Ветеран БД
Ветеран БДПодписчиков: 3149
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг4.3М

Кино в годы Великой Отечественной войны...

43 просмотрa
15 дочитываний
0 комментариев
Эта публикация уже заработала 0,75 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Кино в годы Великой Отечественной войны, как и все сферы искусства в СССР, приобрело ярко выраженную военную окраску. Несмотря на тяжелый период для страны, кинопроизводство не было остановлено. В сентябре 1941 года, когда немцы наступали в сторону Москвы, все киностудии по решению правительства были эвакуированы в Среднюю Азию. В Алма-Ате была размещена вновь организованная Центральная объединенная киностудия художественных фильмов, вобравшая в свой коллектив многих ведущих мастеров киноискусства Москвы и Ленинграда. Часть киноработников московских студий переехала в Ташкент, Тбилиси и Баку. В Сталинграде на базе местной киностудии стал работать коллектив «Союздетфильма». В Ашхабад были направлены работники Киевской киностудии.

Тогда же 950 сотрудников Мосфильма, отказавшись от эвакуации, ушли добровольцами в дивизии народного ополчения и в Особую 3-ю Московскую Коммунистическую стрелковую дивизию.

А в зданиях Мосфильма на Воробьевых горах остался работать лишь один цех специального назначения, в котором группа мастеров, инженеров и сотня подростков выполняли военные заказы — изготавливали детали реактивных снарядов и десантных лодок.

В те годы наибольшее распространение получили документальные фильмы. Снимали кинооператоры в основном мобильными ручными кинокамерами, в которых движение кинопленки во время съемки производилось ручным или пружинным приводом. Вместимость кассет была 30 метров пленки, и хватало их на 1 минуту съемки. При этом камеры с пружинным приводом завода хватало только на полминуты. Тем не менее, благодаря этим камерам, советские кинохроникеры изо дня в день фиксировали боевой путь Красной Армии – аж до Берлина. Одним из таких операторов был знаменитый советский кинодокументалист режиссер Роман Кармен. К тому времени он успел поучаствовать с кинокамерой в четырех войнах и запечатлеть на пленку полмира. Во время Великой Отечественной Кармен снимал самые важные ее события: бои под Москвой, блокадный Ленинград, сражения в Сталинграде, штурм Берлина, подписание капитуляции гитлеровской Германии.

Съемка на передовой требовала от операторов большого мужества и отваги. Из воспоминаний оператора Константина Богдана: «Огонь, грохот… Все сидят в земле, летают только пули да снаряды, и лишь оператору надо высовываться, чтобы хоть что-нибудь снять».

Работая в очень трудных условиях, деля с бойцами, офицерами и партизанами все тяготы фронтовой жизни, многие военные операторы отличились в боях. Смертельно раненая Мария Сухова вертела ручку аппарата до тех пор, пока не потеряла сознание. Ленинградец С.Фомин снимал бой с тонущего корабля. Выпускник ВГИКа, ассистент оператора В.Смородин с боями прорывался из окружения, был дважды ранен, но не расставался с киноаппаратом, бережно сохраняя отснятую пленку. Смертью героев пали операторы-фронтовики В.Сущинский, В.Муромцев, П. Быков, Б.Вакар, А.Шило, А.Знаменский, И.Авербах, А.Эльберт и многие другие. В общей сложности во время войны был ранен каждый второй оператор, а каждый четвертый убит.

Всего за четыре года войны кинохроника выпустила четыреста номеров «Союзкиножурнала», шестьдесят пять номеров журнала «Новости дня», двадцать четыре «Фронтовых киновыпуска», шестьдесят семь тематических короткометражных фильмов и тридцать четыре полнометражных документальных кинокартины.

Свою хронику войны вел знаменитый украинский кинорежиссер и драматург Александр Довженко, чьим именем позже была названа киностудия. В годы войны он работал военным корреспондентом, писал очерки, рассказы, статьи. Кроме того, им были созданы такие документальные фильмы как «Битва за нашу Советскую Украину» (1943), «Победа на Правобережной Украине» (1945).

У художественного кинематографа в годы войны несколько расширилась тематика: появились агитационные новеллы, объединенные в «Боевые киносборники». Это были короткометражные фильмы, основным мотивом которых была борьба советских людей с оккупантами. В «Киносборниках» большую популярность приобрели выпуски, рассказывающие про приключения солдата Швейка (по мотивам рассказов Я.Гашека), узника концлагеря.

Из воспоминаний народного артиста СССР, кинорежиссера Г.В.Александрова: «Нуждами фронта и тыла с первых дней войны жила и наша художественная кинематография».

Г.Александров, Б.Барнет, С.Герасимов, В.Петров и ряд других постановщиков участвовали в работе над новеллами для «Военных киносборников». Сценарии писали Л.Леонов, Ю.Герман, Н.Эрдман, писатели-прозаики, сценаристы, театральные драматурги. В фильмах снимались любимые зрителями киноактеры — Л.Орлова, В.Серова, З.Федорова, Н.Крючков, Б.Чирков.

В 1942 году вышли последние выпуски «Боевого киносборника», их сменили полнометражные военные фильмы. Талантливые режиссеры, такие как И.Пырьев, М.Ромм, Л.Луков, М.Донской и другие создавали для поднятия патриотического духа советских граждан свои произведения: «Секретарь райкома» (1942), «Она защищает Родину» (1943), «Радуга» (1943), «Два бойца» (1943), «Человек №217» (1945). Некоторые фильмы снимались по мотивам произведений военных корреспондентов. В 1942 году был снят «Парень из нашего города», в основу которого легла одноименная пьеса К.Симонова. Для придания достоверности в некоторые уже снимавшиеся фильмы были добавлены сцены боев («Морской ястреб», «Машенька»). Надо отметить, что в фильмах военного периода не всегда все содержание заполняла драма или трагедия, в них также присутствовали и юмор, и романтика. Ведь и в войну жизнь не стоит на месте. Знаковыми в этом направлении лентами считаются «Два бойца» (1943), «В 6 часов вечера после войны» (1944). Песни и музыка этих фильмов еще очень долгие годы были популярны и любимы народом.

Однако съемки и невоенных фильмов в эти тяжелые для страны годы тоже не прекращались.

Режиссер Иван Пырьев вспоминал: «Я решил, что продолжать съемки нашего сугубо мирного фильма нет никакого смысла. Многие члены нашей съемочной группы подали заявления о вступлении в ряды армии, получил повестку явиться в военкомат и я. Поставив об этом в известность директора студии, я на другой день утром уже был на сборном пункте. Однако, когда нас, «запасных», осмотрели, зарегистрировали и построили, чтобы отвести в казармы, во двор въехала легковая машина студии... меня тут же «извлекли» из строя, посадили в машину и увезли обратно. Оказывается, было получено указание съемки «Свинарки» во что бы то ни стало продолжить, а меня на время съемок забронировать. Четыре месяца, в период вражеских налетов на Москву, мы снимали наш фильм... 12 октября мы сдали «Свинарку» руководству Комитета, а 14-го срочно вместе со студией вынуждены были эвакуироваться в Казахстан».

Руководство страны пришло к выводу, что во время войны народу больше, чем в мирное время, необходимы эмоциональная разрядка и отдых. Было решено не прекращать съемку комедий и музыкальных фильмов. В полной мере это касалось и сказок. Поэтому не помешала война и съемкам фильма-сказки А.Роу «Кащей Бессмертный», проходившим в эвакуации.

Очень важна была тема патриотизма и освободительной борьбы народа с иноземными захватчиками, раскрытая в фильмах «Георгий Саакадзе» (1942-1943), «Кутузов» (1944), «Давид Бек» (1944). С 1941 по 1945 год Сергей Эйзенштейн работал над фильмом «Иван Грозный». Съемки начались в Москве, затем с 1942 года были продолжены в эвакуации в Алма-Ате.

Не менее важной задачей была демонстрация старых и вновь снятых фильмов. И если в тылу это решалось относительно просто — через кинотеатры и клубы, то на передовой использовались специальные автокинопередвижки. В их комплект входили: компактный кинопроектор, экран, мощное звуковоспроизводящее устройство и агрегат электропитания, приводимый в действие от автомобильного двигателя. Помимо показа фильмов и кинохроники их использовали для трансляции радиофильмов, выступлений, агитационных записей, а также музыки с граммофона для танцев.

После успешных наступательных операций Красной армии необходимо было налаживать мирную жизнь в освобожденных населенных пунктах. Немаловажную роль в этом играло кино. Для демонстрации фильмов в отсутствие электроэнергии использовались специально сконструированные кинопередвижки с ручным приводом.

Несмотря на четкую пропагандистскую направленность, советское кино времен Великой Отечественной воны было по сути своей героическим, сохранившим в чистоте свой гуманизм и интернационализм.

Понравилась публикация ставим класс, подписываемся на канал и делимся своими мыслями в комментариях! За Все огромное спасибо!

Понравилась публикация?
1 / 0
нет
Подписаться
Донаты ₽
Николай
Подписчиков 2836
вчера, 22:45
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг1.9М
Подробнее
Неинтересно
03:51
Поделитесь этим видео
1
Лилия Лунина
Подписчиков 742
вчера, 22:00
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг277.1к
Войну в Ираке начали не американцы, не США. Развязали её два конкретных плохих ...
Подробнее
Неинтересно
0
0
Гена
Подписчиков 46
вчера, 15:46
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг56.3к
Согласно сообщению The New York Times, основной причиной того, что спецслужбы ...
Подробнее
Неинтересно
-4
1
Роман
Подписчиков 13
позавчера, 21:37
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг25к
Эксперт Александр Меркурис заявил, что Российская армия провела мощные атаки ...
Подробнее
Неинтересно
0
1
Ус Алексей Михайлович
Подписчиков 229
позавчера, 18:33
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг215.1к
Пизанская башня — уникальное архитектурное сооружение, которое является одной ...
Подробнее
Неинтересно
0
4