Что такое суверенитет простыми словами? В чем разница между суверенитетом и независимостью? Что даст признание суверенитета ЛНР и ДНР?
Краткое содержание:
В свете последних событий вокруг Донецкой и Луганской республик, стало актуальным некоторое просвещение народонаселения в терминологии. В частности, люди стали гуглить, что такое суверенитет. А действительно что это за состояние государства и чем оно отличается от независимости?
Чтобы разобраться в тонкостях политических терминов, пришлось полистать виртуальную публицистику, энциклопедии, рефераты и сайт Совета Федерации.
По определению энциклопедического словаря, суверенитет это независимость государства во внешних и верховенство во внутренних делах.
Что такое суверенитет простыми словами?
Суверенитет (нем. Souveranitat - от франц. souverainete - верховнаявласть),
-это абсолютная независимость одного государства от других государств как во внешей политике, так и во внутренней.
Уважение суверенитета - основной принцип современного международного права и международных отношений.
Какие виды суверенитета существуют?
Под термином суверенитет принято понимать три вида независимости:
- государственный,
- народный,
- национальный.
Например, государственный суверенитет в современной правовой науке Российской Федерации рассматривается как свойство и способность государственной власти быть верховной и независимой во внутри-и внешнеполитической деятельности.
Национальный суверенитет означает полновластие нации, ее политическую свободу и обладание реальной возможностью определить характер своей национальной жизни, в том числе способность политически самоопределяться.
Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ, например, является ее многонациональный народ. (Ну, это на бумаге так - прим. Печкина).
В чем выражается суверенитет государств?
Суверенитет государства выражает такие понятия как:
- верховенство власти,
- единство власти,
- независимость государства,
- неделимость государства.
В чем разница между суверенитетом и независимостью?
Суверенитет предполагает самостоятельность государственной власти внутри страны и ее независимость от власти любого государства. Не следует забывать, что верховенство государственной власти невозможно без ее независимости, выступающей как необходимое условие верховенства.
В свое время К. Маркс писал: «Только в способе производства, как непосредственном отношении собственников средств производства к производителям, можно увидеть самую глубокую тайну, скрытую основу всего общественного строя, а следовательно, и политической формы отношений суверенитета и зависимости, короче, всякой данной специфической формы государства».
Многие исследователи считают термин "независимость" одним из самых туманных понятий в науке, поэтому он легко используется для манипуляции сознанием общества.
Например, это проявилось в ходе принятия Декларации о независимости КазССР, включившей последнюю фазу развала СССР.
Обычно слову «независимость» придают положительную эмоциональную окраску, которой это понятие в принципе не соответствует. В большинстве случаев обретение независимости означает отделение от крупной системы с утратой всех системных эффектов.
Обретение независимости возможно только в диалектическом сочетании с построением взаимозависимостей.
Это требует восстановления связного общественного сознания, выработки представлений о социальных и национальных интересах, а затем и обретения политической воли. Процесс возрождения страны из совокупности пространств уже потребует тяжелой борьбы со всеми негативными проявлениями. Так, Казахстан, как и другие союзные республики, не обладал в составе СССР реальным суверенитетом, что выражалось в зависимости от Москвы в вопросах финансирования, культурных и исторических традиций казахского народа, языка, обычаев, возможности развития сети национальных школ и высших учебных заведений. Умалчивалась роль обычного, адатного, права коренных казахов и суда биев в разрешении конфликтов и споров. Они не могли применяться в советских судах. (И на эту тему нам известны художественные фильмы "Кавказская пленница" и "Не бойся я с тобой", хоть они ине про Казахстан, но суть та же - прим. Печкина).
Можно ли ограничить государственный суверенитет?
Однако в реальной жизни государственный суверенитет может быть ограничен различными способами, что обусловлено, как правило, факторами объективного или субъективного свойства (нормами международного права, силовыми действиями других государств и др.).
Суверенитет в современных реалиях
Клишас Андрей Александрович, Председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству опубликовал следующую статью, которую я частично приведу нже.
У юристов принято считать, что суверенитет представлен как в публично-правовом, так и в частноправовом измерениях.
С точки зрения частного права суверенитет – это, по сути, реализация принципа свободы договора, основанного на автономии воли сторон правоотношения. Именно посредством реализации суверенных воль экономически свободных субъектов выстраивается гражданский оборот, обеспечивается конкуренция.
Вместе с тем, с момента принятия Декларации СНД РСФСР «О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» прошло почти 30 лет. Декларация определила, что суверенитет является естественным и необходимым условием существования государственности.
С суверенитетом как качеством государства, публичной политической власти принято связывать своего рода «состоятельность» государства, способность его институтов осуществлять всю полноту политики без произвольного – помимо его воли де-факто или де-юре – вмешательства каких‑либо иных субъектов, действующих за пределами национальной государственности.
Суверенитет является тем фундаментальным качеством государства, которое предопределяет появление всех остальных, о которых принято говорить в современной демократической парадигме государственно-правового развития. Разумно заключить, что суверенитет, в каком бы проявлении он не выступал – частноправовом или публично-правовом, обеспечивает достижение целей права, к которым можно отнести обеспечение безопасности и справедливости, экономического благосостояния и т. д.
Так, к примеру, Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года направлена на реализацию суверенитета и национальных интересов Российской Федерации в Арктике и способствует решению основных задач государственной политики Российской Федерации в Арктике (пункт 2 «арктической» Стратегии).
Власти многих стран, заигравшись с международными механизмами в различных сферах, фактически утратили самостоятельность во внутренней политике, что привело к утрате государствами качеств суверенитета и конституционной идентичности. Такой подход национальных властей стал катализатором чрезмерной активности наднациональных органов, результатом чего стало повышение давления на национальную государственность со стороны международных субсидиарных структур. К примеру, стала возможной ситуация, при которой со стороны органов в системе Совета Европы звучат призывы к изменению национальных конституций, к пересмотру базовых конституционных положений, составляющих основы конституционного строя.
Разумно заключить, что только лишь с соблюдением принципа субсидиарности при определении границ национальной и наднациональной юрисдикций возможно построение регуляторной системы, которая бы отвечала интересам всех ее участников. Здесь нужно признать, что попытка выстроить абстрактную среду правовой универсальности априори обречена на провал. В общем‑то, сегодняшний кризис наднационального регулирования и разрешения споров – самое яркое тому подтверждение.
Что даст суверенитет ЛНР и ДНР?
Донецкая Народная Республика и Луганская Народная Республика были признаны лишь одним государством-членом ООН — Россией.
С 24 мая 2014 года по 18 мая 2015 года они являлись соучредителями и членами конфедеративного Союза народных республик (Новороссии). Первым государством, признавшим независимость обеих республик, является Южная Осетия, которая сама не является членом ООН и имеет ограниченное признание.
Российская Федерация признала независимость обеих республик 21 февраля 2022 года.
При этом Украина не признаёт ДНР и ЛНР государствами, а рассматривает их как террористические и сепаратистские организации, марионеточные государства, организованные и вооружённые Российской Федерацией, которые при поддержке российских войск незаконно захватили и удерживают украинскую территорию.
Ещё в 2017 году пресс-секретарь Президента РФ Д. С. Песков утверждал, что Россия официально не признаёт паспортов ДНР и ЛНР, но из гуманных соображений отдельные российские муниципальные и частные организации могут принимать жителей этих территорий, лишённых возможности получить действительные паспорта граждан Украины или другие признанные документы, удостоверяющие личность. Но 18 февраля 2017 года ситуация изменилась в пользу самопровозглашённых республик.
В декабре 2018 года министр иностранных дел РФ Сергей Лавров вновь подтвердил отказ от признания ДНР и ЛНР[. Но 21 февраля 2022 года Президент Российской Федерации подписал указ о признании независимости Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики и договоры о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи..
Что ждать, какие последствия для всех нас будут - покажет время. (прим. Печкина).
Источники:







