Сельский Константин Андреевич
Автор публикации
Сельский К.А.Подписчиков: 1321

Капитальный ремонт

219 просмотров
11 дочитываний
3 комментария
На сегодня эта публикация уже заработала 0,20 рублей за дочитывания Зарабатывать

КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ: ПЛАТИТЬ ИЛИ НЕ ПЛАТИТЬ?

В последнее время многие граждане обращаются за консультациями к юристам с вопросом о том, как избежать платы за капитальный ремонт, введённой на территориях субъектов Российской Федерации в 2014 и в 2015 годах. По мнению таких граждан, оплата за капитальный ремонт является незаконной и нарушает их права как собственников помещений, и поэтому её можно не вносить.

Для того, чтобы разобраться в таком вопросе, как внесение платы за капитальный ремонт, нужно обратиться к жилищному законодательству, а также к истории его изменения за последние годы.

Обязанность по внесению собственниками помещений платы за капитальный ремонт была установлена ещё в первой редакции Жилищного кодекса Российской Федерации (п.1 ч.2 ст.154 и ст.155 ЖК РФ). Все последующие редакции не отменяли указанную обязанность, за исключением редакции от 25.12.2012 (Федеральный закон от 25.12.2012 № 271-ФЗ), приостановившей обязанность собственников помещений вносить плату за капитальный ремонт на срок до вступления в силу региональной программы капитального ремонта (в каждом субъекте дата вступления такой программы в силу различна), в которую были бы внесены все многоквартирные дома субъекта, за исключением тех домов, которые признаны аварийными и подлежащими сносу, а также домов, принятых и введённых в эксплуатацию после публикации программы (в этом случае собственники помещений могут быть освобождены от уплаты взносов на капитальный ремонт на срок до пяти лет).

Естественно, собственники помещений были рады тому, что обязанность по внесению платы за капитальный ремонт была, по их мнению, с них снята.

Вместе с тем никто и никогда не собирался снимать с собственников помещений обязанность по внесению этой платы. Тогда возникает резонный вопрос: а зачем было вносить изменения в действующее жилищное законодательство? Платили бы, как и раньше, взносы на капитальный ремонт в управляющую организацию.

Однако одной из целей Федерального закона от 25.12.2012 № 271-ФЗ была недопустимость нецелевой траты денежных средств, поступающих от собственников помещений в качестве платы за капитальный ремонт. Ведь ни для кого не секрет, что управляющие организации, собирая с граждан средства на капитальный ремонт, зачастую тратили их совершенно на другие цели, чем нарушали право граждан на жилище, закреплённое в ст.40 Конституции Российской Федерации. Или же платили подрядным организациям за работы, которые фактически не были выполнены. Именно поэтому было принято решение на уровне Государственной Думы РФ о формировании фонда капитального ремонта в каждом из субъектов Российской Федерации.

У многих граждан имеются опасения, что средства, собранные на капитальный ремонт, могут быть потрачены на другие нужды.

Здесь стоит сказать следующее: законами субъектов предусмотрено, что средства, собираемые на капитальный ремонт, могут быть потрачены субъектами только на капитальный ремонт. Ни о каких зарплатах чиновникам или иных тратах речи быть не может. И следить за формированием фонда кап. ремонта на счёте регионального оператора или же на спецсчёте обязана государственная жилищная инспекция (в части регионов она называется службой строительного надзора и жилищного контроля). То есть денежные средства, собираемые на капитальный ремонт, должны быть потрачены именно на капитальный ремонт, и никуда больше. Иные траты таких средств могут быть признаны нецелевым использованием денежных средств, за что предусмотрена ответственность. В частности, Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за присвоение или растрату.

Кто освобождён от уплаты взносов на капитальный ремонт?

От уплаты взносов на капитальный ремонт освобождены собственники помещений, находящихся в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу.

Решение о признании домов аварийными и подлежащими сносу принимается органами местного самоуправления после проведения соответствующих обследований дома с привлечением экспертов. Чтобы дом признали аварийным и подлежащим сносу, собственникам помещений в таком доме нужно обратиться в местную администрацию с заявлением об обследовании дома и принятии решения о признании его аварийным и подлежащим сносу. С даты такого признания собственники помещений будут в полном объёме освобождены от обязанности уплаты взносов. А если до этой даты они вносили средства на капитальный ремонт, то эти средства должны быть возвращены.

Также денежные средства, уплаченные в качестве взносов на капитальный ремонт, должны быть возвращены и при изъятии земельного участка, на котором расположен дом, и жилых помещений в этом доме для государственных и муниципальных нужд.

Порядок возврата средств на капитальный ремонт устанавливается региональным законодательством. В частности, статья 24 Закона Красноярского края от 27.06.2013 № 4-1451 указывает на следующее:

«1. В случае признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции региональный оператор обязан направить средства фонда капитального ремонта на цели сноса или реконструкции этого многоквартирного дома на основании решения собственников помещений в этом многоквартирном доме о его сносе или реконструкции.

2. Средства фонда капитального ремонта на цели сноса и реконструкции перечисляются региональным оператором лицу, указанному в решении собственников помещений в этом многоквартирном доме о его сносе или реконструкции и осуществившему работы по сносу или реконструкции многоквартирного дома, в течение шести месяцев с даты получения региональным оператором заверенных в установленном порядке копии соответствующего решения, копии договора подряда на работы по сносу или реконструкции многоквартирного дома и копий актов выполненных работ, подписанных сторонами.

3. В случае изъятия для государственных или муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, и соответственно изъятия каждого жилого помещения в этом многоквартирном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации, Красноярскому краю или муниципальному образованию, региональный оператор обязан выплатить собственникам помещений в этом многоквартирном доме средства фонда капитального ремонта пропорционально размерам уплаченных им взносов на капитальный ремонт и размеру указанных взносов, уплаченных предшествующими собственниками этого помещения.

При этом собственник помещения в многоквартирном доме сохраняет право на получение выкупной цены за изымаемое жилое помещение и иные права, предусмотренные статьёй 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

4. Средства фонда капитального ремонта, подлежащие возврату собственнику помещения в многоквартирном доме, в том числе средства, накопленные свыше объёма средств, затраченных на снос или реконструкцию многоквартирного дома, перечисляются региональным оператором на основании заявления собственника с приложением копий документов, удостоверяющих личность и право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме, на указанный им банковский счёт в течение шести месяцев с даты получения заявления».

Кроме того, от уплаты взносов на капитальный ремонт освобождены также наниматели жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма специализированных помещений, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, а также арендаторы жилых помещений по договорам аренды (т.е. лица, не являющиеся собственникми помещений в многоквартирных домах).

Кому положены льготы на уплату взносов на капитальный ремонт?

Вопрос о том, кому положены льготы на капитальный ремонт, также решают региональные власти. В Красноярском крае льготы предоставляются ветеранам труда, инвалидам ВОВ, участникам ВОВ, труженикам тыла, лицам, приравненным к участникам ВОВ; гражданам, подвергшиеся воздействию радиации; реабилитированным лицам; многодетным семьям и т.д.

Но при этом стоит учитывать, что задолженность по капитальному ремонту может привести к лишению права на предоставление жилищных субсидий (в том числе и указанных льгот).

Однако несмотря на то, что внесение платы за капитальный ремонт – это обязанность, закреплённая за собственниками помещений Жилищным кодексом РФ, количество вопросов, поступающих от граждан по поводу возможности избежать внесения данной платы, не уменьшается. В частности, на данном сайте количество ежедневно задаваемых вопросов по этой теме составляет несколько десятков. И всё чаще граждане ссылаются на определение Верховного Суда РФ от 04.06.2014 № 57-АПГ 14-2, в котором, по мнению граждан, указано, что взносы на капитальный ремонт являются добровольными.

Между тем анализ данного судебного акта показывает, что Верховный Суд РФ, рассматривая заявление Безуглого Н.В. о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Закона Белгородской области от 31 января 2013 года «О создании системы финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Белгородской области» по апелляционной жалобе Безуглого Н.В. на решение Белгородского областного суда от 10 февраля 2014 года, никоим образом не ставил под сомнение положения ст.ст.154 и 158 Жилищного кодекса РФ, которыми закреплена обязанность собственников помещений вносить взносы на капитальный ремонт.

В частности, в определении указано следующее:

«На основании ч. ч. 1, 3 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно доле в праве общей собственности на это имущество путём внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и взносов на капитальный ремонт. Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.

Право собственников помещений в многоквартирном доме на денежные средства фонда капитального ремонта, образованного за счёт их взносов, конкретизировано в разделе IX Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым фонд капитального ремонта формируется путём перечисления взносов собственников помещений на специализированный счёт либо путём их перечисления на счёт регионального оператора (часть 3 статьи 170 данного Кодекса)».

Как было сказано выше, данные положения Жилищного кодекса РФ судом не ставились под сомнение.

В связи с этим речи о добровольности уплаты взносов на капитальный ремонт быть не может. Неуплата взносов, во-первых, станет причиной для лишения права на субсидии, а во-вторых, взыскания долга в судебном порядке.

И в конце позволю себе добавить следующее: капитальный ремонт никогда не будет проводиться «здесь и сейчас». Возврат такой обязанности, как оплата за капитальный ремонт, обусловлен прежде всего тем, что дома, в которых мы живём в настоящее время, рано или поздно потребуют капитального ремонта. А в этих домах будут жить в том числе и наши дети,, внуки, правнуки и т.д. Поэтому тем, кто говорит: «Зачем я буду платить за ремонт, до которого не доживу?», - отвечу так: «Думать нужно не только о себе, но и о будущих поколениях».

Благодарю за внимание.

Ваш рейтинг должен быть не менее 500 для оценки публикации
0 / 0
нет

Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:

C Уважением, юрист Сельский Константин Андреевич
Показать комментарии (3)
Заработали сегодня
Посмотреть
Ежедневный конкурс лучших постов Подробнее

Читайте также

сегодня, 01:23 - 29 просмотров
2 комментария
Подробнее
вчера, 13:01 - 786 просмотров
131 комментарий
Подробнее
позавчера, 19:16 - 31 просмотр
1 комментарий
Подробнее
позавчера, 12:09 - 42 просмотрa
2 комментария
Подробнее
02.02.2023, 10:52 - 38 просмотров
2 комментария
Подробнее
31.01.2023, 20:47 - 849 просмотров
20 комментариев
Подробнее
29.01.2023, 15:27 - 119 просмотров
10 комментариев
Подробнее
26.01.2023, 07:53 - 22 просмотрa
Подробнее