














Краткое содержание :
В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на всей территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в 2021 проводятся различные мероприятия по уменьшению случаев заражения граждан этой инфекцией.
К таким мероприятиям относится проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) во всех регионах Российской Федерации.
Что делать, если работодатель на основании статьи 76 Трудового кодекса РФ отстранил от работы работника без выплаты заработной платы за отказ сделать профилактическую прививку против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) ?
Если работодатель на основании статьи 76 Трудового кодекса РФ отстранил своим приказом от работы работника без выплаты ему заработной платы за отказ сделать профилактическую прививку против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), то в первую очередь работодатель должен быть уверен, что он этим не нарушил трудовые права работника.
Если в дальнейшем выяснится, что работодатель таким приказом грубо нарушил трудовые права работника, то в этом случае:
-суд по иску работника взыщет с работодателя за весь период отстранения от работы среднюю заработную плату, проценты на эту сумму (статья 236 ТК РФ), сумму за моральный вред (статья 237 ТК РФ) и судебные издержки истца (статья 94 ГПК РФ);
-работодателя (юридическое лицо, руководителя организации, индивидуального предпринимателя) в этом случае могут привлечь также к административной ответственности на основании статьи 5.27 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях».
Статья 5.27. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права1. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3, 4 и 6 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса,-
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
2. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение,-
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.
Да, работодатель может это сделать в следующих случаях.
1) Если работник сделает эту профилактическую прививку.
2) Если работник предоставит документ о наличии у него противопоказаний в отношении этой профилактической прививки.
3) Если надобность в таких профилактических прививках отпадет.
Да, работодатель может это сделать, если он не боится привлечение его к административной ответственности за это на основании части 2 статьи 6.3 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях».
Статья 6.3. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения
(в ред. Федеральных законов от 28.12.2009 N 380-ФЗ, от 18.07.2011 N 237-ФЗ)1. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий,-
(в ред. Федеральных законов от 28.12.2009 N 380-ФЗ, от 18.07.2011 N 237-ФЗ)
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
2. Те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий-
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
(часть 2 введена Федеральным законом от 01.04.2020 N 99-ФЗ)
Такого основания для увольнения работника на данный период в Трудовом кодексе РФ нет. Но если отстраненный от работы работник будет «отдыхать» дома пусть и без заработной платы месяц, два и т.д., то зачем такой работник нужен работодателю?
Для решения этого вопроса в Трудовом кодексе РФ имеются нужные основания, например, п.2 части первой статьи 81 Трудового кодекса РФ.
Статья 81. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
Трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях:
2) сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя;
Отстранение работника от работы работодателем на основании статьи 76 Трудового кодекса РФ за отказ сделать профилактическую прививку против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) не является запретом для сокращения этого работника на основании п.2 части первой статьи 81 Трудового кодекса РФ с соблюдением статей 180, 179, 178, 318, 84.1 Трудового кодекса РФ.
Есть и другие статьи в Трудовом кодексе РФ для такого случая.
Работник в этом случае вправе.
1 Сделать профилактическую прививку против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и предоставить работодателю соответствующее доказательство;
2 Предоставить работодателю документ о наличии у него противопоказаний в отношении этой профилактической прививки;
3 Уволиться с работы по собственному желанию (статья 80 ТК РФ) или по соглашению сторон (статья 78 ТК РФ);
4 Найти другую работу, где не требуется в обязательном порядке делать эту профилактическую прививку против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), и работать по трудовому договору о внешнем совместительстве (статья 60.1 ТК РФ);
5 Выяснить основательно с помощью юриста или адвоката законность и обоснованность отстранения его от работы без выплаты заработной платы на основании статьи 76 Трудового кодекса РФ за отказ сделать профилактическую прививку против новой коронавирусной инфекции (COVID-19);
6 При наличии оснований обратиться в суд с иском:
1) о признании приказа об отстранении его от работы без выплаты заработной платы на основании статьи 76 Трудового кодекса РФ за отказ сделать профилактическую прививку против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) незаконным;
2) о взыскании с работодателя за весь период отстранения его от работы без выплаты заработной платы средний размер заработной платы с процентами;
3) о взыскании с работодателя сумму за моральный вред;
4) о взыскании с работодателя своих судебных издержек.
7 Если суд такой иск работника удовлетворит хотя бы частично, то обратиться с заявлением в прокуратуру и в государственную инспекцию труда о привлечении работодателя к административной ответственности на основании статьи 5.27 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях».
К этим нормативным актам на данный период в первую очередь относятся следующие нормативные акты.
1 Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
2 Федеральный закон от 17.09.1998 N 157-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней».
3 Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
4 Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.03.2014 N 125 н (ред. от 03.02.2021) «Об утверждении национального календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям».
5 Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 мая 2020 г. № 15 (в ред. Постановлений Главного государственного санитарного врача РФ от 13.11.2020 № 35, от 11.10.2021 № 25, от 09.11.2021 № 29) «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)"
6 Постановления главных государственных санитарных врачей по Регионам Российской Федерации "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям".
7 Трудовой кодекс РФ (статья 76).
Таким Законом является Федеральный закон от 17.09.1998 N 157-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», в статье 5 которого сказано.
Статья 5. Права и обязанности граждан при осуществлении иммунопрофилактики1. Граждане при осуществлении иммунопрофилактики имеют право на:
получение от медицинских работников полной и объективной информации о необходимости профилактических прививок, последствиях отказа от них, возможных поствакцинальных осложнениях;
выбор медицинской организации или индивидуального предпринимателя, осуществляющего медицинскую деятельность;
бесплатные профилактические прививки, включенные в национальный календарь профилактических прививок и календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, в медицинских организациях независимо от организационно-правовой формы, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в соответствии с законодательством об обязательном медицинском страховании;
(в ред. Федеральных законов от 25.11.2013 N 317-ФЗ, от 02.07.2021 N 316-ФЗ)
медицинский осмотр и при необходимости медицинское обследование перед профилактическими прививками, получение медицинской помощи в медицинских организациях при возникновении поствакцинальных осложнений в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;
(в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ)
абзац утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;
социальную поддержку при возникновении поствакцинальных осложнений;
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
отказ от профилактических прививок.
2. Отсутствие профилактических прививок влечет:
запрет для граждан на выезд в страны, пребывание в которых в соответствии с международными медико-санитарными правилами либо международными договорами Российской Федерации требует конкретных профилактических прививок;
временный отказ в приеме граждан в образовательные организации и оздоровительные учреждения в случае возникновения массовых инфекционных заболеваний или при угрозе возникновения эпидемий;
(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)
3. При осуществлении иммунопрофилактики граждане обязаны:
выполнять предписания медицинских работников;
в письменной форме подтверждать отказ от профилактических прививок.
По вопросу отказа работодателем гражданину в приеме на работу при наличии свободной вакансии, можно ознакомитьсяздесь
г.Петрозаводк
23.11.2021
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить: