Что изменится, когда Папа Франциск наделит всех священников правом прощать аборты
Краткое содержание :
Римско-католическая церковь разрешит священникам всего мира прощать аборты. Это объявление было сделано Папой Франциском в конце Юбилея Милосердия — священного года, посвященного прощению.
Когда священный год завершился 20 ноября, Папа Франциск сделал постоянным разрешение, которое он временно дал священникам, прощать грех «производства абортов» посредством таинства примирения, более известного как «исповедь».
После решения Папы возникло множество вопросов: могут ли священники уже не прощать аборты? Или папа смягчает позицию церкви в отношении абортов?
Аборт в католическом каноническом праве
Первое, что нужно понять, это то, что аборт занимает сложное место не только в более широком католическом понимании греха, но и в сложных юридических кодексах Церкви.
Также важно понимать, что в контексте аборта грехом является «производство аборта» , а не просто «аборт». Потенциально оно включает не только того, кто делает аборт, но и женщину, которая делает аборт (если она делает это сознательно, свободно, зная, что это неправильно или греховно), и других, которые помогают и подстрекают аборт. Процесс.
На протяжении всей католической истории периодически велись споры о том, когда происходит «одушевление» плода. Например, и это наиболее известно, св. Фома Аквинский, один из выдающихся создателей католической доктрины в период после Средневековья, утверждал, что одушевление на самом деле происходит у мальчиков через 40 дней после зачатия, а у девочек — через 80 дней.
Тем не менее, аборты сами по себе регулярно осуждались, начиная с раннехристианских соборов в 305 году нашей эры и до наших дней. В 1588 году папа Сикст V приговорил к аборту наказание в виде отлучения от церкви в своей «Папской булле», официальном письме от папы. Папа Святой Иоанн Павел II, Папа Бенедикт XVI и Папа Франциск также подчеркивали, что аборт является одним из самых тяжких грехов.
Когда Папа расширил полномочия священников прощать грех, связанный с абортом, он обратился к важному различию в законе Римско-католической церкви. Каноническое право, официальный закон или «каноны» католической церкви, проводит различие между «грехом» и «преступлением».
«Грех» — это действие, совершенное с «полным сознанием и согласием», которое идет против воли Бога: Грехи, особенно смертные грехи, которые угрожают спасению человека, такие как убийство, воровство и прелюбодеяние, обычно «отпускаются» или прощаются, когда человек исповедуется в своих грехах священнику. В католической церкви это «таинство примирения».
«Преступление» — это нарушение закона, которое влечет за собой особую каноническую или юридическую санкцию. Например, помимо абортов, нападки на папу, рукоположение женщин в священники и нарушение тайны исповеди считались бы «преступлениями» в соответствии с католическим каноническим правом.
Аборт – и грех, и преступление
Таким образом, с точки зрения католического права не все грехи являются преступлениями, но все преступления являются грехами.
Делать аборт, как разъясняет канонический адвокат Эдвин Питерс, считается и грехом, и преступлением в соответствии с католическими правовыми кодексами. Как грех, производство аборта должно быть исповедано священнику.
Но вынужденный аборт как преступление влечет за собой наказание в виде «latae sententiae отлучения от церкви», то есть автоматического исключения из католической церкви. Только грехи, которые также являются преступлениями, влекут за собой автоматическое отлучение от церкви, хотя формальное отлучение от церкви возможно по другим причинам, что в наши дни делается очень редко.
Тот факт, что производство аборта является одновременно и грехом, и преступлением, ставит тех, кто хочет исповедаться, в особое затруднение: они не могут быть освобождены от греха без исповеди перед священником. Однако, поскольку они были автоматически отлучены от церкви, им отказано в доступе к отпущению грехов, дарованному в исповедальне.
Обычно только епископ может снять наказание в виде отлучения. Таким образом, кто-то, желающий получить отпущение греха, связанного с абортом, должен сначала снять наказание в виде отлучения от церкви, прежде чем исповедоваться священнику.
В 2009 году, например, местный епископ отлучил от церкви семью девятилетней девочки из Бразилии, которая сделала аборт после изнасилования отчимом, как и врачей, проводивших эту процедуру. Хотя решение епископа вызвало огромную негативную реакцию среди рядовых католиков, формально оно соответствовало букве, если не духу, церковного закона.
Что изменится?
Что делает Папа Франциск, так это позволяет священникам одновременно отменять наказание в виде отлучения от церкви и освобождает тех, кто признается в том, что сделал аборт. Другими словами, вмешательство местного епископа больше не требуется.
Во многих частях католического мира решение папы фактически ничего не меняет. Например, в большинстве американских епархий священники уже имеют разрешение делать именно то, что разрешает Папа Франциск: отменять наказание в виде отлучения от церкви и отпускать грех производства абортов.
Итак, пожалуй, самые актуальные вопросы: «Почему Папа Франциск делает это сейчас и какая от этого разница?»
С одной стороны, Папа Франциск расширяет практику, которая теперь стала распространенной во многих местах, и делает ее универсальной для всей католической церкви: не все католические епархии или епископы позволяют своим священникам снимать отлучение от церкви вместе с отпущением греха искусственного аборта. Как ясно показывает пример Бразилии 2009 года, во многих епархиях такой власти нет.
Вмешательство местного епископа не потребуется для прощения аборта. L'Osservatore Romano/Бассейн Фото через AP
Но на другом уровне действия Папы Франциска побуждают священников быть более чуткими к контексту жизни своих прихожан, как в случае с девятилетней девочкой, и меньше полагаться на юридические формулы и определения, когда дело доходит до общения. Со сложными реалиями человеческой жизни.
В Соединенных Штатах, например, католические женщины чаще делают аборты, чем протестантки. В 2014 году 24 процента пациентов, сделавших аборт в США, идентифицировали себя как католики.
Учитывая строгий запрет на аборты в католической церкви, ясно, что значительное число женщин-католичек в Соединенных Штатах считают, что аборт — это личное решение, отражающее их собственную оценку того, что отвечает не только их интересам, но и наилучшие интересы своих семей.
Путь к тому, чтобы церковь стала более милосердной
Хотя решение Папы Франциска в отношении абортов само по себе неудивительно, оно является частью общего подхода к католическому учению и практике, который стремится сделать их более гуманными, более милосердными и более легко адаптируемыми к превратностям повседневной человеческой жизни.
Картинки с Яндекс картинки