Алексеенко Ирина Петровна
Алексеенко И.П. Подписчиков: 11908
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 19.2М

Деньги списаны со счёта в срок действия моратория в отношении должников. Должен ли пристав вернуть деньги? Вопрос – ответ

1 525 дочитываний
140 комментариев
Эта публикация уже заработала 71,45 рублей за дочитывания
В конкурсе публикаций от 31.07.2022 эта публикация заработала 400,00 рублей
Зарабатывать

Деньги списаны со счёта в срок действия моратория в отношении должников. Должен ли пристав вернуть деньги? Вопрос – ответ

Фото: Яндекс. Картинки

Вопрос, который мы рассмотрим в данной публикации, далеко не праздный. Граждане, волей случая попавшие в "капкан" долговых обязательств, на стадии применения принудительных мер исполнения судебных решений сталкиваются с произволом мировых судей, судебных приставов, с халатностью и безответственным отношением банков, произволом взыскателей.

Вопрос

До 01.04.2022 возник долг по судебному приказу. Пристав списал деньги с банковского счёта, невзирая на действие моратория по имущественным взысканиям. Если деньги были списаны в период моратория на взыскания, должен ли пристав вернуть деньги должнику?

Вопрос, конечно, интересный. И интересен он именно в той части, в которой автор вопроса вопрошает о том, должен ли судебный пристав возвратить должнику взысканные (перечисленные) с его счёта, открытого банком, денежные средства. И обязан ли это сделать пристав? Или это должен сделать всё-таки банк?

Ответ

О том, что деньги должны быть возвращены держателю вклада (владельцу открытого счёта), вопрос, по моему мнению, иначе не стоит. Поскольку, если деньги взысканы с должника с нарушением законодательства, они должны быть возвращены должнику.

Здесь следует чётко понимать, что судебный пристав – исполнитель деньги со счёта должника не списывает; перечисление денежных средств со счёта должника производит банк, осуществляющий обслуживание счетов должника, а посему в случае необоснованного перечисления деньги на счёт обязан возвратить именно банк, и не иначе.

В указанном автором вопроса случае должник вправе направить в банк мотивированную претензию с требованием о возврате на банковский счёт денежных средств, перечисленных судебному приставу-исполнителю незаконно.

Бездействие банка, связанное с отказом в удовлетворении претензии, может быть обжаловано заявителем в Центробанк РФ.

Законодательная база вопроса

ФЗ от 26.10.2002 № 127-ФЗ –ФЗ; ФЗ от 02.10.2007 № 229-ФЗ; постановление Пленума ВС РФ от 24.12.2020 № 44; ФЗ от 02.12.1990 № 395-1-ФЗ.

Согласно пунктам 1, 5 части 3 статьи 68 федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "Об исполнительном производстве", мерами принудительного исполнения являются:

1) обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги... 5) наложение ареста на имущество должника, находящееся у должника или у третьих лиц, во исполнение судебного акта об аресте имущества.

Итак. Мы выяснили, что судебный пристав-исполнитель вправе в качестве меры принудительного исполнения судебного решения обратить взыскание на денежные средства и ценные бумаги должника (посредством вынесения постановления об обращении взыскания), что не тождественно списанию денежных средств с банковского счёта должника.

По смыслу требования пункта 2 статьи 70 федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 "О банках и банковской деятельности" перечисление денежных средств со счетов должника производится на основании исполнительного документа или постановления судебного пристава – исполнителя, перечисление осуществляется на депозитный счёт службы судебных приставов.

По смыслу пункта 8 статьи 70 ФЗ № 395-1 ФЗ не исполнить исполнительный документ или постановление судебного пристава-исполнителя полностью банк или иная кредитная организация может в случае отсутствия на счетах должника денежных средств либо в случае, когда на денежные средства, находящиеся на указанных счетах, наложен арест или когда в порядке, установленном законом, приостановлены операции с денежными средствами, либо в иных случаях, предусмотренных федеральным законом.

Перечисление денежных средств со счетов должника производится банком на основании исполнительного документа или постановления судебного пристава-исполнителя (а не списывается судебным приставом исполнителем); а также мы выяснили, что банк вправе не исполнить исполнительный документ.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 3 статьи 9.1 федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" на срок действия моратория в отношении должников, на которых он распространяется, приостанавливается исполнительное производство по имущественным взысканиям по требованиям, возникшим до введения моратория (при этом не снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения имуществом должника, наложенные в ходе исполнительного производства).

В силу пункта 9 части 1 статьи 40 федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "Об исполнительном производстве" в случаях распространения на должника моратория на возбуждение дел о банкротстве, предусмотренного статьей 9.1 федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" исполнительное производство подлежит приостановлению судебным приставом – исполнителем полностью или частично.

В случаях распространения на должника моратория на возбуждение дел о банкротстве исполнительное производство подлежит приостановлению судебным приставом-исполнителем полностью или частично. Вместе тем, законодатель не обязывает судебного пристава исполнителя направлять в банк постановление о приостановлении исполнительного производства

Согласно разъяснениям, данным в постановлении Пленума ВС РФ от 24.12.2020 № 44 "О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" со дня введения в действие моратория в силу прямого указания закона исполнительное производство по имущественным взысканиям по требованиям, возникшим до введения моратория, приостанавливается (подпункт 4 пункта 3 статьи 9.1 Закона о банкротстве).

Исполнительное производство считается приостановленным на основании акта о введении в действие моратория до его возобновления.

Это означает недопустимость применения мер принудительного исполнения в период действия моратория, а также невозможность исполнения исполнительного документа, предъявленного взыскателем непосредственно в банк или иную кредитную организацию (далее – банк) в порядке, установленном частью 1 статьи 8 федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".

В случае поступления исполнительного документа в банк в отношении должника, на которого распространяется действие моратория, банк принимает такой исполнительный документ и оставляет его без исполнения до окончания действия моратория.

Исполнительное производство считается приостановленным на основании нормативно-правового акта о введении в действие моратория до его возобновления (а не постановления судебного пристава-исполнителя), то есть в силу прямого указания закона. Это означает недопустимость применения мер принудительного исполнения в период действия моратория, вследствие чего банк обязан оставить исполнительный документ об обращении взыскания на денежные средства должника без исполнения до окончания действия моратория.

В таком случае, если банк перечислил деньги должника с его счёта, он и обязан возвратить денежные средства на счёт.

ВАЖНО! По смыслу статьи 9.1 Закона о банкротстве в период действия моратория не приостанавливается исполнительное производство по требованиям о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о выплате заработной платы и выходного пособия, об уплате алиментов.

Это моя правовая позиция, сделанная на основании собственного анализа законодательства РФ в сфере исполнительного производства. Она может быть отлична от мнения пользователей, в таком случае я желала бы увидеть в комментариях к публикации мотивированные доводы.

Не нравится – это не аргумент, поскольку оценке подлежит юридическая публикация.

Позиция автора актуальна на дату размещения публикации на сайте. Следите за изменениями законодательства РФ в сфере исполнительного производства.

140 комментариев
Понравилась публикация?
155 / -5
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 140
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые
Пенсионер Елена
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 43.2к
30.07.2022, 19:27
Краснодар

По справедливости долги нужно возвращать.

+7 / -8
картой
Ответить

ЕленаПишет 30.07.2022 в 19:27
По справедливости долги нужно возвращать.

Спасибо за мнение .Никто и не спорит. Само по себе приостановление ИП не свидетельствует о том, что должники освобождены от обязанности возвращать долги

+4 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
DELETE

Часто бывают ситуации при которых ну ник по справедливости долги не вернуть, так как денег нет. А судебные приставы последнее всегда пытаются отобрать.

Пенсионер Елена
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 43.2к
31.07.2022, 11:31
Краснодар

А ч всегда думаю о том кто одолжил деньги. Банкрот часто намеренно потратил деньги на красивую жизнь. И теперь нечем отдавать.

А если человек, который занял, остро нуждается в деньгах, своих деньгах . Ждать возврата долга до конца жизни. Шанс равен нулю.

Тем более в материале написано, что деньги уже пристав списал с карты. Значит деньги были! Закончились? Прижми свои расходы , и работай, работай, на любой работе . А так проще всего, я - банкрот! Ничего у меня нет! И пошли все вы куда подальше....Позиция прохвоста и афериста!

+1 / -2
Ответить
Электрогазосварщик Иван
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 0
03.08.2022, 18:17
Екатеринбург

Было бы не законно - другой вопрос Крупные юрлица набанкротили с начала 2000х на куда-более ощутимые суммы, а какой-то мелкий Васечка с своими 300к -погоды не сделают. И 5000 таких Васечек погоды не сделают. Ну а кто хочет платить - пусть платит, ничего против и тех и других не имею - главное же за собой следить.

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

Это у простых людей. а в отношении юрлиц-должников они и пальцем не шевельнут. Плавали - знаем.

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (2)

ЕленаПишет 30.07.2022 в 19:27
По справедливости долги нужно возвращать.

По справедливости? Государство с её банковской системой и кредитно-денежной политикой заточено на закабаление граждан. Чтоб требовать справедливости от граждан, прежде всего нужно требовать справедливости у государства. Наше государство и банковская система кормит забугорных толстосумов обсасывая и без того нищее население

+15 / -1
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (3)

Всем полезно знать об этом, спасибо за публикацию.

+10 / 0
картой
Ответить

Кушнир Анна ВладимировнаПишет 30.07.2022 в 20:09
Всем полезно знать об этом, спасибо за публикацию.

Благодарю за отклик

+3 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Знание нормативно правовой базы всегда помогает в жизни

+4 / 0
Ответить

Шмидт Александр АлександровичПишет 31.07.2022 в 09:18
Знание нормативно правовой базы всегда помогает в жизни

Нормативно правовая база неподъёмна для обывателя. Хотя в вопросе, решение которого вызвало проблемы, можно разобраться

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
DELETE

Да, информация многим пригодится

ОксанаПишет 31.07.2022 в 12:14
Да, информация многим пригодится

Спасибо за отклик на публикацию

0
Ответить
раскрыть ветку (0)

ОксанаПишет 31.07.2022 в 12:14
Да, информация многим пригодится

Если считаете публикацию полезной для широкого круга читателей, прошу поделиться с подписчиками. Таким образом мы вместе с Вами будем способствовать продвижению юридических публикаций на сайте

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (2)

Благодарю Вас

+2 / 0
Ответить

Марина ВладимировнаПишет 31.07.2022 в 13:38
Благодарю Вас

Спасибо, Марина Владимировна

0
Ответить
раскрыть ветку (0)

хорошая статья

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (2)
раскрыть ветку (4)

Очень интересная статья. Очень важная и актуальная на сегодня информация. Буду иметь ввиду. Особенно понравилось: банк обязан вернуть!!!

+6 / 0
картой
Ответить

ПолезныйПишет 30.07.2022 в 22:29
Очень интересная статья. Очень важная и актуальная на сегодня информация. Буду иметь ввиду. Особенно понравилось: банк обязан вернуть!!!

Благодарю за отклик

+4 / 0
Ответить

К вашим услугам.

+2 / 0
Ответить

ПолезныйПишет 31.07.2022 в 00:07
К вашим услугам.

В таком случае, поблагодарю ещё раз, коль шляпа снята

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)

Читал, читал, и голова кругом. Без юриста не разобраться

+5 / 0
картой
Ответить

Валентин М.Пишет 30.07.2022 в 22:05
Читал, читал, и голова кругом. Без юриста не разобраться

Надо ещё один заход сделать, тогда всё станет ясно

+4 / 0
Ответить

Хорошо. Завтра с утра попробую

+1 / 0
Ответить

Валентин М.Пишет 30.07.2022 в 22:46
Хорошо. Завтра с утра попробую

0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Валентин М.Пишет 30.07.2022 в 22:46
Хорошо. Завтра с утра попробую

И как с утра, прояснилось что-либо ?

+1 / 0
Ответить

Праздник ведь

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Валентин М.Пишет 31.07.2022 в 13:31
Праздник ведь

С праздником ! Всех благ !

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (2)
раскрыть ветку (2)

Вот, вот..Толко обэтом хотела написать . Если не перечитывать и самомому не брать на вычитку указанную нормативку, из статьи не поймешь, на кого же распространяется этот самый мораторий. Если написано для широкого круга читателей, надо разложить по полочкам. Понятно одно, жить надо по средствам, в бизнес надо идти подготовленным и со стартовым капиталом, по обязательствам следует отвечать. Если протянули руку в Ваш карман, не имея на то законного основания - в суд! Отстаивать свои права! И, как-то все-таки стараться разбираться в действующей нормативно-правовjй базе!Согласитесь, что это немало и жизненно важно!А, от автора по данной статье , прошу уточнения и пояснения в доступной широкому кругу читателей форме! На кого распространяется мораторий??Какой период он действует?Спасибо!

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (2)
раскрыть ветку (1)

Спасибо за полезную информацию!

+5 / 0
картой
Ответить

Осипова Наталья ВладимировнаПишет 30.07.2022 в 22:25
Спасибо за полезную информацию!

Спасибо за отклик на публикацию

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
Показать комментарии (140)

Через 18 лет "Русский стандарт" по суду списал с моей карты уже оплаченный кредит. Реальная история

Технику, а именно компьютер, колонки и ТВ-тюнер, чтобы использовать его как телевизор, выдали мне легко - на тот момент я работала официально уже три года на полной ставке, зарплата была не особо большой,...

Подлежит ли уплате госпошлина при рассмотрении дела в суде по требованию о рассрочке исполнения судебного постановления? Вопрос-ответ

При подаче в суд заявления о рассрочке исполнения судебного решения заявитель обязан уплатить государственную пошлину в соответствии с требованием ст. 333. 19 НК РФ (п.п. 13 п.1).

Должник, где деньги?

Должник начал процедуру банкротства. По сути это означает, что у него нет денег, чтобы рассчитаться с кредиторами. В этой статье рассмотрим случаи, применительно к гражданину-должнику, то есть физическому лицу.