Понять и простить: нужны ли на самом деле тюрьмы?
В «Духовном пути» Грегори Дэвид Робертс (литературный отец Шантарама) пишет, что «в древних текстах, посвященных служению, от человека всегда требуют того или иного послушания – оно считается обязательным для тех, кто хочет вступить на Путь. Не ради уничижения своего «Я», а скорее для очищения его от гордыни и тщеславия, которые не нужны для обретения связи с Духовной Реальностью».
Тюрьма действует наоборот – исходит из намерения уничижать (а часто и уничтожать – почувствуйте разницу) индивидуальность, «своё Я». При этом гордыня и тщеславие нередко вымещаются злобой, а точнее сказать – озлобленностью. В этом видится мне один из корней низкой эффективности лишения свободы. По крайней мере в том виде, в котором оно применяется сейчас в России, да и многих других странах.
Если попытаться синхронизировать духовность с моралью, получится, что сознательно идущий на преступление человек аморален и, по-видимому, в определённой степени бездуховен. Ведь он допускает возможность положительного для себя исхода событий ("добра") после совершения им умышленного «зла».
Тюрьма (а пожалуй, точнее сказать «тюремщики») зачастую (почти всегда) подменяют послушание подчинением, смирение – злобой и ненавистью, искупление вины – ожиданием возможности взять реванш за наказание.
Таким образом, тюрьма оказывается способной исправить лишь того, кто фактически не нуждается в исправлении, а нуждается скорее в осознании и искуплении вины. В большинстве случаев такой человек может гораздо эффективнее искупать вину на свободе, чем в неволе.
Подлинный преступник при этом также оказывается неспособен исправиться в условиях репрессий – он привык отвечать на силу силой, на зло – ещё большим злом. Выходит, что тюрьма в сегодняшнем её виде оказывается не нужна никому. Добросовестно оступившихся граждан вполне способны исправить общество и их собственная совесть, а профессиональных преступников уместнее отправлять в монастырь – туда, где они будут окружены любовью людей, фактически сделавших прощение своей профессией.
Любопытно, что такая позиция подтверждается в том числе и статистикой. Процент рецидивов у амнистированных и освободившихся по УДО всегда гораздо ниже, чем у тех, кто вышел из тюрьмы «по звонку». Недаром такие меры, как условно-досрочное освобождение, помилование и амнистия называются «мерами государственного прощения» – термином, в котором духовное, кажется, преобладает над государственным.
Нужны ли на самом деле тюрьмы?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить: