Записки копирайтера
Автор публикации
Записки копирайтераПодписчиков: 627
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг24к

Что такое текст: стиль, тип, анализ, направления, формат, структура, примеры

562 просмотрa
339 дочитываний
9 комментариев
На сегодня эта публикация уже заработала 16,90 рублей за дочитывания Зарабатывать

Добро пожаловать на мой канал. Как и обещала, сегодня буду знакомить вас с текстом.

Если вы собираетесь стать копирайтером, писателем, завести блог – не проходите мимо.

Планирую объяснить понятие, напомнить (или показать) виды, стили, познакомить со структурой (буду разбирать на практике).

Немного лирики

Честно, не ожидала, что предыдущая статья привлечет пользователей. Впервые на моей практике не получила тонну негатива.

Тут моя челюсть звонко встретилась с полом. Да, прям как у Тома.

Есть парочка комментариев. Это способ самовыражения негодования или непонимания. Большинство судит по себе, если у человека всё в порядке, значит другие сами виноваты. Это неправильная позиция. Успех каждого зависит от его возможностей.


Сама статья – здесь. Только дочитайте до конца эту, а то потеряетесь.

Я часто вижу комментарии, где люди пишут, что уборщица за полдня в Сочи получает 30 000. В нашей области уборщицы получают 8000–10 000. В лучшем случае они работают 5/2, бывает и 6. На сайте ЦНЗ висят вакансии каменщиков, управляющих, медиков, предметников. Оклад стоит "от хорошо", а по факту "максимум плохо".

Хотела я как-то устроиться в "Билайн". На "Авито" была вакансия от 23 000. По факту предлагали 9000. И то если планы выполнять. А они космические. В МТС в городке с населением 2000–5000 ставили норматив 70–80 симок в месяц. Посещаемость в среднем 3–4 человека в сутки. 50% просто положить деньги. Моё мнение по поводу электроники и аксессуаров игнорировали, но выручку требовали. А как её делать, если люди из-за слабого ассортимента едут в большие города, – никто не объяснил. В планы честно укладывалась, за что потом себя дико ненавидела. Моя з/п – 6000. Иногда 7000. Зависело от смен и выручки. Напарница не справлялась и с половиной.

Я это к тому, что перестаньте судить людей по себе. Есть те, кто халтурит, имея возможность. Но больше тех, кто пытается, но не получается. И забудьте фразу "А вот в наше время"...

Вот в ваше время не работали только ленивые и плюшек от государства вы имели больше. Забудьте про это время, в ваших ситуациях вы бы вряд ли выжили сейчас.

И не пытайтесь переспорить. У меня огромный опыт общения с людьми. Богатые, бедные, ленивые, агрессивные, молодые, пожилые. Мне и года не хватит, чтобы описать каждую ситуацию. Этот опыт давно показал разницу между "в наше" и "сейчас". Иначе откуда у нас столько бывших миллионеров, в рваном трико, пускающих слёзы под рюмку горячительного?

Везде есть плюсы и минусы, трудности и возможности. Надо двигаться вперёд, а не опираться на прошлое. Последние 12 лет даже коты стабильно не гуляют, а вы тут про работу и т.д.

Думаю, хватит воды, пора браться за дело.

Что такое текст

"Сначала было слово. Слово соединилось в предложение. Предложения слились в абзац. Получился рассказ".

Текст (textus) переводится как ткань, сплетение, соединение. Это полотно из слов, которые объединены в смысловые предложения. Каждое следующее – как пояснение или продолжение предыдущего.


Признаки текста:

  • есть тема;
  • его можно озаглавить;
  • главная мысль;
  • можно разделить на части;
  • предложения и абзацы связаны по смыслу;
  • есть логическое завершение и вывод.

Если написанное не отвечает на все вопросы – это просто набор отдельных предложений.

Стиль текста

Для каждой ветви литературы существует свой стиль:

  • комбинированный – ориентир моя статья, это когда в одном тексте просматривается несколько стилей;
  • разговорный – самый распространённый формат для личного блога, т.е. текст с простым обращением от автора к читателю. Допускается использование сленга, яркое выражение эмоций;
  • художественный – направлен на задействование воображения, психики, мышления и чувств аудитории. Это рассказы, стихи, романы. Описание собственной жизненной ситуации может приобрести художественный стиль, если начать сразу с событий;
  • научный – из названия и так понятно, что речь в таком тексте о науке, истории. Как правило, в нём много фактов, цитат, научных исследований;
  • публицистический – текст богат фразеологизмами, преувеличениями, рекламой. Проще говоря это обычные новости, афиши, журналы. То есть всё, что публикуется для общественности и носит развлекательный и информационный характер;
  • официально-деловой – в таком стиле ведётся переписка между партнёрами, незнакомыми людьми, органами власти. В нём присутствуют слова на «Вы» и профессиональные термины;
  • канцелярит (так нелюбим учителями копирайтинга) – ветвь официально-делового стиля, язык чиновников и СМИ. Его не любят, считают, что говорящий злоупотребляет официально-деловым стилем.


Например, вместо того чтобы сказать: «Иван Сергеевич сломал нос Петру Ивановичу, когда был пьян» – на канцелярском это звучит: «Гражданин Иван Сергеевич причинил средний вред здоровью гражданину Петру Ивановичу, находясь в состоянии алкогольного опьянения, в результате чего у потерпевшего диагностировали перелом носовой перегородки».

Да, конструкция тяжёлая, но в целом уместна и понятна. А вот «Данное обстоятельство вызвано условиями, находившимися вне зоны нашего влияния». Тут уже много вопросов особенно, если предложение вырвано из контекста.

Грубо говоря, говорить на канцелярите – это синонимировать простые слова сложным языком. Обычно так поступают начинающие копирайтеры, когда нужно нарастить объём, но нет подходящий информации. Символы быстрее набираются, если утяжелить текст водой и канцеляритом. Задачу он выполнит, но воспринимать и понимать такой текст сложно. Пользоваться этим стилем надо уметь и применять там, где это уместно.

Типы текста

Тут главное не запутаться где стиль, а где типы.

1. Описание – обычно это характеристика. Её описывают конкретными параметрами или украшают прилагательными. Например, "платье было ярко-красным с бардовым оттенком".

Часто применяется в сказках, рассказах, романах. Если не можете точно определить тип текста, задайте вопрос. Получилось «какой? Какая? Какие?» – это описание.

2. Рассуждение – это высказывание своих мыслей по поводу ситуации, открытия, чаще с философским уклоном. Часто тип путают с описанием. Задайте к тексту вопрос. Получилось «почему? Зачем?» – это рассуждение.

3. Повествование – обычный рассказ без преувеличения и украшения. Имеет временную последовательность. К нему можно задать вопросы: «что случилось?», «что произошло?».

Текст может быть комбинированным. Например, ситуация (пересказ), последствие (описание) и выводы автора (заключение).

Направления текста

Коротко о направлениях (ветвях).


Классицизм

Логичный, каноничный, художественный, эстетический текст. Не терпит жаргонов, преувеличений, недостоверной информации и т.д. Делится на жанры:

  • высокие – поэма, ода, трагедия, роман, история;
  • низкие (развлекательные) – комедия, басня, эпиграмма, сатира.

Фантастика

Описание того, чего не существует в реальном мире. Делится на фентези и научную фантастику. Каждый вид имеет поджанры, например, попаданцы, романтическое фентези, демоны, некроманты или пришельцы, катастрофы, альтернативная реальность, история.


Сентиметализм

Выводит человека на сильные эмоции, через описание эмоционального поведения героев. Например, обмороки, переживания, любовь, ненависть. В таком тексте в приоритете чувства персонажа, а уж потом события. Жанры:

  • роман;
  • дневник;
  • элегия;
  • послание;
  • исповедь;
  • драма;
  • история.

Романтизм

Это описание последовательности становления личности героя, через череду роковых событий. Чаще имеет положительную развязку, но бывает заканчивается гибелью, сменой характеристики героя. Жанры:

  • роман;
  • поэма;
  • баллада;
  • история;
  • фантастика (фентези).

Реализм

Обычные жизненные явления, повседневные ситуации, без преувеличения, фантастики, преувеличенных эмоций. Жанры:

  • рассказ;
  • повесть;
  • роман-эпопея;
  • история;
  • роман.


Типы реализма:

  • критический;
  • социалистический;
  • просветительский.

Модернизм

Если выразиться простым языком, это абсурдная литература. Герои принимают спонтанные решения, выстраивают нелогичные диалоги (монологи), жизнь персонажа без романтизма, преувеличения. Для модернизма характерна естественность. Например, холод, разруха, голод, грязь, радость, болезнь.

Развивается в следующих направлениях:

  • футуризм;
  • акмеизм;
  • сюрреализм;

  • символизм;
  • авангардизм;
  • импрессионизм;
  • экспрессионизм;
  • кубизм;
  • иманжинизм.

Жанры модернизма – стих, поэма (в стихах), слоган, девиз, мемуары, письмо, история и т.д.

В современном мире над направлениями текста сильно не заморачиваются. Вероятно, в коротком рассказе могут проглядываться несколько направлений. Исторический жанр используется во всех направлениях. Если это книга по истории, чаще берётся период средневековья.

Форматы текста

Это в какой форме и с какой целью преподносится текст. Я поделила их на группы:

  • книга – роман, фантастика, поэма и т.д.;
  • статья – новость, пресс-релиз, продающий текст, информационный текст, доска объявлений;
  • лирика (поэзия) – стихотворение, ода, баллада, дума, исповедь, былина, сонет, элегия, песня, сиквейн, диаманта и т.д;
  • рассказы – эссе, новелла, манга, сочинение, изложение, очерк, сказка, эпос, поэма, фанфик, проза, эпопея, роман, видения;
  • сценарий – пьеса, скетч, опус, контент-план;
  • сторителлинг – лид, эмейл рассылка, сторис, диалог чат-бота, реклама, маркетинг-кит (презентация);
  • лендинг – описание для сайта-одностраничника, главной страницы сайта;
  • мастер-классы – обучающие тексты с пошаговым алгоритмом, кулинария.
  • рецензия – оценка объекта;
  • аннотация – доклад, описание объекта, реферат, сообщение;
  • SEO-текст – любой формат и жанр, упор сделан на ключевые запросы пользователей;
  • LSI-текст – улучшенная версия СЕО, но имеет больше смысла и информативности. Пишут все жанры.

Возможно, это не все форматы, с развитием Интернета список постоянно пополняется.

Анализ текста

Это изучение текста по трём направлениям:

  • лингвистический – смысловые неочевидные лексемы, высказывания, стилистика, строфика, тропы и фигуры, возможный шифр;
  • историко-литературный – помимо определения эпохи событий, время уделяется изучению сведений об авторе (течение в литературе, эпохе написания, места, условий, источник вдохновения)
  • идейный, или лингвопоэтический – тема, основная идея, проблемная ситуация, временные характеристики, план текста, описание, психологический портрет, монолог, диалог и т.д.

Анализ, включающий все три направления, называется комплексным.

Структура текста

Под структурой подразумевается план (содержание). В литературе текст состоит из:

  • названия;
  • введения
  • основной части – она может разбиваться на абзацы, главы;
  • заключения – развязка, вывод.

В копирайтинге есть несколько форматов, где структура будет немного отличаться.

В этом направлении и будут выходить последующие материалы. Пока это ознакомительная статья.


Разберём структуру на примере LSI (элсиай, ЛСИ)

LSI – модернезированный СЕО-текст, который пишется не на основе высокочастотных ключевых слов, а оптимизируется под низкочастотные поисковые запросы. Если из-за ключей текст больше напоминает набор слов (особенно если написан новичком), то ЛСИ пишется понятным, простым и информативным языком.

Структура текста

Заголовок (тайтл «title») – привлекательный заголовок не больше 75 символов. Лучше укладываться в 7 слов. «Как выбрать удобную стиральную машину для дома»

Дискрипшн (description) – реклама статьи или краткое описание – до 150 символов

"Если вы ещё не определились с выбором стиральной машины, скорее открывайте статью. Мы поможем подобрать помощницу под ваши запросы".


Заголовок (Н 1) – коротко о чём текст – буквально 2–3 слова. «Стиральная машина».

Введение – небольшое вступление или рассказ, о чём будет статья. Желательно создание проблемной ситуации, которая надавит на больную мозоль и предложит решение после изучения материала – 500–1000 символов.

«В 21 столетии большой ассортимент бытовой техники. У рядовой домохозяйки при посещении магазина разбегаются глаза: купить красненькую, серенькую, LG часто рекламируют...»

Основная часть – она включает в себя подзаголовки (Н 2) и (H3). Благодаря подзаголовкам поисковикам легче предложить пользователю нужный фрагмент. Или показать целую статью, где пользователь найдёт ответ на запрос. Цифра обозначает уровень

Подзаголовок – это язык разметки текста. Проще говоря, ссылка на конкретный текст.

Например, разделим текст на 2 части. Виды стиральных машин (Н 2). В этой части можно описать краткую характеристику. «Стиральные машины поступают на полки магазинов от разных производителей. Например, «марка LG принадлежит южнокорейской компании, но сборка происходит на российских заводах. Они различаются по виду, количеству программ, размеру и барабана, параметрам корпуса...»

Теперь выносим всё перечисленное в подзаголовки Н 3:

  • Виды стиральных машин (рассказываем, что есть модели с горизонтальной и вертикальной загрузкой белья).
  • Основных характеристики режимов стиральных машин (описываем основные режимы для эконом, премиум и люкс – класса).
  • Размер барабана (тут понятно).
  • Параметры корпуса (обозначаем минимальные/максимальные габариты).
  • Общие параметры (прописываем уровень шума, энергопотребление и т.д.).

Если больше нечего написать по этой части, делаем небольшой вывод.

«Теперь вы ориентируетесь в характеристиках стиральных машин и не почувствуете себя белой вороной рядом с опытным консультантом».

Переходим ко второй части текста. Он дополняет первую новым потоком информации.

Н 2 «Как подобрать стиральную машину»

Снова давим на боль и подводим к подзаголовкам: «Чтобы не переплатить за ненужный функционал, важно определиться, как часто и в каком объёме планируете стирать»

  • Н 3 Стиральная машина для одиночки (перечисляем все модели от малютки до 5 кг)
  • Н 3 Стиральная машина для семьи из 3-4 человек (явно тут малютка отсеивается. 5–7 кг вполне хватит)
  • Н 3 Стиральная машина для большой семьи (тут делаем упор на модели 7–13 кг загрузки)
  • Н 3 Стиральная машина для дачи и севера (описываем модели с дополнительным баком для воды)
  • Н 3 Стиральная машина для промышленности (предлагаем рассмотреть модели 7–13 кг с программой стирки спец одежды. Если разбираетесь – предложите конкретные модели)

Это примерная структура основной часть. Если хорошо разбираться в машинах, можно «спросить у читателя» какие вещи планирует стирать чаще, нужен ли ему хороший отжим, функция глажки, сушилки и т.д. Предложить бюджетные модели (до 15 000).

Если больше нечего сказать, делайте небольшой вывод и переходите к следующему подзаголовку 2-го уровня или заключению.


Заключение – вывод по изученному материалу: «Таким образом, теперь вы разбираетесь, после изучения материала…….»

В тексте должна быть хотя бы одна тематическая картинка.

Кнопка с призывом к действию (button) – если ваша статья имеет продающий уклон. Например, вы продавец бытовой техники. Оформите ссылку в виде кнопки «Перейти в каталог».

Анкор (HTML) – ссылки на другие полезные статьи, материалы, документацию и т.д.

Запомните, текст не «простыня», а хороший, читабельный, структурированный материал. Он имеет свой жанр, стиль, тип, направление, формат. Основная цель – передача читателю полезной информации, через смысловые предложения и абзацы.

Ну что, пора закругляться. Если честно, убила на текст целый день. Информации очень много. Долго размышляла над тем, как преподнести информацию. Собрать материал по крупицам и найти то, что мне нужно.

"Эх, моя головная боль. Я многое понимаю, а вот с объяснениями бывает беда. А вообще, я планировала сегодня написать пару лёгких статеек на каналы и передохнуть. Угу – не получилось, ни фартануло. Время 23:08, а я только накидала черновой вариант в ворд".

На сегодня всё. Всем хорошего настроения и до новых встреч!

Подписывайтесь на канал, делитесь впечатлениями в комментариях.

Ваш рейтинг должен быть не менее 500 для оценки публикации
32 / -3
нет
Показать комментарии (9)
Заработали сегодня
Посмотреть
Ежедневный конкурс лучших постов Подробнее

Читайте также

сегодня, 07:56 - 93 просмотрa
10 комментариев
Подробнее