Давид Кастро
Автор публикации
Давид Кастро
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг1.2М

Эффект зловещей долины. Почему люди боятся роботов.

377 просмотров
64 дочитывания
12 комментариев
На сегодня эта публикация уже заработала 4,33 рублей за дочитывания Зарабатывать
Эффект зловещей долины. Почему люди боятся роботов.

Я не знаю, как так получилось, но в моих самых любимых фильмах, главная идея связана с роботами или искусственным интеллектом. Наверное потому что меня, как и писателей-фантастов, как и изобретателей, безумно тянет к этому. И было неизбежно, что роботы рано или поздно появятся у нас в домах.

Сначала компьютеры, потом умный дом, робот-пылесос. И всё постепенно идёт сами знаете к чему. Человекоподобные андроиды уже в разработке хотите вы этого или нет.

Ах да, забыл сказать, что мои любимые фильмы это почти всегда хорроры. Хотели чего-то жуткого, я не против.

Взгляните на обложку в лево. Если вам становится не по себе, то мы с вами в одной лодке. Сегодня я хотел бы вам рассказать почему вы всего этого боитесь и что нас ждёт в будущем.

То, о чём я буду говорить, безумно интересно, странно, непонятно и пугающе. Об этом было сказано и до меня, но чего-то не хватало. Пристегните ремни, мы отправляемся в зловещую долину.

Интервью, расследования и эксперименты — я топлю за качество и эксклюзив

Эффект зловещей долины. Почему люди боятся роботов.

Андроиды в кинематографе

"Мир дикого запада", "Почти человек", "Терминатор", "Чёрное зеркало", "Бегущий по лезвию", "Искусственный разум". Вполне интересные вещи, которые у большинства не вызывают дискомфорта при просмотре. Всё потому что роботов и андроидов там играют обычные люди с человеческими эмоциями.

По сюжету это роботы, неотличимые от людей, но всё меняется, когда в фильме появляется аниматроники или режиссеры намеренно показывают недостатки роботов. Выглядит достаточно пугающе.

В наших любимых мультиках герои имеют странные пропорции, совсем нечеловеческие и нам это нравится. Но в 1988-м году студия "Pixar" выпускает мультфильм "Оловянная игрушка", где использовалась новая технология, позволяющая создать более реалистичного ребёнка по имени Билли.

Дело в том, что он вызвал у людей не чувство восторга, скорее наоборот, показался им безумно жутким. А что насчёт Шрека? В детстве нам нравилось его смотреть и нельзя сказать, что к примеру Фиона там была какая-то страшная. Даже наоборот.

Ну хорошо, что так получилось. Ведь изначально Фиона была более реалистична и когда были тестовые показы, это пугало и детей и взрослых. Пришлось переделывать и убирать излишнюю реалистичность. Жаль, что нет тех изначальных кадров. Очень интересно было бы посмотреть.

Аниматоры и дизайнеры столкнулись с этим и им приходилось подстраиваться под людей, ведь иначе они не будут смотреть. То же произошло и с играми. Никого ничего не смущало пока не появилась фотореалистичная графика.

Фотореалистичная графика

Игры типа "Death Stranding" используют технологию motion capture/ Это когда актёры отыгрывают все эмоции сами, а потом всё это переводится в компьютерную графику. Разработчики пытаются сделать лицо идеальным, похожим на актёра. Но иной раз совсем чуть-чуть не дотягивают и мы это видим на финальном результате. Иногда там такие нечеловеческие гримасы, что становится не по себе. Но спасает положение то, что всё это происходит в компьютерной игре.

И наконец настоящие роботы, которые разрабатываются и показываются на выставках. Это безусловно прорыв, но многим людям почему-то неприятно на это смотреть.

Почему, задал себе этот вопрос японский робототехник "Масахиро Мори" ещё в 70-х годах и обнаружил удивительную и пугающую вещь. Он рассказал, что его всегда пугали восковые фигуры, манекены, плюс в то время начали развиваться технологии роботизированных протезов, от чего ему тоже было не по себе. И он решил изучить этот вопрос насчёт роботов в целом.

Эффект зловещей долины. Почему люди боятся роботов.

График зловещей долины

Взгляните на этот график, с которого всё началось. Горизонтально это сходство с человеком, а вертикальная полоса это привлекательность. Представьте, что то, что поверх оси, нам нравится, а то что ниже неё, мы считаем жутким.

И для начала рассмотрим горизонтальную жирную линию. Это линия тех вещей, которые неподвижны. Промышленный робот. Нам на него всё равно. Это обычная машина, да и выглядит также. Мягкая игрушка, ну разумеется нам это нравится. Привлекательность растёт.

Далее намного менее привлекательно выступает маска японского театра "Но", которая олицетворяет страдающего призрака, прибывающего в аду. Это писал японец, так что не удивляйтесь примерам. Затем идёт неподвижный труп. Он на дне этой неподвижной линии и не просто так. Разве нам нравится смерть и бездыханные тела? Разумеется нет. Далее идут протезы, от которых нам тоже не по себе.

Выходя из этого обрыва, мы встречаем обычную куклу, миленькую, привлекательную, если у вас конечно нет боязни кукол, я так подозреваю. А если есть, удачи вам.

И закрывает этот парад ещё одна маска для японского театра, только теперь изображающее обычного старика.

Но самое интересное начинается, когда мы смотрим на линию вещей, которые двигаются (пунктирная линия). Промышленные роботы остались на месте. С ними всё хорошо. На другом конце графика обычный здоровый человек. Но что происходит между ними очень странно.

Гуманоидные роботы, которые становятся всё больше похожи на человека, всё больше нравятся людям. Классно же. Но вдруг они стали похожи слишком сильно и происходит полная дичь. Эти роботы оказались на самом дне, ниже трупов, на уровне двигающихся трупов, зомби, если угодно.

Потом идёт двигающийся протез, похожий на настоящую руку, потом бунраку, куклы японского театра, потом больной человек и мы наконец вернулись к здоровому человеку.

Эффект зловещей долины

Главный вопрос - что тут произошло? Почему вдруг роботы стали очень жуткими? Этот обрыв на графике Масахиро назвал зловещая долина. Если что-то нечеловеческое наделено человеческими качествами, мы считаем это привлекательным.

Эффект зловещей долины. Почему люди боятся роботов.

  • Вот этот робот для игры в пинг понг, выглядит круто.


Эффект зловещей долины. Почему люди боятся роботов.

  • Вот этот робот выглядит как дружелюбная бабушка.


C-3PO (робот из звёздных войн) - прикольный. Wall-E (робот из мультфильма валли) - милый/ Но если мы дадим ему слишком много человеческого, случится обратный эффект, эффект зловещей долины. Да, стремновато, но это ещё не всё.


Это эссе вообще довольно пугающее. Вот, что там написано в одном из абзацев. "Жутким выглядит даже один робот. А представьте себе ремесленника, внезапно пробудившегося посреди ночи. Он ищет что-то среди толпы манекенов в своей мастерской. Если бы манекены начали двигаться, то это было бы похоже на хоррор."

Да не было бы похоже, это прям самый что ни на есть. В общем по его идее слишком человекоподобные объекты становятся ещё страшнее, если начинают двигаться.

Критика и обсуждение

А теперь будем обсуждать. Несмотря на то, что концепция была придумана ещё в 70-х, стала популярна она только после того, как эту статью перевели. И произошло это ни много, ни мало через 35 лет. То есть эффект зловещей долины встречался и там и тут. Просто это не так называлось.

Начнём с критики. В 70-х не было протезов, которые используют сейчас. И очень многие исследования говорят извините ваш график плохой. Людям оказывается сейчас больше нравится протезы очень похожие на настоящие части тела. Не прав был японец, ой как не прав. Наверное на счёт роботов тоже.

Стоп, если бы я писал эту статью 7 лет назад, то я бы её не стал бы писать, потому что учёные не были уверены вообще в существование этого феномена. Они проводили какие-то исследования и ни к чему нормальному не пришли.

"Мы до сих пор не понимаем, почему это происходит и можно ли привыкнуть к этому. Люди даже не обязательно соглашаются с тем, что оно существует" - говорили они.

Но сейчас практически никто не сомневается в том, что он существует. В подтверждение тому выступают исследования с хорошей выборкой и почти одинаковыми результатами. Как только андроид переступает определённую схожесть с человеком, всё пропасть. Мы не хотим иметь с ним дело, мы ему не доверяем, он нас пугает и всё в таком духе.

Получается вы боитесь роботов, не потому что вам это навязала поп культура, как часто бывает. Вы боитесь их на совершенно другом уровне. И это интересно.

Но главный вопрос никто так и не решил. Почему? Это удивительно, ведь учёные даже нашли область мозга, где решается непростая задача. Определить стоит ли записывать вот эту (на фото ниже) в разряд людей и стоит ли их опасаться. Это может быть ответом, вы уже определили этого робота как человека, но малейшие несостыковки, просто выбивают вас из колеи и происходит этот эффект.

Эффект зловещей долины. Почему люди боятся роботов.

Иными словами робот должен выглядеть и вести себя как робот, а человек, как человек. Если в этой схеме что-то меняется, эффекта не избежать. Более того он наблюдается ещё и у обезьян. Разумеется, нельзя утверждать, что это работает также, как у нас. Нужно больше исследований.

Есть также мнение, что мы признаём небольшие различия в андроиде, как уродство, которое мы инстинктивно ассоциируем с болезнью, вызывающей отвращение. А ещё это может быть вызов для нашей уникальности.

Учёные что просто так взяли и попробовали меня повторить. Да что эти учёные себе вообще позволяют.

Эффект зловещей долины. Почему люди боятся роботов.

На этой фотографии вам не составит труда определить, где тут человек, а где робот. Настоящие волосы, такая же эмоция, такие же глаза, но с ним как будто что-то не так, как мне кажется. Да, вы скажите субъективно, но не я один так думаю. Эти близнецы натолкнули меня на одну идею.

Представьте, вы болтаете со своим другом или девушкой, общаетесь как обычно, но вдруг замечаете что-то не то. Ваш собеседник как бы перезагружается (ведёт себя как ненастоящий) Что происходит, думаете вы, теперь у вас в голове только одна мысль, вашего собеседника подменили, а он никак не хочет в этом сознаваться. Если что, то такая болезнь реально есть, когда ты думаешь, что кого-то подменили.

Единственный вариант перешагнуть зловещую долину, сделать андроида совершенно неотличимого от человека ни по внешности, ни по повадкам. Эффект зловещей долины просто не существовал, если бы андроиды выглядели, как в игре "Detroit" к примеру.

Всё потому что в обычной жизни мы не можем их отличить от человека. Такая же походка, такая же мимика, кожа и волосы. Ну допустим сделаем мы вот таких андроидов.

Эффект зловещей долины. Почему люди боятся роботов.

Теория зловещей стены

Спасёт ли это положение? Может да, а может вступит в силу теория зловещей стены, она гласит, что мы через какое-то время сделаем андроидов, которые будут практически идентичны обычным людям. Только вот мы тоже станем лучше. Мы будем более проницательными и увидим микро различия даже у самых образцовых.

Мы упрёмся в стену и поймём, что мы никак не сможем преодолеть её. И дело тут не только во внешности, да железка, я говорю тебе.

Учёные говорят, что мы обучены обнаруживать даже малейшие отклонения от нормальных человеческих движений и поведения и неприязнь может усиливаться, если например робот или персонаж в игре пытается изобразить страх или гнев. И я это замечаю практически всегда.

Очень часто фильмы и игры пытаются нас напугать нечеловеческими, а будто роботизированными движениями. Это выглядит эффектно и это тоже можно списать на эффект зловещей долины.

Сам Мори не называет свою гипотезу научной, это была его интуиция и он говорит, что скорее всего это руководство для разработчиков роботов, чтобы они учли эту проблему. И они прислушались.

Заключение

Каждый аниматор знает о проблеме зловещей долины, поэтому старается как-то избежать отторжение от своего персонажа, правильно анимирует рот и лоб, чтобы эмоции были не натянутыми, а движения подходили для персонажа и определённой эмоции. Но это практически невозможно провернуть в компьютерных играх и реальных роботах. Не доросли ещё так сказать.

А уж если мы собираемся сосуществовать в мире с роботами, то минимизация эффекта зловещей долины просто необходима. А то представьте что будет с людьми, если вот этих монстров выпустят на улицу гулять.

Эффект зловещей долины. Почему люди боятся роботов.

Только выпускать нужно разных, ведь в данный момент не существует робота, который будет пугать абсолютно всех. Это индивидуально, кому-то робот София (которая сказала, что уничтожит человечество) кажется страшной, а кто-то начинает смеяться. Но эффект определённо существует. Просто у всех разные триггеры. У кого-то манекены, которые двигаются. У кого-то маски на людях, у кого-то определённые роботы.

Кстати рейтинг самых криповых из них вы можете найти ниже, как и всё остальное.

По словам того робототехника, люди должны стремится к тому, чтобы сделать роботов, которые нравятся людям. Остановится на пике, а не стараться перескочить долину, пытаясь сделать роботов неотличимыми от человека.

Может это не нужно и вполне вероятно, что невозможно. Спорный момент, я просто уверен, что разработчики сделают всё, чтобы воссоздать идентичного человека. Это просто неизбежно, как минимум для индустрии утех, если вы понимаете о чём я.

  • Ну что ж, теперь вы знаете больше.

Если вам вдруг при просмотре каких либо фильмов, где человек снимается в образе кошки, допустим, стало не по себе от их лиц и тел, то знайте, это нормально. Вы не одни такие, вас очень много. А всё, что остаётся - это просто терпеть и ждать.

Зловещая долина может быть проблемой поколение. Вполне возможно, что младшее поколение будет расти в среде полной гуманизированных роботов и крутой графики. Они даже не смогут столкнуться с эффектом зловещей долины.

Но я не хочу так, да вы правильно поняли. Я хочу жить в настоящем, где этот эффект существует. Я хочу пугаться. Хочу, чтобы продолжали снимать хорроры про роботов убийц.

Наслаждайтесь этим чувством пока оно не исчезло, если мы всё-таки эту долину перепрыгнем. Но что-то мне подсказывает, что это случится не очень скоро.

---------------------------------------------------------------------------------------

Материалы:

https://docs.google.com/document/d/1YvuVuS_Db_QDHp8tiSPBeO959SHC8676MpgLa04t3nk/edit

  • А как вы считаете, как должны выглядит андроиды? Нужны ли они? Пишите своё мнение в комментариях. А также, не забывайте ставить лайки или дизлайки.

Увидимся в следующих выпусках. А пока-

Обнял. Поцеловал. Заплакал

Ваш рейтинг должен быть не менее 500 для оценки публикации
15 / -2
нет
Тук-тук
Показать комментарии (12)
Заработали сегодня
Посмотреть
Поделиться в социальных сетях:
+1104
Новое
+150
Самое
Добавить +1
Поделиться

Читайте также

сегодня, 16:32 - 28 просмотров
1 комментарий
Подробнее
Мы используем файлы cookie. Продолжив работу с сайтом, вы соглашаетесь с Политикой обработки персональных данных и Правилами пользования сайтом.