Смертоноснее, чем "Титаник": паром отправился в путь с 1900 пассажирами на борту. Выжили только 64 человека.
Автор: Элиан Пельтье
25 сентября 2022 г.
ЗИГИНШОР, Сенегал — На верхней палубе десятки студентов университета играли в карты. В каютах первого класса внизу пассажиры смотрели фильм "ВВС один". В переполненном купе третьего класса подростковая футбольная команда, направлявшаяся на турнир, распевала песни.
Все они были на борту парома под названием Joola, когда 20 лет назад он отправился в 17-часовое путешествие из города на юге Сенегала, вдоль западного побережья Африки, в столицу Дакар.
С наступлением ночи празднества внезапно прекратились. Дождь начал барабанить по палубе "Джулы", сотни пассажиров бросились внутрь, паром накренился влево, а затем перевернулся — и большинство путешественников оказались в ловушке.
26 сентября 2002 года на "Джуле" погибло больше людей, чем на "Титанике", что делает его вторым самым смертоносным морским крушением, когда-либо зарегистрированным в мирное время. Из более чем 1900 человек выжили только 64 - на пароме, рассчитанном максимум на 580 человек. Никто из 46 младенцев и малышей, находившихся на борту, не выжил.
И все же по прошествии двух десятилетий никто не был привлечен к ответственности. За пределами Сенегала мало что известно о Джооле, и даже в Сенегале многие винят плохую погоду или какую-то неконтролируемую силу.
Усейну Джиба, продавец манго, который в тот день перевозил свой товар на рынок и подбадривал поющую футбольную команду, на это не купился.
"Некоторые утверждают, что это была Божья воля", - сказал мистер Джиба, ныне школьный учитель, во дворе своего скромного бетонного дома, когда его маленькие дети играли в футбол неподалеку. "Как это может быть Божьей волей, когда было так много человеческих ошибок?"
Выжившие и семьи жертв, а также многочисленные расследования утверждают, что виноваты сенегальские военные, которые управляли паромной переправой; правительственные чиновники, которые проигнорировали бесчисленные предупреждающие знаки; и высшее руководство страны, чья медленная реакция привела к тому, что первые спасатели не добрались до Джолы, застрявшей менее чем на 90 в морских милях от Дакара, до 17 часов после того, как он перевернулся. Многие пассажиры были еще живы, но спасателям не хватало оборудования, чтобы спасти их.
Ни военно-морской, ни военный, ни министерство транспорта Сенегала не ответили на многочисленные запросы о комментариях.
Выжившие и семьи жертв все еще борются за то, чтобы поднять лодку, чтобы они могли похоронить своих близких. На четырех кладбищах покоятся более 550 жертв, но большинство из них остаются на глубине 59 футов в Атлантике.
"Волна била по этим душам последние 20 лет", - сказал Эли Жан Бернар Диатта, чей брат Мишель был футбольным тренером, который погиб вместе со всеми своими игроками. "Они говорят с нами во снах и просят только об одном - покоиться с миром под землей”.
В последние годы страны Африки и Азии пережили серию ужасных аварий на пассажирских паромах, в том числе в Южной Корее в 2014 году, Танзании в 2018 году и Камеруне в 2019 году.
Но в Сенегале частые несчастные случаи на небольших лодках, курсирующих по рекам и побережью страны, заставляют многих задаваться вопросом, изменилось ли что-нибудь после катастрофы в Джооле.
Когда он начал ходить в 1990 году, 260-футовый Joola был ответом на случайность в географии Сенегала. Регион Казаманс на юге отделен от центрального и северного Сенегала Гамбией, тонкой полосой страны, простирающейся от западного побережья Сенегала до его центра. Самый дешевый способ для жителей Казаманса добраться до столицы Дакара и остальной части страны - либо по поврежденной дороге на востоке, либо по морю на западе.
Но Казаманс подвергся восстанию сепаратистов, и нападения на дорогах сделали путешествие на лодке более безопасным. В 1995 году военные захватили "Джолу", заявив, что ей необходимо проверить личности пассажиров.
Тем не менее, паром регулярно был переполнен.
Когда он отходил от Зигиншора, крупнейшего города Казаманса, "Джула" уже накренилась.
Чтобы избежать жарких, переполненных помещений, многие остались на верхней палубе, в том числе десятки студентов, болтающих или флиртующих вдали от глаз консервативных родителей. Они возвращались в Дакар на осенний семестр, поскольку в Казамансе не было собственного университета, что многие обвиняли в дискриминации центрального правительства в отношении региона.
Одним из них был Усман Кейта, студент первого курса географии, который хорошо знал Джулу, поскольку работал на резных деревянных лодках, которые загружают товары на паром.
“Поездка была хорошим временем, чтобы поговорить об октябрьских экзаменах и встретиться со школьными друзьями”, - сказал г-н Кейта, которому сейчас 45 лет, тихий отец двоих маленьких детей, недавним вечером, понизив голос, когда вспоминал события того дня.
С наступлением ночи в ресторане внизу давал концерт певец, выдающий себя за самого известного музыканта Сенегала Юссу Ндура.
Но облака и сильный ветер приближались к Джуле. По более поздним сообщениям, работал только один из двух его двигателей.
Мистер Джиба, продавец манго, надеялся поспать, укрывшись подушками на груде спасательных жилетов на лодке, но охранник выгнал его, и он пошел в ресторан. Еще больше пассажиров, таких как мистер Кейта, бросились внутрь, когда после 10 часов вечера начался дождь.
Когда "Джула" резко накренилась влево, вода хлынула через несколько открытых иллюминаторов. Груз и транспортные средства в гараже, все незакрепленные, соскользнули с правого борта на левый, и большой генератор отвязался, раскачивая лодку и погружая ее в темноту.
Люди цеплялись за все, что могли. Но некоторые упали, когда лодка резко накренилась.
Мистер Кейта, студент-географ, попытался сбежать через коридор, ведущий наружу, но склон стал слишком крутым. Джула наполнялась водой. "Когда лодка была почти вертикальной, я поплыл вверх", - сказал он. "Люди кричали, и внезапно они замолчали. Вода затопила их ”.
Из 450 студентов, находившихся в тот день на борту "Джулы", он был одним из шести выживших.
Паром перевернулся в течение нескольких минут у берегов Гамбии. Его 1400 тонн и четыре палубы стали смертельной ловушкой.
В ресторане мистер Джиба выпрыгнул из иллюминатора и нырнул в океан. Он изо всех сил пытался уцепиться за корпус перевернутого парома. Но он был покрыт водорослями и слишком скользким.
Вода на вкус была как мазут. Высокие волны продолжали отбрасывать его, поглощая других пассажиров одного за другим, их крики затихали в темноте.
Затем снизу две руки схватили ноги мистера Джибы, когда он терял энергию в высоких волнах. "Мне пришлось уйти под воду, чтобы избавиться от него", - сказал он. "В какой-то момент он отпустил".
Спасательные плоты и жилеты, на которых покоился мистер Джиба, все еще были привязаны на верхней палубе, но теперь их глубина составляла 39 футов. Исмаила Ндау, отставной дайвер ВМС Сенегала, который наблюдал за безопасностью на "Джоле" за несколько дней до его опрокидывания, вспоминал в интервью, что спасательные жилеты были намеренно туго связаны друг с другом, чтобы пассажиры не могли их снять.
"Это был беспорядок: Каждый раз, когда случался небольшой инцидент, все спешили принять его ", - сказал он.
Когда мистер Джиба отошел от места крушения, он заметил белую фигуру, подпрыгивающую к нему. Это был один из немногих свободных спасательных жилетов, которые военные члены экипажа хранили в своих каютах. В нем был завернут мертвый пассажир.
"Я хотел держать тело рядом с собой, чтобы мы могли его похоронить, но оно сразу ускользнуло", - сказал мистер Джиба. Он цеплялся за спасательный жилет.
Около 20 пассажиров сумели взобраться на корпус и оставались там в течение нескольких часов, сказал один из них в интервью. Они услышали крики снизу: пассажиры были живы в некоторых воздушных карманах, которые удерживали лодку на плаву.
Но ни один сигнал тревоги не сработал, и ни один сигнал бедствия не был отправлен в Дакар или Зигиншор, как позже выяснили расследования. Только около 7 часов утра власти узнали о катастрофе с проходящих лодок.
Несмотря на это, им потребовались часы, чтобы отреагировать. Согласно отчету сенегальских следователей, военно-воздушные силы Сенегала не отправляли поисково-спасательные самолеты почти до полудня. Вместо этого рыбацкие лодки собрали первые тела и спасли выживших.
Г-н Ндоу, дайвер, был одним из первых спасателей. Когда он добрался до судна днем и вошел в него из ресторана, он столкнулся с сотнями тел, некоторые все еще держались за руки.
Он направился к носовой части и добрался до кают первого класса, которые были запечатаны и не были затоплены. Там некоторые пассажиры махали руками через иллюминаторы. Но г-н Ндоу сказал, что у них не было сварочных горелок, чтобы пробить корпус, а открытие дверей кабины привело бы к затоплению плавучей лодки.
По его словам, никто из пассажиров, которых мистер Ндоу видел живыми в каютах, не был спасен.
источник-