














Краткое содержание :
Катастрофа DC-8 под Монреалем — крупная авиационная катастрофа, произошедшая в пятницу 29 ноября 1963 года в районе Сент-Терез-де-Бленвилльruen провинции Квебек. Авиалайнер Douglas DC-8-54F авиакомпании Trans-Canada Air Linesruen выполнял внутренний рейс TCA831 по маршруту Монреаль—Торонто, но через 5 минут после взлёта рухнул на землю и разрушился. Погибли все находившиеся на его борту 118 человек — 111 пассажиров и 7 членов экипажа.
На момент событий это была крупнейшая авиакатастрофа в истории Канады и в истории самолёта Douglas DC-8.
Окончательный отчёт расследования был опубликован 8 октября 1964 года.
В отчёте, на основании изученных данных, комиссия сделала следующие выводы:
Расследование, организованное и проведённое Министерством транспорта, было изучено и проверено по всем вопросам, а любая деталь, которая могла способствовать или привести к происшествию, тщательно изучалась специалистами этой области.
Фактическую причину катастрофы с уверенностью назвать нельзя.
Многие из рассмотренных причин без сомнения оказались маловероятными. Не было никакого отказа двигателя, разрушения конструкции в полёте, сильного обледенения, способного вызвать срыв потока на плоскости крыла и тем самым сделать самолёт неуправляемым. Также можно сделать вывод, что экипаж не подвергался воздействию полных или потенциальных токсичных веществ, внезапной болезни или нападению. Был сделан вывод, что указанные выше причины можно точно исключить из приведших к катастрофе. Хотя на траектории полёта и присутствовала турбулентность, но она сама по себе была недостаточной, чтобы привести к потере управления и поэтому также исключена из основных причин происшествия.
Наиболее вероятно, что к катастрофе привела следующая череда событий. По одной из нижеуказанных причин, оба горизонтальных стабилизатора были установлены на максимальный угол на пикирование. Самолет совершил клевок на пикирование, быстро достигнув такой скорости, когда любое предпринятое действие по исправлению ситуации было неэффективно, так как гидромотор привода стабилизатора остановился, лишая возможности перевести авиалайнер из пикирования в набор высоты. Причины могут быть следующими:
Пилоты вели самолёт в пикирование из-за обледенения трубок Пито для балансировки ложного кабрирующего момента. Хотя опыт и компетентность экипажа, вероятно, помогли бы своевременно опознать ошибку и принять меры по ликвидации последствий, эта вероятность не может быть исключена.
Произошёл отказ вертикального гироскопа. Имеются доказательства того, что вертикальный гироскоп может отказать без предупреждения об этом. Если экипаж в это время вёл самолёт по авиагоризонту, то он мог быть введён в заблуждение и перевести стабилизатор на пикирование. Данный самолёт при этом был оборудован резервным авиагоризонтом, расположенным на приборной панели командира и опыт экипажа помог бы своевременно опознать неисправность, но исключать данную версию также нельзя.
Произошёл сбой в работе продольного компенсатора, из-за чего создался эффект, когда штурвальная колонка отклонилась «на себя», словно поднимая нос самолёта. Пытаясь исправить это положение, пилот фактически начал опускать нос, что в условиях турбулентности привело к потере стабильности самолёта, когда небольшое возмущение приводило к значительным перемещениям.
Катастрофа произошла не вследствие нарушений установленных правил полётов или законов по аэронавтике.
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты