"Почему поступают звонки с незнакомых номеров": молчат, а потом сбрасывают. Прочему нельзя перезванивать?
Звонят и сбрасывают?
Назойливые звонки с неизвестных номеров раздражают многих. Кто-то пытается бороться с таким видом спама блокировкой, кто-то попросту перестал брать трубки на незнакомые телефоны, а кто-то устраивает увлекательный аттракцион, пытаясь разыграть тех, кто находится на другом конце трубки и, что нередко, в местах не столь отдаленных.
Работает ли это? И зачем вообще нам звонят и сбрасывают, или банально молчат в трубку?
По просьбе «Комсомольской правды» на эти вопросы ответил руководитель аналитического агентства Content Review Сергей Половников.
-Зачем звонят и сбрасывают?
-Таким образом, происходит прозвон активности номеров. Это автоматизированная система с набором алгоритмов, когда робот создает набор цифр и набирает номер. Если вы подняли трубку и что-то сказали, ваш номер будет внесен в базу как «живой» номер с живым человеком. И после этого вам будут звонить с большей силой и уже не молчать на том конце трубки, а предлагать товары, услуги и прочее. Если номер «слили» в базу, вам звонит не робот, а живой человек.
-Правда ли, что если перезвонить, то есть два варианта? Первый: на другом конце провода сразу начнут что-то рекламировать. Второй: за такой звонок спишутся деньги.
-Не нужно из любопытства перезванивать на эти номера. Возможны оба варианта. Насчет второго нужно знать, что платные номера либо начинаются с «8-800-», либо же это короткие номера. Если же обыкновенный номер подключен к платным услугам, человека перед началом разговора всегда предупреждают об этом: «Данная линия платная, стоит столько-то...». Без предупреждения списать деньги за звонок на обыкновенный длинный номер не могут.
-Поможет ли занесение подозрительных номеров в черные списки?
-Можно пользоваться специальными сервисами, приложениями-определителями спама, которые бывают платными или бесплатными. Но в любых автоматизированных схемах номера не используются по несколько раз. Один раз использовали, выкинули. Так что заносить их в «черный список» бесполезно.
-И каков правильный алгоритм действий?
-В случае, если не ждете звонка, не брать трубку с незнакомых номеров. Если же взяли, рекомендую первым ничего не говорить. Поднять трубку и молчать. Если вы ничего не скажете, номер не будет идентифицирован как «живой». Это избавит вас от части «живых» звонков.
-А засудить спамеров нельзя?
-Продавец использует все доступные способы, чтобы продать товар. Если кто-то говорит о нарушении закона, почему тогда у нас нет судебных дел? Где посадки? У нас презумпция невиновности, пойди докажи. Поэтому бороться с такими звонками все равно, что бороться с дождем.
Почему не нужно говорить ДА при ответе на звонок?
При ответе на звонок лучше говорить АЛЛО, Я вас слушаю. Желательно не произносить в предложении «Да». Дело в том, что может идти сбор и запись вашей голосовой биометрии, а потом имеющие ваш утвердительный ответ мошенники смогут осуществить от вашего лица действия, направленные на кражу денежных средств с ваших счетов.
Как защититься?
Как бороться с такими спам-звонками? Есть ли на таких звонящих управа?
Можно, конечно, каждый раз такой номер вносить в черный список на своем телефоне, но это будет борьба с ветряными мельницами, поскольку нечасто звонят с одного и того же номера. Однако для смартфонов (на базе Android и iOS) существуют приложения с функцией автоопределения номеров. Когда вам звонит номер из базы данных нежелательных номеров, то звонок блокируется. Среди таких популярных АОН-приложений можно выделить «Яндекс», Kaspersky Who Calls, TrueCaller, «Не бери трубку» и другие.
Другой вариант — обращаться к своему оператору.
— При поступлении подозрительного звонка рекомендуем ни в коем случае не перезванивать и сразу сообщать в службу по предотвращению мошенничеств [оператора сотовой связи], чтобы компания смогла оперативно принять меры по решению проблемы, — подсказывают еще один способ в «Мегафоне». — Сообщая информацию о подобных звонках, клиент помогает обезопасить себя и других абонентов от сомнительных номеров.
Как правило, на сайтах компаний существует раздел «Безопасное общение», куда можно через форму обратной связи сообщить о проблеме.
Когда вам звонят и предлагают какой-либо товар или услугу, можно перебить (пусть это будет и нетактично) и уточнить, что за организация, и обязательно спросить, откуда у них ваш номер. Вероятно, вам расскажут байку, что вы оказались в клиентской базе их партнеров, потому что заполняли анкету в каком-нибудь магазине (что вряд ли). Тогда нужно ответить, что никому не давали согласия на обработку своих данных и на получение рекламы. И далее требуйте сразу же удалить информацию о вас из своей базы, поскольку их звонок без вашего согласия незаконен. Предупредите, что будете обращаться в компетентные органы.
И тогда можно (и даже нужно) применить третий способ защиты — писать жалобу в Роскомнадзор. Ведомство ведь не только выписывает «страйки» провинившимся СМИ или борется с Telegram. Для этого не надо куда-то ходить ногами и стоять в очередях, достаточно зайти на сайт РКН. В письме нужно подробно описать ситуацию, сообщив, что вам постоянно поступают спам-звонки от организации (указать название, номер телефона), которая нарушает закон о персональных данных. Желательно приложить скрин детализации звонков и аудиозапись разговора. Роскомнадзор достаточно эффективно борется с такими спамерами и выписывает им штрафы.
Еще рекомендуется обратиться в Федеральную антимонопольную службу с аналогичной жалобой. При этом в письме в ФАС необходимо сделать акцент на нарушении закона о рекламе.