобрался поближе, оказалось - настоящий корабль.
-Было ощущение, будто мы очутились в машине времени, - вспоминает Шабуня.
Длина судна - 14 метров. Корабль был сильно повреждён. Целыми остались только часть борта и кормы. Элементы судового набора и оснастки позволили предположить, что какие-то части корабля относятся к Петровской эпохе.
В планах Олега - снять фильм о Воронежском водохранилище.
-То, что хранится там под толщей воды, сильно удивит горожан, - уверен он. - После того как воронежская промышленность пошла на спад, водохранилище стало значительно чище, но находки там случаются порой самые экзотические: от радиаторов отопления до бутылок на любой вкус.
БОЕВАЯ ПОТЕРЯ
В 2017 году дайверы орловского клуба «Диво» с коллегами из Воронежа начали поисковую операцию на Карском море, чтобы отыскать следы пропавшей полярной экспедиции. Она исчезла в 1913 году, предположительно, в районе архипелага Плавниковых островов. Возглавлявший её житель Орла Владимир Русанов - прототип каверинского капитана Татаринова. Он первым попытался пройти по маршруту Cеверного морского пути, открыл на архипелаге Шпицберген и закрепил за Россией большие месторождения каменного угля. Дайверы мечтали отыскать фрагменты экспедиционного судна «Геркулес», по которым можно было бы его идентифицировать. Поиски экспедиции Русанова пока так и остались в планах, но помогли обнаружить другое судно…
Перед тем как отправиться на Карское море, дайверы решили протестировать оборудование. Ладожское озеро вполне подходило для тренировочных погружений - температура воды, видимость приблизительно похожи. Стали проверять гидролокатор бокового обзора, и тот вдруг указал на объект, о котором никто не знал.
-Сперва предположили, это пароход, принадлежавший Валаамскому монастырю, который назывался «Сергий». Но потом выяснилось, его затопили в Монастырской бухте, а то, что нашли, - погибший при бомбардировке сорокового года «Валамон Луастари», - рассказывает Олег.
Во время советско-финской войны 1939-1940 годов корабль мобилизовали в состав транспортного отряда финской военной флотилии. А 22 января 1940-го в результате авианалёта советских бомбардировщиков СБ-2 из состава 41-й эскадрильи Ладожской флотилии «Валамон Луастари» был затоплен в Никоновской бухте на глубине 7-9 м. Это единственная на Ладожском озере боевая потеря флотов с обеих сторон. Никто из экипажа не погиб, из корабельного имущества удалось спасти только бортовой журнал.
-Корабль 80 лет лежал на дне, и никто о нём ничего не знал! - удивляется дайвер.
Экспедиция по более детальному изучению найденного судна состоялась в июле 2019 года.
-Вода там около пяти градусов - обычная температура северного озера. Она коньячного цвета, поэтому видимость - максимум 5-7 м. Основную съёмку сделали в первое погружение. Мы проплывали мимо камбуза, видели кастрюли. Нашли навигационные фонари. Стёкла на них были запёкшиеся от высокой температуры - на корабль сбросили три бомбы и он горел, - делится Шабуня.
Экс-сотрудник пресс-службы воронежского главка раскрывает тайны морских катастроф.
На дне Ладоги покоится много находок - именно через это озеро во время Второй мировой проходила «Дорога жизни». Благодаря дайверам удалось воссоздать ещё одну страницу истории.
-Корабль поднимать, конечно, никто не будет, но исследовать - непременно. Для других дайверов наше открытие - безусловный подарок, - уверен Олег.
НА ГОЛОМ ЭНТУЗИАЗМЕ
Олег Шабуня создал фильм о втором найденном корабле. В 2019 году его отметили на X Всероссийском национальном фестивале морского документального кино «Виват, Россия!» и показали на канале «Океан ТВ».
Проект делался исключительно на свои средства. Помогала лишь супруга - профессиональный журналист Галина Дистерло. В фильме звучит её голос. Она давала мужу советы, писала закадровый текст.
-Профессиональное документальное кино, особенно в регионах, сегодня практически не развито. Этот вид искусства не финансируется, а если вдруг выделяются средства, то правила игры начинают диктовать люди, далёкие от кинематографа. Но есть и хорошие моменты. Фильм без бюджета даёт свободу и независимость. Можно сказать, что это возможность реанимировать авторское кино, - считает автор.
Олег Шабуня надеется, что он создаст ещё не один фильм. Ведь найти затонувший корабль Русанова пока не удалось. Не снята картина и о «Воронежском море». Так что впереди много интересного…
Понравилась публикация?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты